1 августа 1938 года был расстрелян дивинтендант Эдуард Петрович Берзин (Eduards Bērziņš, 1894-1938), один из организаторов и руководителей системы ГУЛАГ. Кто от этой аббревиатуры хватается за сердце и начинает злорадствовать, что «кровавый чекист получил по заслугам», живёт в мире, далёком от реальности. Участник Первой Мировой и Гражданской войн, кавалер Георгиевского креста и ордена Ленина Берзин был храбрым воином, прекрасным организатором и достойным человеком.
Про него, родившегося 130 лет назад, 7 февраля 1894 года, столько написано, что, казалось бы, добавить уже нечего. Однако, увы, в рунете мало известно о последних находках латышских исследователей, о чём и расскажу.
Относительно ГУЛАГа сразу закрываю тему цитатой Варлама Тихоновича Шаламова, который, в отличие от диванных мамкиных антисоветчиков, прошёл через Севвостлаг на родине их страха Колыме:
«Эдуард Петрович Берзин пытался, и весьма успешно, разрешить проблему колонизации сурового края и одновременно проблемы „перековки“ и изоляции. Зачёты, позволявшие вернуться через два-три года десятилетникам. Отличное питание, одежда, рабочий день зимой 4-6 часов, летом - 10 часов, колоссальные заработки для заключённых, позволяющие им помогать семьям и возвращаться после срока на материк обеспеченными людьми. В перековку блатарей Эдуард Петрович не верил, он слишком хорошо знал этот зыбкий и подлый человеческий материал. На Колыму первых лет ворам было попасть трудно - те, которым удалось туда попасть, - не жалели впоследствии. Тогдашние кладбища заключённых настолько малочисленны, что можно было подумать, что колымчане - бессмертны».
И отсылаю к замечательной
статье Саши Осеневой на портале «Моя родина - Магадан». Она даёт исчерпывающее представление об деятельности Эдуарда Берзина в 1920-30-е годы.
Эдуард Петрович Берзин (Eduards Bērziņš, 1894-1938). Источник: Tālivaldis Margēvičs «Šķērsiela 13. Latvieša dibināts gulags», Zvaigzne ABC, 2016.
Для Латвии же, понятно, более интересно участие Берзина в Первой Мировой и Гражданской войнах. В последнюю он воевал и на территории Латвии в 1919 году, будучи командиром 1-го лёгкого артдивизиона Латышской стрелковой дивизии. В предыдущий 1918 год он прославился тем, что сыграл решающую роль в подавлении большевиками левоэсеровского восстания в Москве и разоблачении заговора Локкарта. А во время Первой Мировой войны Берзин вначале служил в 179-м пехотном резервном батальоне, с сентября 1915 года - в составе 4-го Видземского латышского стрелкового батальона (затем полка) Русской императорской армии. Был награждён серебряной нагрудной медалью на Станиславской ленте с надписью «За усердие», а также Георгиевским крестом IV степени, который фельдфебель Берзин получил за храбрость, проявленную в ходе ночного боя с 23 на 24 августа 1916 года у посёлка Смарде. Про этот бой и действия «видземцев» вообще можно прочесть в книге Яниса Хартманиса (Jānis Hartmanis) «
4. Vidzemes latviešu strēlnieku pulks 1915-1917». Она на латышском, но сейчас столько средства автоматического перевода, что не должно возникнуть трудностей в её прочтении.
Карточка о ранении фельдфебеля Эдуарда Берзина 23 декабря 1916 года под Скангелем. РГВИА, Картотека бюро учета потерь в Первой мировой войне (офицеров и солдат), ящик 262-Б / Портал «Памяти героев Великой войны 1914-1918 годов»,
https://gwar.mil.ru.
А вот исследователь Таливалдис Маргевич (Tālivaldis Margēvičs) пошёл ещё глубже, о чём можно узнать из изданного в 2016 году его документального романа «Šķērsiela 13. Latvieša dibināts gulags» (Поперечная 13. Основанный латышом ГУЛАГ). Роман назван по родному дому Берзина, который располагался в Риге на улице Поперечной (по-немецки Querstraße, по-латышски Šķērsiela или Šķēršu iela) в доме с номером 13. Маргевич установил, что Эдуард Берзин, большевик, чекист, латышский стрелок, художник (воспитанник Вильгельма Пурвитиса!) и прочая-прочая-прочая при рождении носил совсем другую фамилию. По этой наводке я тоже глянул старые документы, и вот что получается.
Запись из ревизских сказок мызы Оленхоф о крестьянах, приписанных ко двору Уккуль. Фамилия Schihds идёт под номером 57. LVVA, фонд 199, опись 1, дело 316.
