30 августа (10 сентября) 1721 года в шведском городе Нюстад (ныне финский Уусикаупункипо) по итогам дипломатического конгресса был заключён Договор о вечном мире между Россией и Швецией, который завершил Северную войну 1700-1721 годов и закрепил победу России в ней. В русскую историю он вошёл под германизированным названием - Ништадтский мир.
По договору Россия закрепила выход к Балтийскому морю: к ней отошли часть Карелии, расположенной к северу от Ладожского озера, с Выборгом, Ингерманландия от Ладоги до Нарвы, часть Эстляндии с Ревелем (Таллином), часть Лифляндии с Ригой, острова Эзель и Даго (Сааремаа и Хийумаа).
Основные положения договора:
- Вечный и неразрывный мир между царём русским и королём шведским и их преемниками;
- Полная амнистия с обеих сторон, за исключением казаков, последовавших за Мазепой и Костем Гордеенко;
- Все военные действия прекращаются в 14-дневный срок;
- Шведы уступают во вечное владение России: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию, часть Карелии, «чрез Его Царского Величества оружия от короны свейской завоеванные»;
- Швеции возвращается Финляндия и выплачивается компенсация;
- Исповедание веры на данных территориях свободно.
Я уже писал, что пятый пункт породил бредовую идею, до сих пор будоражащую умы иных рашистов, что
якобы Пётр по договору купил у шведов Лифляндию и Эстляндию. Любой, кто прочитал текст договора, может увидеть, что это не так.
В ознаменование подписания Ништадтского мира 2 ноября (22 октября) 1721 года в церкви Пресвятой Троицы в Санкт-Петербурге Пётр I принял титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого». С этой даты русское государство стало именоваться Российской империей.
Однако сегодня я хотел бы напомнить о том, что в честь заключения Ништадтского мира в Санкт-Петербурге был установлен памятник. Он находится в Летнем саду и называется «Мир и Победа» (или «Аллегория Ништадского мира»). Изваял скульптуру итальянец Пьетро Баратта (1668-1729) в Венеции в 1722 году (MDCCXXII). Надо сказать, что он является автором многих других скульптур Летнего сада. С творчеством Баратты Пётр познакомился в Дрездене в начале 1710-х, после чего направил к нему на обучение нескольких русских и предписал своим агентом закупить некоторые работы мастера.
Говорят, описываемая скульптурная композиция из двух женских фигур задумывалась как «Мир и Изобилие», но идея отметить Ништадтский мир внесла коррективы в название. Обнажённая женская фигура с рогом изобилия и опрокинутым горящим факелом олицетворяет Россию. У её ног находятся щит, пушка и барабан, символизирующие окончание войны. Россию венчает лавровым венком богиня победы Ника, которая держит пальмовую ветвь - символ мира, а ногой попирает поверженного льва, геральдический символ Швеции. Одновременно в ногах у богини трепыхается польский орёл. Лев лапой придерживает картуш с надписью на латыни, которую сочинил граф Савва Лукич Рагузинский-Владиславич (1669-1738): «Magnus est qui dat et qui accipit sed maximus qui ambe haec dare potest» («Велик и тот, кто дает, и тот, кто принимает. Но самый великий тот, кто и то и другое свершить может»). Речь идёт о России, предложившей Швеции условия мира, и о Швеции, принявшей эти условия, но произошло это событие «не без смотрения Божия».
Это произведение, замечательное по пластике, было установлено в Летнем саду в 1726 году с северной стороны Летнего дворца Петра I. Не каждый посетитель доходит до памятника Ништадтскому миру. Но, уверен, посещающие Северную Пальмиру латвийские русские теперь никогда не будут оставлять без внимания этот дальний уголок Летнего сада :)