Бойцы опергруппы Поспелова: удивительно, но установил, кто это!

Jan 20, 2025 20:37


«Как я нашёл? Чепуха? Необыкновенно трудная вещь! Гениальная комбинация, блестяще проведённая до конца! Античное приключение!.. Одним словом, высокий класс!» Выдающийся латвийский русский историк Игорь Николаевич Гусев откликнулся на мою недавнюю публикацию. И вот я с удвоенной энергией принялся за поиск и добился результата. Теперь мы знаем имена старшего сержанта Любимова и старшин Аверина и Липанова, участвовавших в выполнении секретного разведзадания в составе опергруппы в тылу нацистов в Риге.



Напомню, в рунете давно гуляет история о том, как 13 октября 1944 года опергруппа капитана Михаила Андреевича Поспелова была послана в оккупированную нацистами Ригу накануне её освобождения, чтобы захватить документы германской военной разведки, которые могли ещё оставаться в её помещениях. В состав группы помимо самого капитана входили захваченный советской контрразведкой и перевербованный немецкий агент, а также четыре пограничника, из которых упоминалась фамилия только одного, без имени и отчества. Воспоминания самого Поспелова, тяжело раненного при выполнении задания, много использовались публицистами и телеканалами, но никто из них не представил никаких подробностей о его подчинённых.



Скажем, 17 июня 2024 года в Президентской библиотеке в режиме он-лайн состоялось выступление председателя Совета ветеранов военной контрразведки Ленинградского военного округа Анатолия Павловича Конташова по теме лекции «Герои СМЕРШ. Живых не хоронят. О подвиге капитана Поспелова». На лекции присутствовали кадеты Кадетского корпуса ПВ ФСБ России. Обстоятельно пересказав историю, Конташов стал отвечать на вопросы слушателей. И один из них (парень, ты реально молодец!) спросил: «Как сложилась дальнейшая судьба пограничников? Поддерживал ли с ними отношения Поспелов»? Ответ был таков: «К сожалению, разошлись пути жизненные. И это было связано с тяжёлым ранением Поспелова. И в дальнейшем он не встречался со своей оперативной группой».

Вот и всё. Но как я могу быть спокойным, когда такой поисковый вызов?! Ведь «les cendres de Claes battent sur ma poitrine - пепел Клааса стучит в моё сердце»!

И вот Игорь Гусев прислал мне воспоминания Поспелова «Живых не хоронят». Внимательно перечитываю. Так, ещё один боец назван по имени: Степан, «в своё время чемпион пограничной заставы по штанге». Отлично, приступаю к поиску.

Сразу делаю предположение, что за операцию бойцов должны были наградить. Конечно, в идеале разведывательная группа должна сделать всё, чтобы не быть обнаруженной и не вступать в боестолкновение, что может помешать выполнению задания. Но на той стороне тоже умные воюют, и они делают всё, чтобы обнаружить разведгруппы противника. И если обнаруженные разведчики не сдаются, а вступают в бой в самой безнадёжной ситуации при численном превосходстве врага, это подвиг. Да и тут просто невозможно было выполнить само задание, не вступив в схватку с находившимися в здании разведцентра. Поэтому сосредотачиваюсь на массиве наградных документов на портале «Подвиг народа».

Помимо звания и фамилии перебираю все возможные места службы, делая самые разные сокращения и аббревиатуры. Как же много Любимовых совершило подвиги и получили за это ордена и медали! Нашёл даже офицера Любимова из разведотдела штаба 1-го Прибалтийского фронта (вот насколько фамилия распространена), но искомого старшего сержанта нет. Тупик? Нет, нет! «To strive, to seek, to find, and not to yield! - Стремиться и искать, найти, не уступать!».

Перечитываю ещё раз воспоминания. Смотрю, а кто ещё в них упомянут. Так, вот капитан Григорий Бабинский, который изначально занимался германским резидентом. Он легко находится, это капитан Григорий Николаевич Бабинский, 1919 года рождения, уроженец Полтавской области. Достойный офицер, много наград. И тут я обращаю внимание на такую фразу: «Место службы: имеется в архиве». Поразительно, но на портале не показаны наградные документы полностью. Доступны только те части документов, где прописано описание подвига. Верхние части наградных листов с местами службы и биографическими данными недоступны. А что, если и с Любимовым так? Да!!!



