В чём-чём царь Пётр является примером для подражания?!
Сегодня в Санкт-Петербурге прошёл крестный ход в День поминовения мощей князя Александра Невского. Его возглавил патриарх Кирилл, который выступил перед верующими и призвал православных вставать на защиту своей страны. В качестве примера он привёл императора Петра I, который, по его словам, основал Петербург, как форпост Западу: «Он осознавал, что столица будет форпостом России на Западе. Он хорошо знал, что огромные влияния, культурные и антикультурные, псевдодуховные, идут оттуда, с Запада. Он знал, как под видом освобождения святынь пришли крестоносцы, которые ограбили святую землю»...
Однако.
Да, рака Александра Невского, точнее, целый комплекс памятников истории и культуры (большая часть которых была изготовлена при императрице Елизавете Петровне), попала в Эрмитаж при большевиках в 1922 году. Но, учитывая, что уже при Романовых многие ценности из церквей постепенно начали перемещаться в музеи, я уверен, что и рака рано или поздно, но оказалась бы в музее, если бы монархия устояла в 1917 году.
Мемориальный комплекс раки Александра Невского в Эрмитаже. Фото: Александр Ржавин, июнь 2021 года.
Но если передача (ОК, возвращение) историко-культурной ценности - раки и саркофага Александра Невского - вызвала у меня лишь лёгкий дискомфорт (хотя считаю, что таким произведениям искусства место в музее, но да ладно, всё-таки, принимая во внимание изначально ритуальное предназначение раки, согласиться с таким шагом можно - хотя вполне можно было обойтись копией), то речь... У меня откровенно когнитивный диссонанс случился от того, что глава РПЦ привёл верующим в качестве примера для подражания человека, который откровенно измывался над церковью и её иерархами.
Пётр Великий усилено проводил вестернизацию России. В языке (все эти виктории, конфузии, ретраншементы, фортеции вместо побед, поражений, укреплений, крепостей - да тот же Санкт-Петербург, а никак не Петроград), во внешнем облике (бороды стриг, парики напяливал, табак курил) и в образе мышления (знаменитое «если впредь где иконы заплачут маслом, зады у монахов заплачут кровью» в ответ на всплеск мироточений, которые тут же чудесным образом прекратились). Царь, а потом император Пётр вовсю завозил из Европы в Россию то, что сейчас патриарх Кирилл называет «антикультурным» и «псевдодуховным».
И дело не только в колоколах, которые в безвыходной ситуации отправили на переплавку ради пушек (в реальности всё не так драматично было). И даже не во «Всешутейших, всепьянейших и сумасброднейших соборах», откровенно пародировавших многие христианские обряды и мероприятия. Самое главное: царь Пётр провёл кардинальную реформу церковного управления, сделав РПЦ всего лишь одним из элементов государственной машины управления. В 1700 году Пётр запретил избрание нового патриарха, фактически упразднив патриаршество на Руси, когда церковью стали управлять цари через чиновников (Святейший правительствующий Синод). Последствия были катастрофическими. РПЦ год от года теряла авторитет среди простого люда, воспринимаясь ими уже не как духовный центр, который мог помочь в борьбе против чиновников за правду и достоинство, а частью механизма угнетения. И сами священники это понимали, и потому в феврале 1917 году РПЦ как никакая другая массовая организация поддержала свержение монархии в России и искренне радовалась полученной, наконец, свободе от государства. И только после этого снова на Руси появились Патриархи, по забавному совпадению, именно при большевиках, которых сейчас так любят хаять новоявленные российские правители.
Конечно, сейчас роль РПЦ снова не сильно отличается от той, какую она играла при царях. Однако приводить в качестве примера для подражания того, кто был врагом традиций и скреп, сдерживающих развитие страны... И не было никакого противостояния России тогда с Западом. Напротив, Россия стала частью Запада, вступая в коалиции с одними европейскими странами против других. Напомню, что на Швецию Россия напала и воевала в ходе Северной войны в союзе с Данией, Польшей, Саксонией, Пруссией, Ганновером даже. Это ж как нужно считать окружающих за невежд, ничего не знающих об истории России! Или таки новые учебники от Мединского уже охватили всех россиян, от патриарха до простых петербуржцев?
А пока думаем над этим, напоминаю, как рака выглядела в Эрмитаже, где был очень толково оформлен зал, в котором она экспонировалась.