Даёт и ещё какой! Уездный город N из «12 стульев» - это Старая Русса!
В городе Старая Русса на перекрёстке улиц Крестецкой и Тимура Фрунзе (18-летний сын выдающегося советского полководца погиб в 1942 году в окрестностях города), прямо напротив Троицкой церкви, находится фирма с говорящим названием: «Нимфа». При виде её вывески на любого почитателя похождений обаятельного афериста Остапа Бендера сразу обрушится шквал образов и цитат из бессмертного романа «Двенадцать стульев». Но так ли случайно, что именно в Старой Руссе действует похоронная «Нимфа»? Конечно же, нет!
«Нимфа». Безенчука не видно.
- «Нимфа», туды её в качель, разве товар даёт? - смутно молвил гробовой мастер. - Разве ж она может покупателя удовлетворить? Гроб - он одного лесу сколько требует...
- Чего? - спросил Ипполит Матвеевич.
- Да вот «Нимфа»!.. Их три семейства с одной торговлишки живут. Уже у них и материал не тот, и отделка похуже, и кисть жидкая, туды её в качель. А я - фирма старая. Основан в 1907 году. У меня гроб, как огурчик, отборный, на любителя...
Начало работы Ильфа и Петрова над произведением совпало с выходом книги «Письма Ф. М. Достоевского к жене» (1926). Сравнивая тексты писем русского литератора и персонажа «Двенадцати стульев», литературовед Бенедикт Сарнов обратил внимание на ряд почти дословных совпадений, включая подписи: «Твой вечный муж Федя Достоевский» - «Твой вечный муж Федя».
Из письма Ф. М. Достоевского к жене: «Второе приключение в том, что я купил зонтик... Поставил в уголок зонтик и вышел, забыв про него. Через полчаса спохватился, иду и не нахожу: унесли Воскресенье, завтра закрыты лавки, если и завтра дождь, то что со мной будет. Пошёл и купил, и кажется, подлейший, шёлковый, за 14 марок (по нашему до 6 руб.)».
Из письма отца Фёдора к Катерине Александровне: «Да! Совсем было позабыл рассказать тебе про странный случай, происшедший со мной сегодня. Любуясь тихим Доном, стоял я у моста. Тут поднялся ветер и унёс в реку картузик брата твоего булочника. Пришлось пойти на новый расход: купил английский кепи за 2 р. 50 к».
И мало того, что Ильф и Петров иногда подписывались псевдонимом Ф. Толстоевский. Среди многочисленных экранизаций романа литератор Борис Рогинский отдельно выделил киноверсию Леонида Гайдая, в которой интерьер жилища Востриковых напоминает убранство литературно-мемориального музея Фёдора Достоевского в Санкт-Петербурге!
Церковь Святой Троицы. Построена в XVI веке.
Воскресенский собор - там, где сливаются в тиши струи Порусья и Полисти... Построен в XVI веке. В храме бывали Пётр I и Екатерина II. А вот в ХХ веке в стенах бывшего собора были и конюшня, и клуб, и склад. Только в 1992 году в соборе возобновилось богослужение. Говорили, что в насыпи, на которой был возведён Воскресенский собор, лежит волшебный камень - бел-горюч камень, который избавляет от печалей. К этому камню женщины ходили молиться за своих мужчин - мужей и сыновей, уходящих воевать, и время от времени камень начинал слезоточить...
Но при чём тут Достоевский, спросите вы? А при том, что Старая Русса - это буквально вотчина великого русского писателя. Там он написал много интересного, включая добрую треть своего «великого пятикнижия»: роман «Бесы» и большую часть «Братьев Карамазовых». И, конечно же, в Старой Руссе есть дом-музей Достоевского. Писатель так полюбил Старую Руссу, что приобрёл в ней себе дом. Стоит на он на берегу Перерытицы - нового рукотворного русла реки Порусья. Берега Перерытицы-Порусьи очаровательны. К слову, на противоположном берегу стоит дом Грушеньки - Агриппины Меньшовой, которая была прототипом Грушеньки Светловой из романа «Братья Карамазовы». Вообще, бытовая сторона романа основана на старорусском укладе того времени.
Дом Грушеньки. Двухэтажное строение в стиле классицизма на улице имени партизана Глебова. В нём проживала Агриппина Меньшова, ставшая прообразом Грушеньки Светловой в романе Достоевского «Братья Карамазовы». Дом отмечен памятной доской и входит в экскурсии по маршруту романа «Братья Карамазовы». Пришёл в запустение, но, к счастью, скоро будет отремонтирован!
Перерытица - новое рукотворное русло реки Порусья. Старое узкое русло находится немного восточнее и теперь называется Малашкой.
Ильф и Петров не могли не знать об этом. Сам статус уездного города N - дополнительная подсказка. Дело в том, что на момент написания романа в СССР вовсю кипело районирование, смена старого административно-территориального деления на новое. Большинство уездных городов стали райцентрами, но вот Старая Русса приобрела данный статус только 1 августа 1927 года, когда Бендер с Кисой и отец Фёдор орудовали уже далёко от города N, в котором мадам Петухова раскрыла тайну о бриллиантах, спрятанных в стул.
Дом-музей Достоевского на набережной Достоевского.
