Уничтожен памятник советским разведчикам - латышам и латвийцам

May 07, 2022 22:04


Печальные (для кого-то радостные) новости из Иецавского края Латвии. У хутора Вилейкас (Vīleikas) снесён памятник, который был установлен на месте, где 10 сентября 1943 года погибли советские десантники-разведчики.



На памятнике была такая надпись на латышском языке:



Cilvēk, neaizmirsti!

Šeit 1943.g. septembrī
cīnījās un gāja bojā
Padomju armijas|
desanta grupa

Babietis Arvīds
Bērziņa Erna
Graudinš Alfrēds
Mackeviča Hilda
Markušenko Vladimirs
/grupas komandiers/
Podskočijs Antons
Pukinskis Zigurds
Saulītis Aleksandrs

Все - латвийцы. Даже те, у кого славянские фамилии: Маркушенко родился в Лиепае в 1924 году (и воевал в рядах Рабочей гвардии с первых дней войны), Подскочий - из Латгалии. В группе ещё были, как минимум, два бойца (не знаю, почему их не упомянули на памятнике):

Alfrēds Rogobučs
Vladimirs Bernauskis



Таким сегодня, 7 мая 2022 года, памятное место обнаружили неравнодушные латвийцы.







Группа была десантирована в ночь с 10 на 11 сентября 1944 года. По ошибке её высадили не в том месте, где планировалось, поэтому её быстро обнаружили шуцманы и окружили. Больше недели группа пыталась вырваться, но не получилось: кто-то погиб в боях, кто-то был схвачен в плен и расстрелян в Рижской центральной тюрьме. Под Иецавой в первый день были взяты в плен Пукинскис и Бабиетис, когда у них кончились патроны, на третий день ещё один боец попал в руки шуцманов. 18 сентября шесть десантников были окружены в лесу между хуторами Клавы и Бейтес. Двое погибли, остальные, включая девушек, были взяты в плен. Погибших похоронили у хутора Вилейкас.

Среди погибших был командир группы Маркушенко (позывной «Высокий»). Его могилу у хутора Вилейкас нашли в 1967 году, и 28 октября его останки перезахоронили на мемориале в Иецаве. На месте его первоначальной могилы и был установлен памятник, который недавно разрушили неизвестные.

Ещё два десантника из этой группы, которые погибли 12 сентября 1943 года, были похоронены на советском воинском кладбище у посёлка Меллупы под Кекавой. К слову, получается, что десантников было не меньше 11. В некоторых источниках встречал информацию, что их вообще было 13. Значит, просто не все имена оказались известны? Хотя по документам числится именно 10 бойцов. Да, что-то тут не сходится. Что ж, надо будет внимательно изучить вопрос, наверно, не обойдётся без обращений в архивы.

При этом надо отметить, что на самом деле были десантированы две группы. Первая - собственно группа под командованием Маркушенко из 7 бойцов. Они должны были действовать под Ригой. А вторая - группа из трёх бойцов под командованием Саулитиса (позывной «Петровский»), которая должна была проникнуть в Ригу и действовать там. Рация была предназначена только для первой группы. На десятерых десантников было 4 винтовки и 5 автоматов.



Так памятник выглядел в 2017 году.



А так он выглядел в 2013 году.



Самым младшим в группе был Пукинскис - он родился в Риге в 1927 году. Однако перед тем, как попасть в разведгруппу, Зигис успел отличиться на фронте, став кавалером медали «За боевые заслуги».

А летом 1943 года в помещении центрального Комитета ВЛКСМ он собственноручно написал: «Я, Пукинский Зигис Робертович, родился 12 сентября 1927 года в Риге, в семье рабочего. Отец был грузчиком порта и с 1934 года состоял в Коммунистической партии Латвии. 27 июня 1941 года наша семья эвакуировалась в Ярославскую область, где работала в колхозе. 25 августа 1941 года я с отцом добровольно вступил в 201-ю Латышскую стрелковую дивизию. Отец в дивизии в последнее время являлся комиссаром батальона, а я служил во взводе музыкантов. В боях под Наро-Фоминском отец мой погиб, а я заболел и был направлен в госпиталь. Там познакомился с одним танкистом, который взял меня с собой в часть. Там я выучился башенным стрелком, участвовал в боях, был ранен, снова был в госпитале. Имею звание старшего сержанта, награжден медалью "За боевые заслуги".

Небольшое уточнение: в латышской дивизии воевал отчим Зигиса, но очевидно отношения у них были тёплыми, раз парень называл Петериса Венде отцом. А танкистом, как утверждала пресса 70-х годов, был украинец Николай Рыбалко из 57-го танкового полка 53-й армии Северо-Западного фронта. Подвиг башенный стрелок 2-й танковой роты указанного полка старший сержант Пукинский совершил 15-16 февраля 1943 года: во время атаки в районе деревни Березовец в составе экипажа уничтожил два орудия и до отделения пехоты противника.

Из Рижской центральной тюрьмы ему удалось переслать весточку бабушке. Зигис писал, что он и его товарищи держатся. Но просил еды, так как партизан и политических почти не кормили. Однако когда бабушка пришла в тюрьму, ей сообщили, что внук с другими партизанами был расстрелян. Как установили историки, его расстреляли 5 января 1944 года в Бикерниекском лесу.

Прошло 79 лет, и теперь взявшие реванш духовные наследники шуцманов, гитлеровских коллаборационистов, пытаются стереть память о тех латышах, которые воевали против нацистов...

Вторая Мировая война, Земгале, Великая Отечественная война, латышские стрелки, Латвия, разведка, вандализм, памятники, Иецава

Previous post Next post
Up