Информация о награждении старшего сержанта Николая Любимова орденом Отечественной войны II степени на портале «Подвиг народа», https://podvignaroda.ru.

Уже через несколько секунд выясняю, что вместе с Поспеловым в рейде на разведцентр участвовал старший сержант Николай Тимофеевич Любимов, родившийся в 1914 году в селе Черкино Моршанского района Тамбовской области и призванный на воинскую службу 19 ноября 1939 года Земетчикнским РВК Пензенской области. 16 октября 1944 года он был награждён орденом Отечественной войны II степени. Мурашки по спине, пока читаю лаконичное описание подвига:

«Тов. Любимов за время пребывания на фронтах Отечественной войны показал образец преданности Социалистической Родине, дисциплинированности, мужества и отваги. С возложенными заданиями командования справлялся весьма успешно. Неоднократно посылался на трудные участки работы. Активно помогал органам НКВД и контрразведки в деле искоренения контрреволюционных элементов, принимал активное участие в оперативно-подвижных группах по искоренению немецких агентов на важнейших коммуникационных точках фронта.

13 октября 1944 года, находясь в составе оперативной группы, тов. Любимов получил боевое задание вместе с другими товарищами ворваться в здание немецкой школы шпионов в г. Рига, не допустить при этом взрыв или сожжения здания немцами, захватить оставшиеся документы.

С риском для жизни задание выполнил. Под сильным артобстрелом со стороны противника активно принимал участие в локализации очагов пожара в соседних зданиях, был тяжело ранен и контужен разорвавшимся вражеским снарядом, лишившись обоих ног».

Вот так! Из этого документа выходит, что советские контрразведчики вполне здраво оценивали то, что может быть в разведцентре: «оставшиеся документы». Конечно, не считали они немцев за дураков, которые будут до последнего держать секретную картотеку агентуры в городе, который очевидно будет скоро ими сдан. Но любой человек может ошибаться, элементарно выбросить какой-то документ в мусор, а по нему можно будет что-то распутать. Даже разведчики могут совершить прокол. И потому как можно скорее проверить, что осталось в разведцентре, советские офицеры были просто обязаны.



Информация о награждении старшего сержанта Николая Любимова медалью «За отвагу» на портале «Подвиг народа», https://podvignaroda.ru.

Что ещё удивительнее, Любимов за операцию получил ещё одну награду. 6 ноября 1947 года указом Президиума Верховного Совета его наградили ещё и медалью «За отвагу»:

«Как лучший младший командир т. Любимов был назначен в оперативную группу по борьбе с немецкой шпионско-диверсионной агентурой, где имеет ряд задержаний немецких шпионов.

13 октября 1944 г. во время освобождения гор. Рига и захвата помещения, где была школа немецкой шпионско-диверсионной агентуры, тов. Любимов проявил мужество и геройство. Он шёл на самопожертвование, но с честью выполнил задание командования.

При обратном следовании с задания был тяжело ранен 14 октября 1944 года в обе ноги».

Кроме того, 9 мая 1945 года Любимов был награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Перешёл на портал «Память народа», там уже нашёл кое-какие уточнения по месту службы: «5 отдельный стрелковый батальон Управления контрразведки "СМЕРШ" Брянского фронта, 2 Прибалтийского фронта, 2 Дальневосточного фронта». Смущают меня сведения о 2-м Дальневосточном фронте, не представляю, как лишившийся обеих ног боец мог продолжить службу в СМЕРШе, хотя не один же Алексей Петрович Маресьев в войну заслуженно именовался «настоящим человеком». Но всё же подозреваю, что тут речь о далеко не всегда корректной работе бездушных алгоритмов портала по обобщению документов. В любом случае, полагаю, теперь слово за тамбовскими и пензенскими краеведами, а также любителями истории погранвойск, чтобы выяснить дальнейшую судьбу Николая Любимова. А я пытаюсь пробить остальных трёх.

Снова трудности. Сколько ни пытаюсь через «Память народа» найти бойцов по «5 отдельный стрелковый батальон Управления контрразведки "СМЕРШ"», однако не получается. Хороший портал, но, мягко говоря, не доработанный. Эвристические алгоритмы поиска, несомненно, хороши и должны быть, но всё ж без возможности их отключения и поиска по строгому сопадению, поиск по порталу часто становится пыткой.

