Митавский автограф героя Пройсиш-Эйлау: поручик Баланин

Oct 16, 2024 01:08


Во время Наполеоновских войн битва при Пройсиш-Эйлау (Прейсиш-Эйлау, Preußisch Eylau) стала самым кровавым сражением Войны четвёртой коалиции. 26-27 января (7-8 февраля) 1807 года возле современного российского Багратионовска сошлись 65 тысяч французов против 67 тысяч русских и 8500 пруссаков. В ожесточённейшей зимней битве обе стороны потеряли, по разным оценкам, от 30 до 55 тысяч убитыми и ранеными. То есть каждый третий воин выбыл из строя.



Русский командующий Леонтий Леонтьевич фон Беннигсен добился на тот момент немыслимого: он не дал Наполеону победить и тем более разгромить союзные войска. Беннигсена наградили высшей наградой Российской империи - орденом Святого Андрея Первозванного (и пожизненной пенсией в 12 тысяч рублей). 18 офицеров получили Военный орден Святого Георгия III степени, а 33 офицера - IV степени. Некоторые также были награждены орденами Святого Владимира.



Однако битва носила настолько ожесточённый характер, а её значение было столь велико, что русский император Александр I решил наградить всех участвовавших в ней офицеров (которые не получили вышеназванных орденов), для чего специально был учреждён крест «За победу при Прейсиш-Эйлау», носившийся на георгиевской ленте. Всего подобных крестов в истории России было пять: «За взятие Очакова» (1788), «За взятие Измаила» (1790), «За взятие Праги» (пригорода Варшавы, 1794), «За победу при Прейсиш-Эйлау» (1807) и «За взятие Базарджика» (1810). При этом только крест за подвиг в Восточной Пруссии точно повторял форму Военного ордена Святого Георгия. На лицевой стороне была надпись в четыре строки: «ЗА ТРУДЫ И ХРАБРОСТЬ». На оборотной стороне - в пять строк: «ПОБѢДА ПРИ ПРЕЙШ-ЕЙЛАУ. 27 ГЕН. 1807 Г.».



Сражение под Прейсиш-Эйлау 27 января (8 февраля) 1807 г. Художник А. Ю. Аверьянов, 2022 год. Картина из коллекции Калининградского областного историко-художественного музея.

Всего было отчеканено 900 крестов. На их изготовление ушёл 1 пуд, 15 фунтов, 36 золотников и 21 доля чистого золота, а также 402 рубля 15 копеек ассигнациями. Вручение креста давало три дополнительных года к выслуге лет для получения пенсии или к награждению орденом Святого Георгия IV степени по выслуге лет.



На картине, впрочем, изображена атака гренадеров Санкт-Петербургского полка. Но павловцы были в похожей форме.

Среди награждённых были такие знаменитые люди как Михаил Богданович Барклай де Толли (будущий сопобедитель Наполеона), Денис Васильевич Давывов (гусар, партизан, поэт), Сергей Григорьевич Волконский (декабрист), Фёдор Фёдорович Шуберт (топограф, геодезист, географ). А летом 1808 года награда нашла ещё одного героя, который находился на излечении от ранений в Митаве (современная Елгава), центре Курляндской губернии, во временном военном госпитале.



Крест «За победу при Прейсиш-Эйлау».

Хотя Война четвёртой коалиции закончилась безрадостным для Александра I Тильзитским миром 25 июня (7 июля) 1807 года, ещё долгие месяцы после этого в митавском госпитале продолжали умирать от ран, полученных на той войне, русские воины. Так, с октября 1806 года по август 1808 года в Митаве умерли, по меньшей мере, 366 русских солдат. Из них «от полученных на сражении ран» скончался 241 православный воин Русской императорской армии. Это гвардейцы, мушкетёры, егеря, артиллеристы, драгуны, кирасиры, гусары и даже милиционеры. Вечная им память! Но многие выжили, вылечились и даже снова встали в строй.

И вот 10 июня 1808 года шеф Павловского гренадерского полка генерал-майор Дмитрий Петрович Неверовский (1771-1813) отослал письмо в Курляндское губернское правление со следующей просьбой:

«Изъ числа доставленныхъ въ полкъ шести золотых Прейш-Элляускихъ Знаковъ на георгiевской лентѣ носить предназначенныхъ одинъ при семъ в оное Губернское Правленїе полкъ препровождаетъ которой и проситъ доставить полка сего порутчику Баланину находящемуся для изличенiя полученныхъ въ сраженiяхъ ранъ въ Митавскомъ времянномъ военномъ гобшпиталѣ. А полученiи коего и объ выдачѣ ему полкъ неоставитъ уведомленiемъ. Коему и прилагается у сѣго ордѣръ».



