12 «Светок»: заставь рыдать чёрного копаря

Oct 15, 2017 17:50

А не сделать ли 14 октября днём военной археологии в Латвии?

Как известно, помимо поисковиков, разыскивающих останки солдат, среди рыцарей металлодетектора и лопаты есть много охотников исключительно за хабаром (вещи, оружие и т.п.). Именуют их по-разному: чёрные археологи, кладоискатели, чёрные копари, трофейщики, чёрные копатели. Люди они, понятное дело, самые разные. Кто-то, наткнувшись на кости, обязательно сообщит об этом поисковикам. Кто-то, увы, просто отбросит в сторону, чтобы не мешали его охоте за артефактами. Но всех их объединяет страсть к материальной составляющей истории и культуры, к настоящим, пролежавшим в «машине времени» вещам. Одно из самых больших огорчений для них - узнать, что кто-то их опередил. Особенно, не ставя даже это себе целью.



«В 10.00 14.10.44. в районе сосредоточения полка найдены 12 винтовок СВТ, выпуска 1941 г., которые были зарыты в земле». Журнал боевых действий 308 сп 98 сд, ЦАМО, фонд 6856, опись 68963, дело 2, страница 121.

Листаю журнал боевых действий 308-го стрелкового полка 98-й стрелковой дивизии Красной Армии. В середине октября 1944 года дивизия продвигалась по берегу Рижского Залива, наступая на латвийскую столицу с северо-востока. С 12 по 14 октября 1944 года многие подразделения полка располагались у хутора Чикури - сейчас это территория посёлка Калнгале. Примерно там, где от дороги P1 отходит улица Ванагу, ведущая к железнодорожной станции Калнгале. Так вот, 14 октября 1944 года в 10 часов утра в районе сосредоточения 308 сп его бойцы нашли 12 винтовок СВТ, выпуска 1941 года, которые были зарыты в земле.

СВТ - это 7,62-мм самозарядная винтовка системы Токарева. Была двух образцов: 1938 и 1940 годов (СВТ-38 и СВТ-40). Солдатами в обиходе ласково именовалась «Света» или «Светка». Винтовка имела как свои преимущества, так и недостатки по сравнению с легендарной «трёхлинейкой» (она же «мосинка»), которую вроде бы должна была заменить. Во-первых, нетехнологичность производства создавала слишком высокую себестоимость, что в условиях тяжёлых 1941-1942 годов было совершенно неприемлемо, и от её производства пришлось отказаться в пользу гораздо более простых и дешёвых образцов - магазинной винтовки и пистолетов-пулемётов. Замечу: не от винтовки (которой продолжали успешно воевать), а от её производства (дороже винтовки Мосина в 2,5 раза!). Во-вторых, слишком сложная конструкция не позволяла воспользоваться её преимуществами малограмотным массовым призывникам. Как всякое автоматическое оружие, СВТ требовала более тщательного ухода и аккуратного обращения, чем обычная винтовка. Поэтому «Светка» дольше оставалась на вооружении флотских частей, куда призывались более технически грамотные бойцы. Ну и многие снайпера предпочитали использовать снайперский вариант СВТ-40, в частности, знаменитая Людмила Михайловна Павличенко, личный счёт которой составил 309 уничтоженных гитлеровцев.

Весьма интересно отношение к СВТ со стороны противника. Финны и немцы любили трофейные «Светки». Так, испытывая недостаток в стрелковом оружии, прежде всего автоматическом (сюрприз, не правда ли), германская армия широко принимала на вооружение трофейные образцы в качестве «ограниченного стандарта». Так, трофейные СВТ-40 получили в германской армии обозначение «Selbstladegewehr 259(r)», а снайперские СВТ - «SI Gcw ZO60(r)». Нашими СВТ немецкие солдаты и офицеры пользовались охотно, особенно в противопартизанских «ягдкомандах». Более того, за воплями о «неподражаемом» Хуго Шмайсере, который якобы создал автомат Калашникова, гитлеродрочеры упорно игнорируют, например, тот факт, что, потерпев неудачу с доводкой самозарядных винтовок G.41 (W) Walther и G.41 (М) Mauser, немцы в середине войны приняли на вооружение 7,92-мм Gewehr 43 (G.43), несущую, мягко говоря, черты сильного влияния советской СВТ: дизайн, схему газоотвода, короткий ход штока поршня, отъемный магазин, прилив под кронштейн оптического прицела. Кому интересно, погуглите её внешний вид. И вот потом поговорим за «калаш».

Но вернёмся в Калнгале. Может быть, эти 12 СВТ зарыли краснофлотцы или красноармейцы, отступавшие из Риги в июле 1941 года. Возможно, бойцов оставалось гораздо меньше, чем оружия и амуниции, поэтому и решили спрятать то, что не могли с собой взять. А может, кто-то из местных подобрал оружие, оставшееся от отступавших советских солдат и моряков. Ну так, на всякий пожарный случай. Мало ли пригодится для чего...

В любом случае, могу себе представить, сколько чёрных копарей схватились за сердце, читая эти строки из архивного документа. Вот же ж - опередили! Ну почему красноармейцы не могли копнуть хотя бы на полметра левее?! Такой ценный трофей ускользнул, да ещё 73 года назад. И вообще: на их месте должен был быть я!

С другой стороны, а чем не дата для учреждения Дня военной археологии в Латвии, как думаете? :)

Великая Отечественная война, Видземе, Рига, Латвия

Previous post Next post
Up