Бессмертный полк: «Отец и сын». Начало

May 09, 2019 10:31

Кто и когда начал акцию Бессмертный полк? Официально признанным в РФ автором идеи «Бессмертного полка» принято считать тюменского пенсионера Геннадия Иванова. Согласно легенде, в начале мая 2007 года тюменец увидел сон, в котором горожане несли портреты родных-фронтовиков. Поражённый увиденным пенсионер решил воплотить свой сон в жизнь. Другие оспаривают: задолго до тюменского марша семейные портреты фронтовиков пронесли жители станции Тацинская в 1981 году. Автором идеи была ростовский режиссёр-постановщик Юлия Синельникова. Из музейных документов она узнала, что каждый четвёртый житель Тацинки ушёл на фронт и более трети из них не вернулись. Впечатлённая этим, она организовала такое празднование Дня Победы, в котором самым трогательным моментом было шествие матерей, несущих портреты погибших сыновей. Это было повторено в 1985 году.



Триптих «Ежегодно 9-го мая в Парке культуры», фрагмент. А.И. Алексеев, 1980.
А может, ошибаются и те, и другие? В изданной в Ленинграде в 1986 году книге «Люди Земли Советской» я обнаружил написанный в 1980 (по другим данным, в 1979) году триптих художника Анатолия Ивановича Алексеева: «Ежегодно 9-го мая в Парке культуры». Картины назывались: «Встреча ветеранов», «Память сердца» и «Отец и сын».

Алексеев изобразил то, что увидел в парке культуры своего города, где ежегодно в День Победы на почти ещё голых деревцах вешались записки, взывающие к памяти оставшихся в живых людей, которые могли помнить своих однополчан. На одной из табличек, которую можно нести в руках, держа за древко, написано: «Вечная память братьям моим двоюродным Алексееву Николаю, Тютину Яше, Чечулину Прохору».



«Память сердца». Центральная часть триптиха.
Как пишут искусствоведы, в картине слились воедино трагедийная подлинность документа и выразительность образной трактовки. На центральном части триптиха кое-где на ветках пробиваются к свету маленькие зеленые листочки, как символ новой жизни. Алексеев нашел своё решение, передающее глубоко прочувствованное осмысление великой Победы и неутешной горечи утрат.



«Встреча ветеранов». Левая часть триптиха.
На левой части изображён старик. Вот такая встреча: один он уже остался из всех товарищей. Но, может, ещё придут, просто задерживаются, да?



«Отец и сын». Третья и самая пронзительная часть триптиха.
Ну а третья, самая пронзительная часть, показывает нам того, кто на самом деле начал акцию «Бессмертный полк». Взрослый мужчина держит в одной руке портрет, а в другой табличку: «Кто знал отца моего, Ефима Федоровича Житкова, пропавшего без вести в 1943 году в боях под Прохоровкой».

Анатолий Алексеев, народный художник РСФСР, родился в 1929 году на Алтае, но жил и работал в Иркутске, где и умер в этом году. Получается, случилось это в далёком сибирском городе. Очевидно, в Центральном парке культуры и отдыха, обустроенном в советское время на месте Иерусалимского кладбища.

Жаль, не спросить теперь у художника, реальный ли образ он показал, точно ли данные указал с таблички. Но, может, кто-то из Иркутская откликнется и попробует выяснить у родных или коллег Алексеева историю создания этого полотна?

Вечная память погибшим! Вечная слава победившим! С Днём Победы!

искусство, поиск, Великая Отечественная война

Previous post Next post
Up