Письмо генерал-майора Неверовского в Курляндское губернское правление, 10 (22) июня 1808 года. LVVA, фонд 96, опись 1, дело 2715.

Это письмо от Неверовского сохранилось в Латвийском государственном историческом архиве (LVVA, фонд 96, опись 1, дело 2715) вместе с распиской, о получении награды:

«1808. года июля 13-го дня получилъ я изъ Курляндскаго Губерскаго Правленiя присланный въ оное изъ Павловскаго Гренадерскаго полка при отношенiи отъ 27. июня сего года за № 603-й золотый Прейсш-Эллянускiй знакъ на георгiевской лентѣ носить назначенный. Въ чемъ своеручно и росписался.
Павловскаго гренадерскаго полка поручикъ Баланинъ».



Расписка поручика Баланина о том, что он получил 13 (25) июля 1808 года «золотый Прейсш-Эллянускiй знакъ на георгiевской лентѣ носить назначенный». LVVA, фонд 96, опись 1, дело 2715.

И теперь у нас в одном деле хранятся автографы двух героев Наполеоновских войн: Баланина и Неверовского. Ведь в письме в губернское правление последний тоже расписался собственноручно. Он был одним из самых популярных полководцев того времени, отличился во время Отечественной войны 1812 года. Увы, через шесть с небольшим лет он погиб в Германии (в 1912 был перезахоронен на Бородинском поле). Однако его биография хорошо известна. А вот что стало с поручиком Баланиным? Очень надеюсь, что товарищи помогут установить его судьбу.



Автограф генерал-майора (впоследствии генерал-лейтенанта) Дмитрия Петровича Неверовского (1771-1813). LVVA, фонд 96, опись 1, дело 2715.



Автограф поручика Павловского гренадерского полка Баланина. LVVA, фонд 96, опись 1, дело 2715.

Что интересно, в изданной в 1852 году «Истории Лейб-гвардии Павловского полка» Онуфрия Христофоровича Гоувальта упоминается некий поручик Баланичъ:

«27 января произошла знаменитая битва при Прейсиш-Эйлау, в коей горсть русских с мужеством выдержала в продолжении целого для все нападения превосходившего в силах неприятеля. Левый фланг позиции нашей, где находился Павловский гренадерский полк, простирался по холмистой равнине, покрытой снегом, почти до местечка Саусгартена. Около полудня, на гребне высоты, против нашего левого крыла, замечено было отступление казаков и появление французов. Маршал Даву с неимоверною быстротою атаковал русских. Огонь наших батарей не мог остановить натиска неприятельских колонн, которые, под прикрытием артиллерии, громившей с Крейгской горы левый фланг наш, угрожая обходом, подались вперёд. В этом затруднительном положении граф Остерман, приказав оставить Саусгартен, сделал перемену фронта левым флангом назад и поручил генерал-майору Мазовскому удержать стремление французов. Павловский гренадерский полк с громким криком „ура!“ ударил в штыки, вытеснил неприятеля из деревни Ауклапена и, расстроив его ряды, принудил французов к ретираде, и только с наступлением ночи прекратил преследование, заняв опушку рощи впереди деревни Куштена.

Из числа офицеров Павловского гренадерского полка, отличившихся в сём деле примерною храбростью, убиты: майор Гололобов, штабс-капитан Бершов и прапорщик Лукин; ранены: майоры Палибин и Шахов, штабс-капитаны Акимов, Ярцов и Панов, поручики Баланич, Лукин и Акутин, прапорщик Галанич. Нижних чинов убыло: убитыми 80, раненными 193 человека. Всемилостивейше награждены золотыми крестами на Георгиевской ленте: поручики Баланич, Акутин и Лукин; нижним же чинам за отличное мужество и твёрдость духа, с каким опрокидывали они стройным фронтов неприятеля, пожаловано 90 Знаков отличия Военного ордена...»