Тем временем Игорь Гусев прислал ещё один файл: скан фрагмента рапорта Поспелова из передачи «СМЕРШ против Абвера. Рижская операция капитана Поспелова. Секретные материалы с Андреем Луговым». Там так говорится о приданных капитану бойцах: «...и приданной группой сержантского состава из батальона охраны УКР СМЕРШ 2-го Прибалтийского фронта: сержантом Любимовым, старшиной Авериным и др. /фамилий не помню/... был подобран вместе с тяжело раненым сержантом Любимовым /в госпитале умер/...». Вот это поворот! Поспелов считал Любимова умершим. Но набор наград этому противоречит. Конечно, если бойца не исключили из списков, то теоретически он мог получить медаль за победу над Германией. И отсутствие имени на мемориалах в Латвии ни о чём не говорит: он мог умереть в госпитале за её пределами или его имя просто потеряли. Всякое бывало. Но я надеюсь, что тут Поспелов ошибся с Любимовым так же, как ошиблись с ним самим, посчитав его погибшим. Однако, новая фамилия!



Информация о награждении старшины Николая Аверина медалью «За отвагу» на портале «Подвиг народа», https://podvignaroda.ru.

Легко пробиваю по вышеописанному алгоритму на портале «Подвиг народа»: это старшина Николай Иванович Аверин, родившийся в 1920 году в селе Горелое Лысогорского района Тамбовской области и призванный на службу в октябре 1940 года Лысогорским РВК Тамбовской области. Выясняется, что он не был награждён за операцию в октябре 1944 года. Зато имел другие награды. Например, медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией» (ага, вот откуда про Дальний Восток!) и «За отвагу». Последнюю он получил 10 июня 1945 года за действия в Латвии (стиль и орфографию документа сохраняю):

«Тов. Аверин - непосредственный участник боёв с немецкими захватчиками с августа по сентябрь 1941 года, с января 1942 по март 1943 гг. В дни Отечественной войны в блях и в искоренении контрреволюционного элемента являл образцы отваги, воинской выучки, дисциплинированности, непримиримой ненависти к врагу, отличного выполнения поручаемых задания Командования, знания и точного выполнения своих обязанностей.

Находясь в системе контрразведки с июля 1943 года принимает деятельное участие в борьбе с немецкими агентами и антисоветскими элементами, особенно отличился в деле очищения от контрреволюционного элемента Советской Прибалтики. Только в августе месяце 1944 года, в районе Резекне задержал, впоследствии были разоблачены 4-е немецких агента».

Что ж, значит, награды получили не все за операцию в Риге? Однако, 6 ноября 1985 года Аверин получил «юбилейный» орден Отечественной войны I степени. Таковой, если не вдаваться в подробности, вручали тем, у кого уже был данный орден, но предыдущей, второй, степени. Может, просто я наградного листа не нашёл? Всё может быть, буду рад, если кто поможет.

Перехожу на портал «Память народа». Там так прописаны места службы Аверина: «5 отдельный стрелковый батальон КОР Ленинградский фронт». М-да, с такими-то разночтениями искать...



Информация о награждении старшины Александра Липанова орденом Отечественной войны II степени на портале «Подвиг народа», https://podvignaroda.ru.

Но как же ошибается тот, кто думает, что нет у нас методов против Кости Сапрыкина! Беру прямую ссылку на информацию с портала «Подвиг народа» на награждение Любимова орденом: https://podvignaroda.ru/?#id=35494163&tab=navDetailManAward. И начинаю прибавлять/отнимать от числа по единице. Мгновенно выхожу на наградной лист на старшину Александра Даниловича Липанова, 1916 гора рождения, призванного 22 июня 1941 года Павловским РВК Ульяновской области. Он тоже был награждён орденом Отечественной войны II степени:

«Тов. Липанов за время пребывания в Красной Армии беззаветно отстаивал интересы Социалистической Родины. Личным примером высокой революционной бдительности, дисциплинированности и отличным несением службы являл образцы мужества и стойкости, умело воздействовал на личный состав подразделения, способствуя тем самым успешному выполнению боевых заданий командования.

