7 октября 1939 года общественная организация «Немецкое народное объединение» (Deutschen Volksgemeinschaft) опубликовало воззвание к соплеменникам, в котором призвало остзейское население содействовать заселению новоприобретённой германским Райхом восточной площади - бывших польских земель, захваченных в результате победоносной кампании сентября 1939 года:
„Deutsche Volksgenossen! Gemäß der Reichtagsrede des deutschen Führers vom 6. dieses Monats hat das Deutsche Reich eine Rücksiedelung der außerhalb seiner Grenzen ansässigen deutschen Volksgruppen vorgeehen...”
Средоточие немецкой и русской репатриации: вокзал в Калининграде, бывшем Кёнигсберге.
Воззвание подписали глава объединения Альфред Интельманн (Alfred Intelmann) и его подручный Эрхард Крёгер (Erhard Kroeger). В этот же день германский посланник в Латвии Ганс Ульрих фон Котце (Hans Ulrich von Kotze) посетил латвийское внешнеполитическое ведомство и по итогам переговоров с министром иностранных дел Вильгельмом Мунтерсом достиг устной принципиальной договорённости о проведении репатриации немецкого населения из республики. В последующие дни воззвание было опубликовано в немецкой прессе - Rigasche Rundschau, Baltische Monatshefte и т.д.
Позиция Интельманна и Крёгера была ответом на речь Адольфа Гитлера, которую он произнёс 6 октября 1939 года германским рейхстагом и в которой отметил, что будет проводиться репатриация, чтобы переселить в Третий Рейх немцев, которые «разбросаны по всему миру».
Публикация воззвания о немецкой репатриации, Rigasche Rundschau, Nr.230, 9 октября 1939 года.
В результате, к 1941 году в Латвии осталось совсем немного немцев, которые выбрали латышизацию. Латышские националисты ликовали: была устранена «первая проблема» на пути построения этнографического зоопарка - тотально латышской Латвии. Всего через пару лет жестоким способом они решили «вторую проблему» - почти полностью уничтожили и ограбили еврейскую общину. В настоящее время они устраняют «третью проблему»: изводят в Латвии русскую общину.
Многие полагают, эта репатриация положила конец немецкой общине в Латвии. Это не совсем так. На самом деле, немецкая община решила, что лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас. Точнее, думали они, что делают прекрасный выбор, но всего через шесть лет оказалось, что действительно получился ужасный конец: Райх был разбит в пух и прах, поляки турнули остзейцев пинком под зад ещё дальше на запад - не в процветающую империю, а в поверженную и униженную расколотую на части страну.
Так в чём была проблема? А в том, что немецкая община и так исчезла бы. Да, агония была бы продолжительнее, но результат был бы тем же. Только без всякой пользы для Германии и немецкой нации. Так, в 1897 году на территории будущей Латвийской республики проживало почти 155 тысяч немцев. Они составляли 6,2% населения. А по переписи 1935 года - уже всего 62 тысячи человек. Или 3,2% населения. Прогресс, точнее, регресс на лицо.
При этом положение немцев, как общины, было не таким уж и плохим. Работали многочисленные немецкие общества, немецкие дети могли получить образование на немецком языке в немецких школах, немецкие промышленники держали в своих руках значительную часть экономики страны и т.п. Ассимиляция, несмотря на отчаянные потуги латышского националистического диктатора Ульманиса, грозила немцам в отдалённой перспективе.
Перенесёмся в наши дни. А что же с русскими? А положение русских по итогам 28 лет латвийской независимости не особенно лучше, если не хуже. Пресса есть, но вот русских школ больше нет. Приток русских извне не перекрывает естественной убыли и числа русских эмигрантов. Привлекательность русской этничности гораздо меньше, чем некогда у немецкой. И это на фоне огромного числа межэтнических браков, которые ускоряют ассимиляцию. В 1989 году русских в Латвии насчитывалось 905 тысяч человек, или 34% населения. Сейчас же русских в Латвии всего 478 тысяч человек. То есть 25% населения. Да, число русскоязычных ещё выше, но кардинально картину не меняет. Даже то, что русские до сих пор составляют четверть населения страны, чего немцам никогда не снилось даже на пике своего могущества в Прибалтике. При этом, 80 лет назад во главе Германии стояли крайние националисты, которые строили Германию для немцев. А во главе РФ сейчас люди, которые в ужасе от лозунга «Россия для русских». Россия для них - государство некоего многонационального народа, хотя русских в РФ намного больше (свыше 80% населения), чем латышей в Латвии (всего 2/3 населения, но это «национальное государство латышской нации»).
Вдумайтесь: за 28 лет РФ оказалась неспособной ни нормально организовать русское общественное движение, ни создать сеть русских частных школ, ни даже открыть всего одну школу при посольстве, которая обеспечивала бы качественное образование на русском языке хотя бы для некоторых латвийцев, которые желают сохранить русскую идентичность. И представить себе Путина, который бы призывал русских со всего мира в Россию, чтобы строить русское национальное государство, невозможно даже в кошмарном сне. Путь русскую карту и разыграли разок для отжатия Крыма. Но тех, кто сглупа поверил, что это всерьёз, отрезвили Донбассом, который усиленно возвращают обратно на Украину, не считаясь ни с какими потерями русских.
Что же теперь делать русским латвийцам? Выбрать ли ассимиляцию, которая неизбежна в сложившихся условиях? Или репатриироваться, как это сделали немцы 80 лет назад? Ответ каждый, конечно, должен выбрать сам.
Особенно учитывая, что никакой массовой и организованной репатриации русских Россия не будет проводить. Это в Израиле организованно и целенаправленно приветствуют евреев со всего света. Русских в России не ждут. В РФ, мол, есть невнятный Закон о соотечественниках, в частном порядке пусть каждый им воспользуется, кто хочет. РФ, дескать, и так этим законом совершила акт невиданной щедрости по отношению к тем, кого они, россияне, предали и бросили в 1991 году. Так что добро пожаловать в жернова российской бюрократии - бессмысленной и беспощадной.
Но вариантов, на самом деле, больше. Вот Нилс Ушаковс сказал, что своего ребёнка отдаст в школу, где преподают на английском языке. И укатил в светлое европейское будущее в Брюсселе. Может, лучше последовать его примеру? Согласитесь, одно дело, если дети станут латышами. Совсем другое, если немцами, французами, американцами... И если бы только о нём была речь. Пообщайтесь со многими русскими общественниками Латвии, непримиримыми борцунами с этнократией, узниками совести и прочая, прочая, прочая. Их дети давно в Париже, Лондоне, Женеве, Калифорнии и даже Австралии. Вот такой асимметричный ответ на политику ассимиляции они выработали в своих семьях, получается.
И то верно: чего зацикливаться на этничности? Зачем замыкаться в тесных рамках национализма? Ведь все мы человеки на нашей маленькой планете.
А на фото - вокзал в Калининграде, бывшем Кёнигсберге. Именно туда по немецкой репатриации из Латвии прибыл в культовом сериале «Щит и меч» Йоганн Вайс, русский разведчик Саша Белов. Но за ним стояла большая страна, Родина, Отечество (что одно, что другое). Именно туда могут сейчас отправиться из Латвии те, кто переживает, что их дети не смогут учиться здесь на русском языке. Но за ними нет никакой страны, они чужие для всех, и для Родины, и для Отечества.