Памяти красноармейцев и детей, похороненных на Покровском кладбище.
Бои за Ригу в июне-июле 1941 года были недолгими, но ожесточёнными. Во многих местах Риги появились братские могилы красноармейцев, погибших при обороне латвийской столицы. К сожалению, большинство павших героев были обозначены безымянными, хотя рижане сделали всё возможное, чтобы сохранить их имена. В советское время, почему-то, эти данные не были приняты во внимание, но теперь, наконец, появилась возможность увековечить имена воинов Красной Армии и НКВД.
Но война несла смерть не только солдатам. Многие русские и белорусские дети, чьи семьи были насильственно угнаны нацистами в рабство, погибли не на родине, а в Риге. Могилы некоторых из них находятся в Риге и, увы, тоже были до недавнего времени безымянными. Иногда дети были похоронены рядом с солдатами.
Так, на Покровском кладбище в Риге есть две расположенные рядом братские могилы. На них установлен общий памятник со следующей надписью: «Здесь похоронены двадцать девять воинов Советской Армии - защитников города Риги от немецко-фашистских захватчиков в 1941 году и семнадцать детей из советского детдома, замученных при выкачивании крови фашистскими палачами». Имён не было.
Однако в прошлом году стараниями сопредседателя Пушкинского общества Светланы Видякиной в кладбищенской книге были найдены имена некоторых из них! Вашему покорному слуге осталось лишь уточнить их по другим источникам. А в этом году Посольство РФ в Латвии и фирма Solves провели ремонтные работы на Покровском кладбище, привели братские могилы в порядок и, что самое главное, увековечили имена солдат и детей на памятных плитах.
К сожалению, достоверно удалось идентифицировать только трёх воинов. Уроженец России старший лейтенант Иван Ефимович Кирпиченков, погибший 30 июня 1941 года, служил в 5-м мотострелковом полку Внутренних войск НКВД. Именно эта воинская часть составляла костяк обороны правобережной Риги. Уроженец Украины красноармеец Илья Захарович Надутый, погибший 1 июля, и уроженец Белоруссии старший сержант Исак Менделеевич Расницын, погибший 30 июня, служили в 12-м механизированном корпусе Красной Армии. Первый день войны части корпуса встретили в Литве. После недели тяжёлых боёв в Жямайтии они получили приказ отступать к Западной Двине, где некоторые приняли участие в обороне Риги.
Других идентифицировать пока не удалось. В случае с бойцом, о ком мы только знаем его фамилию - Мельников - пожалуй, лишь чудо поможет установить его личность. А вот по Альфреду Аболиню и Роберту Тилту, скорее всего, бойцам латвийской Рабочей гвардии, батальоны которой плечом к плечу с чекистами и красноармейцами обороняли Ригу, ещё остаётся надежда найти родных и узнать подробности биографии. Хотя, учитывая, что в Латвии среди латышей сейчас не очень популярно заявлять о том, что родственники принимали активное участие в советизации страны, надежда невелика.
А в соседней братской могиле похоронены дети. Самая младшая, Елена Степанова, прожила 11 дней, самый старший, Владимир Олешко, прожил 5 лет. Судя по датам гибели, с апреля 1943 по июль 1944, речь идёт, всё же, не о воспитанниках советского детдома, а о прошедших через Саласпилсский лагерь детях русских и белорусских крестьян, угнанных нацистами и их латвийскими пособниками в рабство. Детей отбирали у матерей и раздавали в качестве рабов всем желающим. По некоторым свидетельствам, у кого-то из детей забирали кровь для немецких солдат.
Если кто-то сможет помочь с идентификацией солдат и детей, а также с поиском их родственников, буду очень признателен! Подробнее об их именах можно
прочесть здесь.