Загадочный турецкий ислам. Алевиты

Aug 16, 2010 14:31



Алевиты являются одним из самых загадочных религиозных движений Ближнего Востока. Про них мало кому что-либо известно. Даже по численности алевитов в Турции информация чрезвычайно противоречивая: от 3 до 25 млн человек. На русском языке про них нет вообще ничего. В википедии есть статья про сирийских алевитов, ошибочно там называемых кызылбашами (это как раз турецкие), про турецких нет. Есть еще несколько политизированных статей про то, как злые турки их угнетают почем зря, и поэтому их нельзя брать в Евросоюз.
Я честно пытался разобраться с этими самыми алевитами, но литературы действительно мало, в том числе на турецком - либо карательно-критическая, либо наоборот, про то, какие алевиты прекрасные и высокохудожественные. В Европе тоже ими стали активно интересоваться последнее время благодаря полумиллионной общине в Германии. В работах европейских авторов основное внимание уделяется их искусству, а также толерантности, правам человека, женщин и всему прочему, что присуще алевитам в отличие от злобных турок - мусульман суннитов.
Алевизм как самостоятельное течение возникает только в XIII в. благодаря Хаджи Бекташу Вели, суфию из Хорасана, основателю ордена бекташийа. Фактически алевиты Анатолии - это последователи бекташийа. Они, подобно шиитам, почитают ахлибейт, 12 имамов, однако, у них отсутствует традиция посещения мечетей, поста в рамадан и многого другого, что позволяет некоторым считать их немусульманской сектой. Богослужения проходят в джемах - специальных домах для богослужений (сема'). В них участвуют и мужчины и женщины, проводятся ритуальные пляски под музыку - в общем, довольно типичный зикр. Вся эта традиция, довольно закрытая для посторонних, способствовала распространению всевозможных слухов о пьянстве и употреблении наркотиков во время сема', заканчивающихся групповым сексом.
Алевизм был чрезвычайно распространен в Анатолии до завоевания Машрика.
В сети идут забавные дискусии о том, что алевиты - это принявшие ислам армяне-павликане.
После принятия Селимом Явузом титула халифа как главы всех мусульман суннитов происходят репрессии против шиитов и алевитов, которые нашли себе покровителя шаха Исмаила - основателя шиитской династии Сефевидов в Иране и по совместительству шейха ордена сефеви, основанного его отцом. В результате конфликта многие турецкие шииты переселились в Иран, а иранские сунниты - в Османскую империю. Однако, в Османской империи орден бекташийа натурализовался как структура, покровительствующая янычарам. Думаю, янычарам, которые в основной своей массе были выходцами из христианских семей Балканского полуострова, бекташийская традиция была куда ближе, чем суннитский ислам.
После упразднения янычарского корпуса в 1826 г. орден бекташийа был фактически запрещен, и последователи в массовом порядке мигрировали в Албанию, где эта традиция сохранилась до сих пор. В Восточной Анатолии, где алевизм был распространен среди простого населения, их вроде как особо не трогали.
Алевиты сначала поддержали Ататюрка, который упразднил шариат, но затем, недовольные светскими националистическими реформами, подняли в 1936 г. знаменитое восстание в Дерсиме - центре алевизма, распространенного среди народности заза. Восстание было подавлено только в 1938 г. и закончилось высылкой значительного количества заза из родных мест.
С наступлением эпохи демократии в Турции после II Мировой войны алевиты в массовом порядке поддерживали левые партии и движения. Даже сейчас в Турции сложился совершенно четкий стереотип алевиты=коммунисты. В настоящее время алевиты Турции имеют серьезное лобби в министерстве юстиции. Едва ли не большинство турецких судей и адвокатов - алевитского происхождения. Алевиты почти всегда критиковали существующую власть, однако в настоящее время есть некоторые тенденции к примирению. В частности, Эрдоган неоднократно выступал за примирение и в 2008 г. даже посетил их моление совместно с патриархом Варфоломеем. Алевиты критикуют власти в первую очередь за то, что на уроках религии в школах им преподают суннитский ислам, а также строят на деньги налогоплательщиков в их селениях суннитские мечети.
Алевитская традиция совершила огромный вклад в развитие турецкой музыкальной и поэтической культуры, так как во время сема' активно используются традиционные музыкальные инструменты (баглама, саз), игра на которых сопровождает песни религиозно-мистического содержания на стихи авторов - пиров XIV-XVI вв., среди которых наиболее известен Пир Султан Абдал (смотри последний абзац), также англ. вики. Вся традиция турецких народных песен türkü, очень популярная до сих пор - алевитская.
В Стамбуле культурный центр алевитов находится в самом центре самого большого кладбища Турции Караджа Ахмет. Кладбище названо так по имени алевитского пира Караджа Ахмет Султана. Там находится тюрбе (усыпальница) Караджа Ахмета, который и считается первым похороненным на этом кладбище.








Стандартное изображение Зульфикяра - волшебного меча халифа Али


Могилы алевитских шейхов там же


Также на кладбище есть могила коня Караджа Ахмет Султана


Обратите внимание на щедро насыпанные на могилу зерна




Пантеон алевитских святых, слева направо: Али, Хаджи Бекташ Вели, Караджа Ахмет Султан, Ататюрк)


В культурном центре присутствует магазин алевитской и левацкой литературы, а также сувениров (прошу прощения за отвратное качество фотографий)












В целом, что касается кладбища, оно должно быть полно исторических могил. Однако, алевиты так и не показали, где находится историческая часть, говоря, что самая историческая - это здесь, где усыпальница. Однако, желающих быть похороненными в самом центре, да при гробнице Караджа Ахмета много, поэтому старых захоронений там оказалось не так много, и они перемежаются с новыми.










Еще раз могила коня Караджа Ахмета


Французский журналист-телевизионщик, который приехал в Турцию снимать фильм про алевитов. Пршел к ним в центр, по-турецки ни слова. Пришлось переводить с турецкого на английский и обратно. Ужос!
Пока писал, нашел сайт Findgrave

Алевиты, Стамбул, Турция, Ближний Восток

Previous post Next post
Up