Дом стал музеем буквально через два года после смерти Фёдора Михайловича по инициативе его вдовы Анны Григорьевны. В 1883 году открылась возможность посещать экспозицию, состоящую из двух комнат, и, даже сдавая дом в аренду, Анна Григорьевна ставила условием беспрепятственное посещение двух музейных комнат всеми желающими. А с 1981 года весь восстановленный дом, серьёзно пострадавший в годы Великой Отечественной войны, стал музеем.
Памятник Фёдору Михайловичу Достоевскому на фоне Георгиевской церкви ни улице Красных командиров.
На этом месте когда-то располагался дом священника Георгиевской церкви Иоанна Румянцева, в котором Достоевский работал над романом «Бесы». Подобные памятные камни, рассказывающие об истории города, установлены по всей Старой Руссе.
Церковь Святого Мученика Мины. По преданию, во время Великой смуты шведские солдаты, въехавшие в храм на лошадях, моментально ослепли.
Есть в Старой Руссе и много чего другого интересного. Например, великолепный бальнеогрязевой курорт. Зная судьбу курортов Балдоне и Кемери в европейской Латвии, скрепя сердце подходил к нему, ожидая увидеть развалины и запустение. И как же я бы, к счастью, ошарашен тем, что увидел: курорт процветает и переполнен людьми! Очень рекомендую тем латвийским европейцам, которые свысока поглядывают на «Зазилупье», посетить его, дабы умерить свою спесь да оздоровить свой организм минеральной водой, обладающей целебными свойствами.
Улица Георгиевская, 22.
Дом образцового содержания!
Интерактивный музей «Усадьба средневекового рушанина».
А ещё в городе расположен интересный Интерактивный музей «Усадьба средневекового рушанина», то есть жителя Русы - именно так изначально назывался город, который только в XVI веке обзавёлся эпитетом «старая», а в XIX веке - второй буквой «с». Постройки музея основаны на данных археологических раскопок. Там же вам откроют секреты старинного солеварения, на чём рушане строили своё благосостояния на протяжении столетий. К слову, музей находится на улице... Сварога. Как, неужели языческого бога?! Да когда так улицу-то могли назвать - ни в православной Империи, ни в атеистическом Союзе нельзя себе представить такого. А ответ воистину прост и познавателен. Приезжайте в Старую Руссу и узнайте его!
Ну ладно, не варвар же я. Тем, кто не сможет в ближайшее время посетить Старую Руссу, открою секрет улицы Сварога. Русский художник, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» Василий Семёнович Сварог (1883-1946) был уроженцем города Старая Русса. Вообще, его фамилия была Корочкин. Но в 1899 году, на третьем курсе обучения в Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге, перед очередным экзаменом Корочкин получил задание написать картину на тему «Бог небесного огня Сварог». Картина удалась на славу: солнце, звёзды, молнии, всполохи северного сияния, зори, радуги, а в этом сверкающем окружении - лик божества. Однако зоркие экзаменаторы сказали: «Корочкин, в зеркало ты, что ли смотрел, когда писал Сварога? Точь-в-точь на тебя похож». С того дня все в шутку стали величать Корочкина Сварогом. А со временем он так привык к этому прозвищу, что сделал его псевдонимом. А в память о талантливом уроженце рушане одну из своих улиц назвали его новым именем.
К слову, в городе ещё много интересных названий улиц. Якутские стрелки - это воины 3-й, 19-й и 40-й отдельных лыжных бригад в составе 12-го гвардейского стрелкового корпуса, сформированных в основном из жителей Якутии. В феврале-марте 1943 года они вели жестокие бои против европейских захватчиков в районе города Старая Русса и озера Ильмень. В народной памяти жителей Якутии они остались самой кровопролитной для якутян военной операцией за всё время Великой Отечественной войны. Особенно тяжёлые потери понесла 19-я бригада, которая была расформирована, а её остатки влились в 150-ю стрелковую дивизию, которая прошла путь до Берлина и штурмовала Рейхстаг. В память об 19-й отдельной лыжной бригаде одна из улиц Старой Руссы стала называться улицей Якутских стрелков, а в городе Якутске, в свою очередь, одна из улиц получила название Ильменской, в память о боях земляков на озере Ильмень. Ежегодно проводится «Лыжный десант», в котором принимают участие учащиеся из Старой Руссы, Старорусского района и Якутии. А в посёлке Устрека сооружён потрясающий мемориал на братских могилах воинов-якутян. Нижняя часть памятника, выполненная из мрамора, символизирует расколотую льдину, по всему периметру которой располагается шесть 8-метровых стел, изображающих каркас северного жилища, которое якуты называют ураса. Внутри сооружения имена увековечены на гранитных плитах, напоминающих саркофаг (так ранее в Якутии хоронили умерших).
Латышские гвардейцы - воины 201-й латышской стрелковой дивизии, которая 5 октября 1942 года стала 43-й гвардейской латышской стрелковой дивизией. Почти два года дивизия вела бои в районе Старой Руссы. В России помнят и чтут подвиги латвийцев-красноармейцев!
Заодно посетите Воскресенский собор, церковь Святого Мученика Мины, Музей Северо-Западного фронта (где вам поведают волнительные истории о подвигах и кровопролитных боях латышских гвардейцев и якутских стрелков против нацистов), многочисленные памятники и другие достопримечательности города Воинской славы на берегах рек Полисть и Порусья, которому исполняется 1002 года!