Кроме того, в статье И. Васильева «Сражение при Прейсиш-Эйлау» в альманахе «Наполеон» за 2008 год конкретизируется, что в какой-то момент боя французы ударили на два небольших каре, составленных поручиками Акуниным и Баланичем. Выдержав нападение, гренадеры встретили кавалеристов батальным огнем и, отбросив, проводили выстрелами. Там же уточняются потери полка: погибли 1 штаб-, 2 обер-офицера, 8 унтер-офицеров, 3 музыканта, 155 нижних чинов; ранены 3 штаб-, 16 обер-офицеров, 12 унтер-офицеров, 7 музыкантов, 207 солдат.



Прейсиш-Эйлау 8 февраля 1807 г. Эскиз. Художник Алексей Темников, 2916 год. Источник: https://illustrators.ru/illustrations/995018. А вот тут как раз гренадер-павловец из каре отбивает атаку кавалериста противника.

И где же опечатка: в архиве или в книгах?! Вот сколько ни смотрю на письмо с распиской, никак не могу поверить, что предпоследняя (по старой орфографии) буква в фамилии офицера «ч» - я вижу «н». Да и другой офицер в публикациях - то Акутин, то Акунин. Считаю, что больше веры первоисточникам. И что примечательно: в письме Неверовского говорится о шести крестах, тогда как в книге упомянуты только трое награждённых.

Во время Фридландского сражения 2 (19) июня 1807 года павловские гренадеры, прикрывая собой отступление левого фланга русской армии, проявили чудеса храбрости и героизма, чем заслужили в русской армии благородную традицию. Император Александр I своим указом от 20 января 1808 года повелел им носить гренадерки в том виде, в каком с ними солдаты вышли из Фридландской битвы: «За отличное мужество, храбрость и неустрашимость в сражениях с французами 1806 и 1807 годов в почесть полка, состоящие в нём шапки оставить в том виде, в каком он сошёл с поля сражения, хотя бы некоторые из них были повреждены; да будут они всегдашним памятником отменной храбрости полка и монаршего к нему благоволения». 13 ноября 1808 года повелено вычеканить «на простреленных шапках имена тех нижних чинов, кои вынесли их с собою с поля сражения... для сохранения навсегда памяти сих заслуженных воинов». Латунные налобники гренадерских шапок, пробитые вражеским пулями в этой битве, с тех пор носились павловцами и с гордостью передавались преемникам. Эта традиция дожила до самого конца существования Русской императорской гвардии. Даже Александр Пушкин в своей поэме «Медный всадник» посвятил этой традиции восторженные строки: «...Сиянье шапок этих медных, насквозь простреленных в бою». Впрочем, офицеры в той кампании носили двууголки. Но сражались столь же храбро, как и их подчинённые. В том же Фридланде (ныне русском Правдинске) до наших дней сохранилась могила шефа полка генерал-майора Николая Николаевича Мазовского, трижды раненного в той бою. Не имея возможности сидеть на коне, Мазовский велел нести себя двум гренадерам перед полком и в последний раз повёл его в штыки.

А ещё говорят, что в память о Павле I в полк набирали невысоких курносых блондинов или рыжих. В Петербурге по этому поводу шутили: «Курносы, как телята - это павловцы-ребята». Но это распространялось только на нижних чинов, на офицеров данная традиция не распространялась. Эх, вот бы где сохранился портрет поручика Баланина. Тогда мы смогли бы это проверить!

PS. Даже не сомневался! Неутомимый и дотошный Старец Амвросий нашёл, что Баланин был уволен в отставку за ранами штабс-капитаном 24 апреля 1809 года. А опечатка в фамилии Баланина могла возникнуть в Представлении Беннигсена об отличившихся при Прейсиш-Эйлау, откуда проникнуть в основывавшиеся на нём документы и публикации. Кроме того, всего в полку десять офицеров получили золотой крест за сражение: капитаны Никанор Иванович Попов (убит при Бородине) и Александр Львович Ховрин, поручики Павел Евдокимович Кромин, Григорий Иванович Шмаков (убит под Красным), Баланин, Александр Никитич Акутин, граф Ираклий Ираклиевич де Полиньяк, Ефим Силыч Болотов, Илья Степанович Лукин 1-й, подпоручик Пётр Ильич Барыбин (убит под Красным). Так что кресты явно доставляли в полк в несколько этапов.

Курляндия, Россия, Пруссия, Русская императорская армия, Наполеоновские войны, Латвия, Елгава, Франция, георгиевские кавалеры, Митава

Previous post Next post
Up