За что я люблю свою работу, так это за возможность общения с самым широким кругом людей: с нищими бабушками, пережившими коллективизацию, индустриализацию, войну, блокаду, ударное построение коммунизма и перестройку, с молодыми мажорами, покупающими квартиры за папины деньги и не видевшими в жизни ничего страшнее штрафа за превышение скорости, со средним классом - владельцами бизнеса, сделавшими себя сами, с одинокими матерями, ценой нечеловеческого напряжения всех сил решающими жилищный вопрос.
Знакомясь с очередным клиентом, никогда не знаешь, какой новой удивительной гранью повернется к тебе жизнь. Вот вам неожиданная история, о которой я думаю уже второй месяц. Зацепило и не отпускает.
С этим человеком (назовем его Аркадием) я познакомилась лет 15 назад: он купил трехкомнатную квартиру, которую я продавала. Сделка закончилась, а деловые отношения продолжились. Аркадий еще не один раз обращался ко мне то за консультацией по вопросам недвижимости, то по поводу сопровождения других его сделок.
Тогда Аркадию было 40 с лишним лет. Примерный муж, заботливый отец, трудоголик, работающий от зари до зари. Будучи кандидатом математических наук, он преподавал в ВУЗе, параллельно занимаясь каким-то бизнесом, тоже связанным с обучением. За прошедшее время защитил докторскую диссертацию и занял профессорскую должность.
В общем, не какой-то фрик или городской сумасшедший, а уважаемый член общества, так сказать, оплот и опора.
И вот 25 января он позвонил мне, чтобы поздравить с Татьяниным днем. Поговорили о жизни, о том о сем. И тут он меня спрашивает:
- Татьяна, у вас ведь есть состоятельные знакомые? Владельцы заводов, газет, пароходов?
Знакомые у меня такие есть. В свое время я плотно работала и с банкирами, и с нефтетрейдерами, и просто с владельцами довольно крупных промышленных предприятий. Интересуюсь, зачем ему нужны эти люди.
- Понимаете, я сорок лет работал над одной математической проблемой. Точнее, она лежит на стыке математики и философии, и сформулирована еще в античные времена. И недавно я ее решил.
- А как с этим связаны олигархи?
- Я хочу продать решение. Да, прикладного значения у него нет, но автор войдет в историю науки. Его имя будет стоять в одном ряду с именами Аристотеля, Пифагора, Евклида и так далее.
- Но автор решения - вы?
- Я останусь неизвестным. Пусть вся слава достанется тому, кто заплатит.
- Вам не кажется, что решение такой проблемы человеком, не имеющим отношения к математике, вызовет вопросы? И как этот якобы автор будет на них отвечать?
- Я готов объяснить ему ход своих мыслей до последней мелочи. Мной уже все записано и оформлено.
- А почему вы сами не хотите опубликовать это решение? Вся слава будет вашей, а способ монетизации найдется.
- Это долго и дорого. За публикации во многих зарубежных научных журналах нужно платить. Нужен качественный перевод на английский. Мне совсем не хочется всем этим заниматься. Вполне достаточно того, что я поставил перед собой цель и ее достиг. А теперь я хочу получить за эту работу вознаграждение.
Я даже не нашла, что на это сказать. Никаких обещаний я ему, естественно, не давала, только сказала, что подумаю, кому можно это предложить. Но предлагать не стала.
И уже месяц думаю, а найдется ли вообще человек, сумевший реализовать себя в бизнесе и заработать большие деньги, которому понадобится вот такая купленная за деньги слава. Герострат и то поступил честнее.