С Днём Победы - с Днём избавления ради царствующего града Москвы!

Nov 04, 2024 09:02


Чем хороша богатая русская история, в ней не только много печальных дней поражений, но и множество радостных победных дней. Сегодняшнюю дату особенно приятно будет отмечать в напрямую связанной с ней Казанской церкви в Дзинтари. Дело в том, что 4 ноября в Российской Федерации празднуется День народного единства.



И хотя им пытались оттенить, а точнее вообще отменить революционное 7 ноября, праздник реально достойный и по-настоящему является днём (точнее, одним из таких дней) русского единства и русской победы (несмотря на то, что враг засел в столице). Который, однако, по правде, должен отмечаться 1 ноября.


Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Богородицы - один из наиболее почитаемых и воспроизводимых в Русской церкви образов. В русской православной церкви день Казанской иконы Божией Матери отмечается два раза в год. 8 июля (в этом году 21 июля по григорианскому календарю) празднуется «День обретения иконы во граде Казани», а 22 октября (4 ноября в ХХ и XXI веках) - «День избавления ради царствующего града Москвы» от польских интервентов и их коллаборационистов.

Напомню, что в 1579 году в Казани после пожара, уничтожившего часть города, десятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище. В указанном ею месте, где была печь, на глубине около метра действительно нашли икону. День явления Казанской иконы стал ежегодным общецерковным праздником в Русской православной церкви. На месте явления иконы по указу царя Ивана Грозного был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.



Казанская икона Божией Матери в Казанском соборе на Красной площади. Источник: https://foto.patriarchia.ru.

Духовный символ борьбы с врагами Руси

В начале XVII века Русь была охвачена Великой Смутой. После тяжёлых поражений и потерь русские всё-таки нашли в себе силы сплотиться и изгнать захватчиков. В 1611 году Казанскую икону Божией Матери взяла с собой казанская дружина, которая отправилась под Москву на помощь войскам Первого народного ополчения, пытавшегося освободить столицу России от польско-литовских интервентов и их пособников. Несмотря на победы, ополчение погрязло во внутренних распрях и распалось. В начале следующего года казанцы направились с иконой домой, но в Ярославле встретили Второе народное ополчение, шедшее на Москву под предводительством князя Дмитрия Михайловича Пожарского и Козьмы Минина из Нижнего Новгорода. Второе ополчение, наслышанное о силе иконы, оказало почтение святыне и пошло с ней на врага.

24 августа (3 сентября) 1612 года под стенами русской столицы состоялось решающее кровопролитное сражение ополченцев с поляками. Бой длился около четырнадцати часов. Проявил доблесть и Кузьма Минин, который с небольшим отрядом конных ополченцев и перешедших на их сторону поляков внезапно напал на передовые отряды гетмана Ходкевича и посеял в их рядах панику. Под натиском основных сил Второго ополчения и пришедших к ним на помощь казаков князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, войско Ходкевича дрогнуло и обратилось в бегство. Простояв всю ночь около Донского монастыря, остатки вражеского воинства утром 25 августа покинули Москву.

Однако ополченцы контролировали ещё не весь город. Оставались польские отряды, засевшие в Китай-городе и Кремле. Зная, что осаждённые поляки терпят страшный голод, Пожарский предложил им почётную сдачу, на что последовал высокомерный отказ. Тогда 22 октября (1 ноября) 1612 года Китай-город был взят приступом русскими войсками, чтобы показать безнадёжность положения поляков. Через несколько дней сидельцы в Кремле, дошедшие до того, что начали есть человечину, сдались.



«Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 году», Эрнест Эрнестович Лисснер (1874-1941), 1938 год.

На 27 октября (6 ноября) 1612 был назначен торжественный вход в Кремль русского войска. Когда полки собрались у Лобного места, архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий совершил торжественный молебен в честь победы ополченцев. После этого под звон колоколов победители в сопровождении народа вступили в Кремль со знамёнами, хоругвями и Казанской иконой.

Кому интересны подробности, но лень читать скучные научные труды, события 1611-1612 года описываются в первом русском историческом романе «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», написанного Михаилом Николаевичем Загоскиным в 1829 году. А также показаны в хорошем советском художественном фильме Всеволода Илларионовича Пудовкина и Михаила Ивановича Доллера «Минин и Пожарский» 1939 года. Занятно, что советские люди не противопоставляли даты, а наоборот прямо намекнули в кино: «7-го ноября 1612 года Кремль был очищен от интервентов». Иконы, правда, в фильме не припомню, но зато православных крестов и стягов со Спасом, архистратигом Михаилом, святыми и крестами в избытке.

Храм русской Победы в латвийской Юрмале

Казанскую икону, с которой освободили Москву, поставили в приходском храме Пожарских - церкви в честь Введения храм Пресвятой Богородицы на Сретенской улице на Лубянке. В 1636 году её перенесли в возведённый на средства князя Пожарского Казанский собор на Красной площади. В 1918 году эту икону в драгоценном окладе украли из Казанского собора. 4 ноября 2023 года в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля патриарх Кирилл перед совершением литургии «явил» этот список Казанской иконы, который, по утверждению патриарха и сообщению Московской патриархии, был в московском ополчении Минина и Пожарского. В тот же день икону вернули в Казанский собор на Красной площади.

