Информационная войнушка в Латвии прошлого века.
На северо-востоке Латвии расположен старинный город Алуксне. Русские его звали Алист, немцы - Мариенбург. В 1702 году после 12-дневной осады его заняли русские войска под командованием генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. Великая была победа: первый город в Лифляндии, который покорился силе русского оружия в ходе Северной войны! Но ещё более значимым для российской истории оказался тот факт, что среди пленниц была простая служанка Марта. Та самая, которая вскоре покорила сердце Петра Великого и стала не просто его женой, но императрицей и самодержицей всероссийской Екатериной Алексеевной.
Согласно рассказам местных жителей, принудить крепость к сдаче Шереметеву помогла фортификационная хитрость. К северу от острова, на котором располагалась шведская крепость, есть полуостров. Фельдмаршал приказал своим солдатам насыпать там гору, с которой русская артиллерия обстреливала бы противника. А так как шанцевого инструмента при себе в нужном количестве не было, то солдаты таскали землю в своих шапках.
Гора, называемая в наши дни Храмовой, вообще-то существовала уже давно. Возможно, русские солдаты лишь увеличили её высоту, чтобы крепость Мариенбург была перед ними как на ладони. Ну а лифляндцы уже довели историю до гротеска.
Как бы то ни было, легенду эту уже в начале XIX века рассказывали писателю Ивану Ивановичу Лажечникову, который путешествовал по Лифляндии в поисках сведений для своего романа «Последний новик». Упоминают её и на
современном сайте города Алуксне:
Teika vēsta, ka Ziemeļu kara laikā krievu karavīri, gribēdami labāk apšaudīt uz salas esošo Livonijas ordeņa pili, ar cepurēm nesuši zemi un kalnā izveidojuši uzkalniņu (Предание гласит, что во время Северной войны русские солдаты, желая лучше обстрелять находящуюся на острове крепость Ливонского ордена, носили в шапках землю и на горе создали пригорок).
Красиво, правда? Но сто лет назад, когда Латвия стала независимой на обломках Российской империи, местные националисты начали делать всё возможное, чтобы вытравить любое упоминание о русских в истории края. И вот в 1931 году в иллюстрированном приложении «Бривас земе» (Brīvas Zemes Ilustrētais Pielikums) выдали такую версию появления Храмовой горы на свет Божий:
Wehsturiskais Tempļa kalns Aluksnē, no kura sweedri ar leelgabaleem sagrahwuschi ordeņa mestra pili. Semes schim kalnam, kā teika stahsta, sweedru kareiwji sanesuschi zepurēs un us muguras (Историческая Храмовая гора в Алуксне, с которой шведы пушками разрушили орденский замок. Землю для этой горы, как рассказывает предание, шведские воины принесли в шапках и на спинах).
Графика ещё готическая, орфография ещё старая - не каждый латыш теперь поймёт, о чём речь.
Странно, что эту версию до сих пор не вспомнили алуксненские краеведы. Однозначно, надо бы их проверить, кому следует, на уровень патриотизма и латышскости в сознании! :)