Со всей жестокостью и непримеримостью проводил борьбу с немецкими агентами и контр-революционными элементами, непосредственно принимал активное участие в оперативно-подвижных группах на различных важных коммуникационных точках действующих армий фронта.

13 октября 1944 с/г тов. Липанов получил задание проникнуть в здание школы немецких шпионов, г. Рига, и захватить там оставшиеся важные документы.

Несмотря на сильный артобстрел со стороны противника, с группой бойцов ворвался в загоревшееся здание, выполнил задание, локализовав очаги пожара в этом здании. С риском для жизни продолжал локализацию очагов пожаров соседних зданий, во время чего был смертельно ранен».

Так вот откуда сведения о гибели товарища по группе! Это Липанов погиб, а не Любимов. Уже буквально бегу на «Память народа».





Наградной лист о награждении старшины Александра Липанова медалью «За отвагу». Источник: портал «Подвиг народа», https://podvignaroda.ru.

Попутно выясняю, что: точная дата рождения - 13 июля 1916 года; 19 июля 1942 года Липанов был награждён медалью «За боевые заслуги» (тогда он был ещё старшим сержантом и командиром отделения Отдельной роты Особого отдела НКВД 3-й армии Брянского фронта); в войсках НКВД он служил (очевидно, пограничником) ещё с 1937 года; воевал на Халхин-Голе в 1939 году; в 1941 году воевал в составе 280-й стрелковой дивизии под Почепом и Брянском. А вот и донесение о потерях 5-го отдельного стрелкового батальона Управления контрразведки «СМЕРШ» 2-го Прибалтийского фронта:

Липанов Александр Данилович; старшина 5 отд. стр. б-на УК «СМЕРШ»; пом. ком. стр. взвода; член ВКП/б/ с 44 г.; [родился в] 1916 г., Ульяновской области, Павловского р-на, село Озерки; [призван] Павловским РВК Ульяновской области 22 июня 1941 г.; убит 13.10.1944 года в гор. Риге; [похоронен] в гор. Риге Латвийской ССР на Покровском кладбище православных, участке 16-40 в одиночной могиле, в 50 мет. зап. - середины восточной ограды кладбища, в 15 метр. сев-восточнее могилы с 4-мя кипарисами, у куста сирени; жена Липанова Пелагея Михайловна; Ульяновская область, Павловск. район, село Озерки».



Донесение о потерях 5-го отдельного стрелкового батальона Управления контрразведки «СМЕРШ» 2-го Прибалтийского фронта. Источник: ЦАМО, фонд 58, опись 18002, дело 1223.

Господи, как же трогательно: у куста сирени... А на сайтах проектов «Дорога Памяти» и «Бессмертный полк» даже есть фотография Липанова, плохонькая, но есть! А вот на Покровском кладбище, увы, имени Липанова нет. Картина печальная, но, повторю, к сожалению обычная. Так что надо будет писать в посольство РФ в Латвии, чтобы при случае памятный знак старшине Александру Липанову был установлен на мемориале, где он покоится со дня своей гибели.



Старшина Александр Данилович Липанов (13.7.1916-13.10.1944). Фото: портал «Бессмертный полк», https://www.moypolk.ru.



Советские воинские могилы на Покровском кладбище в Риге. Фото: Александр Ржавин, октябрь 2017 года.

Итого, на данный момент я выяснил, что вместе с Поспеловым в группе были:

  • старшина Николай Иванович Аверин (1920-?)
  • старшина Александр Данилович Липанов (1916-1944)
  • старший сержант Николай Тимофеевич Любимов (1914-?)

Остаётся вычислить четвёртого - чемпиона по штанге пограничника Степана. Главное, чтобы это не было прозвищем, данным по михалковскому Дяде Стёпе - великану. Потому как, пересмотрев несколько сотен имён, пока никого подходящего назвать не могу. Есть предположения, но очень зыбкие. Эх, если бы был список личного состава батальона! Но как сейчас выбраться в российские архив, ума не приложу. В общем: «Ну, в этой ситуации мы... просто наше, это самое... мы уже здесь... наши полномочия - всё. Окончены».

Вторая Мировая война, пограничники, НКВД, Великая Отечественная война, Резекне, СМЕРШ, Покровское кладбище, Рига, Латвия, поиск, разведка, Прибалтика, Красная Армия

Previous post Next post
Up