После избрания на царство Михаил Фёдорович повелел праздновать икону с крестным ходом в Москве дважды в год: в 8-й день июля, когда явилась Пречистая Богородица в Казани, и в 22-й день октября, когда очистилось Русское государство. В 1649 году по случаю рождения на 22 октября 1648 года во время всенощного бдения наследника престола царевича Димитрия царь Алексей Михайлович повелел установить общерусское празднование Казанской иконе: «во всех городах по вся годы». В подтверждение нового статуса иконы при Коломенском царском дворце была заложена домовая церковь в её честь. С тех пор в честь этого образа сооружено множество храмов по всему бывшему Русскому царству и всей бывшей Российской империи, в которых хранятся многочисленные списки иконы.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). Казанский собор в Санкт-Петербурге, сооружённый в 1801-1811 годах для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской, уже вскоре приобрёл значение памятника русской воинской славы в Отечественной войне 1812 года. В 1813 году в храме был похоронен генерал-фельдмаршал светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи. А перед собором стоят монументы Кутузову и генерал-фельдмаршалу князю Михаилу Богдановичу Барклаю де Толли, двум русским полководцам - победителям Наполеона.

Есть Казанский храм и в Латвии. В конце XIX века местечко Эдинбург было одним из самых популярных мест отдыха на Рижском Взморье. Среди жителей и гостей Эдинбурга было немало православных, поэтому заботами Рижского Петропавловского православного братства и по проекту архитектора Алексея Прокофьевича Кизельбаша там была возведена Казанская церковь, освящённая архиепископом Рижским и Митавским Арсением 23 июня 1896 года. Лично для меня особо важно, что 1921-28 годах, когда местность уже именовалась Дзинтари, настоятелем храма был протоиерей Роман Яковлевич Пассит, который не только служили панихиды по погибшим в Первую Мировую войну солдатам Русской императорской армии и ухаживал вместе с прихожанами за их могилами, но и составил поимённые списки, сохранив тем самым имена павших защитников Отечества. К сожалению, в конце 1962 года храм был закрыт и варварски снесён латышскими коммунистами, выслуживавшимися перед персеком Хрущёвым во время его гонений на церковь.

Только в 2010 году земля в Дзинтари, на которой стоял храм, была возвращена Латвийской православной церкви. 28 июля 2013 года было начато возведение нового храма. 19 декабря 2019 год Стройуправа Юрмальской городской думы признала здание годным к эксплуатации и подписала об этом акт. 6 июня 2020 года, в канун праздника Святой Троицы (Пятидесятницы), по благословению Александра, митрополита Рижского и всея Латвии, в новом храме в честь Казанской иконы Божией Матери в Юрмале состоялось первое Всенощное бдение, а на следующий день, в самый день Святой Троицы - первая Божественная литургия. Теперь Казанская церковь в Дзинтари, без сомнения, является красивейшим православным храмом в Латвии, построенным в наши дни.





И от него гарантированно корёжит бесов, нечисть, нациков. Увидев Казанскую церковь, нацпатриотка Элита Вейдемане, которая в 1981-88 годах работала в газете Padomju Jaunatne («Советская Молодёжь») - органе ЦК Латвийского коммунистического союза молодёжи, а в Атмоду перестроилась, написала в соцсети Twitter (которая ныне X): «šodien gaismā pabraucu garām pareizticīgo baznīcas jaunbūvei Jūrmalā, Jomas ielas galā. kā liela un bezgaumīga sviesta torte šī daudzkrāsu būve atrodas pašā pilsētas centrā. kur esam? Krievijā?» (Сегодня днём проехалась мимо новостройки православной церкви в Юрмале, в конце улицы Йомас. Как большой и безвкусный сливочный торт это разноцветное здание стоит в самом центре города. Где мы находимся? В России?). Невдомёк старушке, что православных много среди латышей...



Так когда же отмечать?

27 декабря 2004 года в Российской Федерации был учреждён государственный праздник - День народного единства, который впервые отметили в следующем году. В пояснительной записке к проекту закона об учреждении праздника отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

На самом деле в 1612 году 4 ноября по новому стилю (то есть 25 октября по юлианскому календарю) вдоль неприступных кремлёвских укреплений ополченцы с крестным ходом и молитвой о даровании победы пронесли Икону Казанской Божьей Матери. Взятие же Китай-города состоялось 1 ноября, а вход в Кремль - 6 ноября.

Я уже писал « О календарном невежестве российских законодателей». И, увы, похоже, буду ещё много об этом говорить. В своё оправдание российские законотворцы могут предъявить только одно: РПЦ отмечает праздник 22 октября по юлианскому календарю, что в нашем веке даёт 4 ноября. Однако, тут встаёт вопрос: так мы отмечаем церковный праздник или всё-таки день победы над интервентами? Полагаю, в первую очередь последнее. Да и государство формально ныне секулярное, отделённое от церкви. Никто не мешает праздновать Русской православной церкви свои праздники так, как она считает нужным. Но с исторической точки зрения, русские ополченцы взяли Китай-город 1 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года.

Конечно, вполне возможно, что кремлёвские политики просто хотели отвлечь внимание от 7 ноября, поэтому выбрали дату, которая ближе к годовщине Октябрьской революции получается. Да только кто им сказал, что одна дата заменит другую? На самом деле они вполне дополняют друг друга. 1 ноября (22 октября по юлианскому календарю) 1612 года - День победы над интервентами и коллаборационистами Смутного времени. 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года - день Октябрьской революции, когда к власти пришли силы, преодолевшие новую смуту и распад, порождённые деятелями Февральской революции, и изгнавшие интервентов и их пособников из России в последующие шесть лет.



Казанская церковь в Дзинтари (Юрмала). Фото: Александр Ржавин, август 2024 года.

С Днём Победы, русские! Даже если враг засел в Кремле, победа всё равно будет за нами!

Россия, Смутное время, вера, храм, Юрмала, Латвия

Previous post Next post
Up