В конце XVIII - начале XIX века на хуторах Уккуль (Ukkul или Uhkul; по-латышски Ukuli, Укулы) и Арницан (Ahrnitzan; ныне посёлок Ārnicēni, Арницены) возле мызы Оленхоф (Ohlenhof, ныне посёлок Oļi, Оли) жили крестьяне, фамилию которых в документах записывали как Schihds (иногда Schieds или Schids). Таким образом на немецком языке (в котором нет звука «ж») передавалась латышская фамилия Žīds. То есть Жидс. Фамилия восходит к старому обозначению евреев, хотя вряд ли крестьяне и лютеране Жидсы (Žīdi) имели еврейское происхождение, скорее всего, это обычная этнонимичная фамилия (недавно я рассказывал о
Юкуме Вациетисе, фамилия которого буквально значит «немец»). Сейчас, как и в русском, в латышском языке вместо žīdi говорят ebreji. Когда-то первый этноним не имел отрицательного значения, но теперь в своей речи его используют только нацики. Вместе с тем, понятно, что этнические предрассудки имели место, и, похоже, какой-то хитрый или скупой крестьянин получил от соседей прозвище Žīds, которое у его потомков стало фамилией. А может, дело во внешности было.
Запись из метрической книги Зесвегенской лютеранской церкви о рождении Петра Жидса. Запись №323. LVVA, фонд 235, опись 4, дело 646.
Запись из метрический книги Альтпебалгской лютеранской церкви о браке Петера Жидса и Марии Дундур. Запись №53. LVVA, фонд 235, опись 4, дело 2727.
Запись из метрический книги Альтпебалгской лютеранской церкви о рождении Антонии Жидс. Запись №57. LVVA, фонд 235, опись 4, дело 2729.
2 октября 1845 года у Яниса Жидса и его жены Эды, урождённой Бемелт (Edde Bemelt / Ede Biemelte), родился первенец, которого назвали Петером (Pehter / Pēteris). Повзрослев, он перебрался под мызу Старый Пебалг (Alt Pebalg, ныне посёлок Вецпиебалга, Vecpiebalga), где 12 ноября 1878 года женился на Марии Дундур (Marie Dundur / Mariņa Dundure). В семье было несколько детей. В самом конце XIX века Петер Жидс перебрался в Ригу. В той части Задвинья (Pardaugava), которая именовалась Ильгецем (Ilgezeem; ныне микрорайон Ильдюциемс / Iļģuciems), где купил земельный участок на Поперечной улице (впрочем, ныне Щерсиела находится уже за пределами Ильдюциемса). Там он прожил до своей смерти 17 ноября 1918 года. Похоронен был на расположенном неподалёку Лазаревском кладбище (Lāčupes kapi), но могила не сохранилась.
Запись из метрической книги лютеранской церкви Святого Мартина о смерти Петера Берзина. Запись №172. LVVA, фонд 3036, опись 3, дело 13.
А по жизни всё устраивало Петера Жидса, кроме фамилии, которая казалась ему неблагозвучной. Он решил её поменять, подал на этот счёт прошение на имя царя и в 1904 году получил высочайшее разрешение впредь именоваться Берзиным. Вместе с женой и детьми Эдуардом, Яном и Антонией. По-латышски эта фамилия пишется как Bērziņš (во множественном числе Bērziņi), в старой орфографии - Behrsin или Behrsing. Значит она буквально «Берёзкин». Это одна из самых распространённых фамилий среди латышей.
При этом удивительно, что доподлинно неизвестно, когда и даже где у Жидса-Берзина родился сын Эдуард. По общепринятым данным, он родился ещё под Старым Пебалгом Венденского уезда Лифляндской губернии 7 февраля 1894 года. Некоторые источники говорят, что это было в 1893 году. А какие-то утверждают, что будущий обустроитель Колымы вообще родился в Риге. Вот запись о рождении 22 июня 1880 года его старшей сестры Антонии ещё под Старой Пебалгой есть (хотя паспорт на такое имя был с датой рождения - 23 августа 1886 года; может, конечно, это разные люди). А на него и брата Яна пока ничего не нашёл.
Ян Петрович Берзин (1882-1938). Источник: Открытый список,
https://ru.openlist.wiki.
PS. Похоже, расстрелянный за «участие в контрреволюционной террористической организации» в 1938 году и похороненный на Коммунарке Ян Петрович Берзин (20.1.1882-26.4.1938), уроженец Лифляндской губернии, брат дивинтенданта. По крайней мере, лицо весьма похоже.