Как сообщили сегодня ведущие информационные агентства, сын президента Египта Хосни Мубарака, главный претендент на президентский пост на выборах в сентябре 2011г. Гамаль Мубарак сегодня приземлился в аэропорту Лондона со всей семьей и значительным багажом.
Тем временем,
американские СМИ еще в июле 2010 г. писали о том, что 82-х летний президент Хосни Мубарак болен раком и вряд ли доживет до президентских выборов сентября 2011 г..
Англичане еще в 2008 г. написали книгу
Египет после Мубарака, где изучили все возможные варианты развития событий.
Фактически, и тут я с ними согласен, в Египте есть только две идеологии, способные бороться за влияние над обществом, это либерализм и традиционализм. Либерализм, западничество как таковое в Египте довольно популярно. Его пропагандистами являются не столько Мухаммад эль-Барадей, представляющий сейчас демократическую оппозицию режиму, сколько сотни отелей, наполненных преуспевающими баблоносными туристами из Европы, России и США, а также вожделеемые полуголые туристки. Однако, не смотря на то, что доходы от туризма занимают до 12% ВВП, реально работающих там немного. Вот, они и будут поддерживать очередной "поворот на Запад". Большинство же египетских западников, как им и полагается, в первую очередь проникаются идеей свалить из неблагополучной страны и более туда не возвращаться. За границей живут до 3 миллионов египтян и присылают в страну более 4 млрд долларов, что составляет столько же доходов, сколько приносит Суэцкий канал. Так что идеология у либералов есть, Запад их поддерживает, да вот с электоратом напряженка. Никто не желает строить либерализм в 80-миллионном Египте, более 90% территории которого составляет пустыня, когда можно просто свалить в Штаты или Францию.
Другая сила - это братья мусульмане
(
история,
сами братья,
аналитика и
еще аналитика) . Официально они запрещены, членов организации регулярно помещают в тюрьмы, тем не менее, их поддерживает не менее трети весьма бедно живущего населения страны. До недавнего времени власти мирились с их существованием в качестве системной оппозиции. В прошлом парламенте они занимали 88 мест из 508. Насколько я понимаю, да поправят меня специалисты, между властью спецслужб и ихванами было негласное соглашение: власть их не сажает, братья не устраивают революций и вообще особо не высовываются.
Однако, затянувшийся с 2008 г. политический кризис в Египте, связанный с ростом цен на продовольствие, снижением туристического потока из-за мирового кризиса, нерешенными социальными проблемами и пр. заставил некоторых наиболее ретивых братьев перейти за границу дозволенной критики режима. В результате, перед парламентскими выборами в ноябре 2010 г. спецслужбы пересажали
более 1000 активистов движения, включая 8 кандидатов, а сами выборы провели так, что в парламент не попал
ни один из представителей ихванов. Разумеется, они немного опечалились из-за такой позиции властей и сейчас не преминут воспользоваться ситуацией.
Судя по всему, изначально большинство политической элиты Египта выступало за "Сирийский проект": старый лидер умирает, его место занимает сын, не шибко блистающий политическими талантами, но не мешающий соратникам отца из спецслужб сохранять status quo. Гамаль Мубарак, экономист и выпускник Американского университета в Каире в свое время
говорил: "Я не могу изменить того обстоятельства, что президент Египта - мой отец. Поэтому у меня есть две возможности - либо уйти из общественной жизни, либо продолжать делать свою работу. Я выбрал второе".
А теперь аналитика заканчивается и начинается типичная лирика.
... Преуспевающий банкир, специалист по столпам современного мира - финансам, банковскому делу, маркетингу. Американский университет в Каире, практика в банках Лондона, 8 лет стажа в bank of America. Молодая жена и полугодовалая дочка. Ни разу не одел военную форму, ни разу не был замечен в мечети. Зачем ему сдался этот Египет с его нищетой, безработицей, исламистами, террористами, больным престарелым отцом, коварными мухабаратчиками? Зачем ему брать ответственность за этот никчемный народец, который за всю свою историю не создал ничего серьезного, ни доллара, ни менеджмента, ни маркетинга, ни диснейленда, а только ислам да дурацкие пирамиды? Конечно, лучше бросить все на произвол судьбы и уединиться в уютном семейном лондонском гнездышке!
С этой точки зрения я преклоняюсь и восхищаюсь
Башаром Асадом, кстати.
Итак, чего ждать? В Египте есть два мощных идеологических направления, которые пользуются поддержкой населения, это условно либералы-западники и исламисты. И есть две реальные организованные силы, это светские националисты армия и спецслужбы, и опять исламисты. Только братья мусульмане обладают одновременно и стройной популярной идеологией, и силой. Да, они могут придти к власти после того удара, который по невыясненным причинам нанес по нынешнему режиму главный претендент в преемники. Но пускать их во власть никто не собирается, поэтому, в Египте будет очень, очень интересно в ближайшее время.
С моей точки зрения, для братьев было бы наиболее правильной линией воздержаться от какого бы то ни было экстремизма вплоть до ликвидации экстремистов, вооружиться до зубов опытом турецкой партии Справедливости и Развития, заговаривать всем зубы сказками о либерализме, демократии, исламе с человеческим лицом, поднять на щит Юсуфа Кардауи и размахивать его антитеррористическими фетвами, отдать либералам на откуп туризм и эмиграцию - пусть курят гашиш, пьют виски, любят европейских женщин, такие плохо размножаются, скоро сами перемрут, и заставить всех работать без излишнего антисионизма.