Творение Карлиса Зале вернулось домой, из-за чего на могилах красноармейцев был установлен новый монумент
Click to view
На фоне странного молчания российских дипломатов несколько дней назад латвийскую общественность всколыхнуло сообщение, что
на советском воинском кладбище в посёлке Капседе под городом Лиепая был установлен памятник.
Памятник на советском воинском мемориале в Капседе. Елена Леонидовна Осипова, ноябрь 2021.
https://www.facebook.com/jelena.osipova.140/posts/4515857335197529 Кто-то в порыве пафоса даже написал, что «впервые с момента крушения СССР, в Латвии установлен новый памятник бойцам Красной Армии» (сообщения в СМИ
тут и
тут). Это неправда. Новые памятники бойцам Красной Армии в независимой Латвии появились ранее. Например, в 2014 году был установлен памятник советским лётчикам, погибшим под Даугавпилсом летом 1944 года.
О том, кто и как это сделал, смотрите по этой ссылке.
Памятник советским лётчикам, погибшим летом 1944 года. Анатолий Крылов, июль 2014.
http://din.lv/daugavpils/12128-ne_vernulis_iz_boya Памятник советским лётчикам, погибшим летом 1944 года. Анатолий Крылов, июль 2014. Динабург Вести, 31.7.2014,
http://din.lv/daugavpils/12128-ne_vernulis_iz_boya Анатолий Крылов, «Не вернулись из боя» // Динабург Вести, 31.7.2014, стр. 8:
http://din.lv/daugavpils/12128-ne_vernulis_iz_boya В любом случае событие в Капседе радостное и знаменательное. Это очень хорошо, что там на братском кладбище советских воинов снова есть памятник. К слову, там похоронены как павшие в 1941 году защитники Либавы, так и воины, добивавшие фашистов в Курляндском котле в 1944-45 годах.
Однако, почему же возникла необходимость установить в Капседе новый памятник? Дело в том, что прежний памятник... вернулся домой несколько лет назад. Вернулся при полном согласии Российской Федерации.
Памятник жителям Алои, погибшим в боях за независимость Латвии. Александр Ржавин, сентябрь 2021.
В 1939 году в городке Алоя на севере Латвии местные жители подготовили площадь для установки там памятника своим землякам, погибшим в боях за независимость в 1918-1920 годах. Автором памятника стал Карлис Зале, создавший также памятник Свободы и ансамбль Братского кладбища в Риге. Воин с мечом был изготовлен из финского гранита. Всего для возведения памятника было собрано около 12 тысяч латов. На постаменте должны были быть надписи «Darbs tēvzemes godam, dzīvība - brīvībai» (Труд к чести отечества, жизнь - свободе) и «Brīvības cīnītājiem» (Борцам за свободу).
Памятник жителям Алои, погибшим в боях за независимость Латвии. Александр Ржавин, сентябрь 2021.
Но установить памятник жители Алои не успели - случилась советизация. Новая власть, понятно, не горела желанием, чтобы почитали борцов против неё. А потом по Латвии прокатилась новая война, после которой советские власти решили, что творению Зале, которого уважали и в Латвийской ССР, место на советском воинском кладбище. Мнение жителей Алои никто не спрашивал. Вначале воина с мечом установили в Приекуле, а после того как там был создан величественный мемориал, памятник в 1975 году переместили в Капседе.
Советский воинский мемориал в Приекуле. «Альбом кладбищ воинов Советской Армии и партизан, погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (по состоянию на 1972 год), Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Москва.
Советский воинский мемориал в Капседе. Александр Ржавин, сентябрь 2009.
Долгие годы жители Алои добивались, чтобы памятник был возвращён им. Аргументы алойцев были настолько убедительными, что Российская Федерация, в чьём ведении находятся советские воинские захоронения в Латвии, согласилась на перенос монумента в 2018 году, накануне 100-летия провозглашения Латвийской Республики. 9 декабря 2018 года воин с мечом был, наконец, установлен в Алое возле лютеранской церкви. Смотрится он на своём месте весьма органично.
На этом фоне лично меня удивляет не то, что на осиротевшем постаменте в Капседе установлен памятник. Повторяю: событие радостное, но в этом нет ничего чудесного.
Ещё в 2007 году между Латвией и Россией было заключено соглашение о захоронениях. И ремонты, включая обновление памятников, на российских и советских воинских мемориалах оговорены этим соглашением. Это прерогатива российской стороны. При этом такие монументальные, но будничные, даже рутинные работы регулярно проводятся российской стороной в лице посольства и генконсульств.
Собственно, именно поэтому жители Алои добивались согласия на возвращение им памятника от Посольства РФ в Латвии. И добились. Что, на мой взгляд, справедливо, и данное решение российской стороны я полностью поддерживаю. Однако, что мне совершенно непонятно, так это почему российская сторона параллельно с согласованием вопроса о возвращении в Алою творения Зале не решала вопрос об установке в Капседе нового памятника? И почему, судя по сообщениям в соцсетях, вопрос о памятнике целых три года титаническими усилиями решали латвийские общественники (за что им огромное спасибо!), а не российские чиновники и дипломаты, которые должны были этим заниматься?
Более того, если зайти на
страницу Генерального консульства РФ в Лиепае, которое отвечает за мемориал в Капседе, так там нет никаких новостей (по состоянию на 13.00 30 ноября 2021 года), что на «подведомственном» ему мемориале установлен новый памятник! А в информации,
посвящённой данному братскому кладбище, вообще всё ещё фотография с памятником Карлиса Зале. Всё это очень и очень странно.
Скан страницы Учётной карточки захоронения в Капседе [13.00, 30.11.2021]. Сайт Генерального консульства Российской Федерации в Лиепае (Латвия),
https://liepaja.mid.ru/voinskie-zahoronenia-v-konsul-skom-okruge/-/asset_publisher/5R8lc5WKR3uV/content/845-kapsede-medzskaa-volost-?inheritRedirect=true&redirect=%2Fvoinskie-zahoronenia-v-konsul-skom-okruge Независимо от ответа на эти вопросы, мы можем только порадоваться, что памятник латышским солдатам вернулся на законное место в Алою, а в Капседе появился новый памятник советским воинам. Ура!
Памятник жителям Алои, погибшим в боях за независимость Латвии. Александр Ржавин, сентябрь 2021.