Рашко Русев Серафимов (1875-1922), Airgroup2000.com
Впервые подводная лодка была принята на вооружение болгарских ВМС в 1916 году. Но история болгарского подплава началась намного раньше. И она связана с Россией и... Латвией.
17 февраля 1908 года в городе Либава (современная Лиепая) в Александро-Невской церкви 178-го пехотного Венденского полка священник Николай Николаевский венчал новобрачных. Это были: лейтенант болгарского флота Рашко Руссимов Серафимов, православного вероисповедания, 32 года, и дочь умершего капитана корабля Иоганна Иогансена девица Тира-Евфемия-Мета Иоганнова Иоганнсен [да, у неё фамилия указана через две буквы «н», хотя у отца через одну - обычное дело для того времени], евангелическо-лютеранского вероисповедания, 24 года. Свидетелями были: по жениху - лейтенант граф Павел Фёдорович Келлер [командир подводной лодки «Камбала»] и лейтенант Николай Константинович Нордштейн [командир подводной лодки «Белуга»], а по невесте - флагманский врач Учебного отряда подводного плавания коллежский асессор Лазарь Карлович Гейман и капитан корпуса инженер-механиков флота Яков Саввич Солдатов.
Фрагменты метрической книги с записью о бракосочетании лейтенанта Рашко Серафимова и Тиры-Евфемии-Меты Иоганнсен в Либаве (ЦГИА СПб, фонд 19, опись 128, дело 1016, кадры 259-260)
Какие люди вообще собрались в церкви в тот день!!! Вкратце про упомянутых офицеров. Все они были крайне примечательными личностями!
Граф Павел Фёдорович Келлер (1883-1980), капитан 1-го ранга, участник Русско-японской, Первой Мировой и Гражданской войн, начальник штаба Русского Белого флота на Чёрном море, с 1920 в эмиграции. Во время Второй Мировой войны - в Румынской армии, попал в советский плен в Крыму. После войны жил в Румынии и Франции, похоронен в Германии. Он был внуком графа Артура Фёдоровича Келлера (1827-1915), генерал-майора, участника Венгерского похода и действий в Прибалтике против англо-французского флота во время Крымской войны, и сыном одного из немногих сохранивших верность престолу в феврале 1917 года графа Фёдора Артуровича Келлера (1857-1918), генерала от кавалерии, участника и героя Русско-турецкой, Кавказской, Русско-японской и Первой Мировой войн, убитого в 1918 году в Киеве петлюровцами.
Граф Павел Фёдорович Келлер (1883-1980), капитан 1-го ранга.
Николай Константинович Нордштейн (1884-1936), капитан 2-го ранга, участник Первой Мировой войны. До 1929 года жил в Эстонии, состоял в Кассе взаимопомощи бывших русских моряков. Потом переехал в Латвию, был старшиной Рижского русского клуба. Похоронен в Риге на Покровском кладбище.
Лазарь Карлович Гейман (1875-1940), статский советник, первый врач - офицер-подводник Русского императорского флота. Участник Русско-японской войны (в Цусимском сражении - ординатор госпитального судна «Орёл»), попал в плен. В 1905-1907 годах исполнял должность врача Учебного отряда подводного плавания (УОПП), одновременно являясь судовым врачом учебного судна «Хабаровск» и преподавателем УОПП. В 1907 году по окончании курса Учебного отряда подводного плавания зачислен в список офицеров подводного плавания. С 1908 года организовал подготовку врачей-специалистов подводного плавания, разработал медицинские правила и нормативы службы на подводных лодках Российского флота. Участник Первой Мировой войны (в должности флагманского врача в Дивизии подводных лодок Балтийского флота, потом санитарного инспектора Морской крепости Императора Петра Великого). В феврале 1918 года остался в Ревеле как начальник подчинённых ему морских лечебных заведений и санитарных учреждений и оказался в немецком плену. Затем в составе белогвардейских частей принимал участие в первом и во втором наступлениях на Петроград. В эмиграции проживал в Эстонии. Был членом Высшего монархического совета и состоял в Кассе взаимопомощи бывших моряков.
Яков Саввич Солдатов (1877-1935), генерал-майор Корпуса инженер-механиков флота, участник Русско-японской войны в составе экипажа крейсера «Варяг» (именно он открыл кингстоны корабля для его затопления), Георгиевский кавалер, участник Первой Мировой войны (после эвакуации Учебного отряда подводного плавания из Либавы возродил его в Ревеле, ныне Таллин), кораблестроитель, один из разработчиков, конструкторов и строитель первой советской подводной лодки типа «Декабрист». Похоронен на Смоленском кладбище Ленинграда (ныне Санкт-Петербург).
Яков Саввич Солдатов (1877-1935), генерал-майор Корпуса инженер-механиков флота.
А через год с лишним, 11 марта 1909 года, в Либаве у Серафимовых родился младенец «Иоанрусью» (как гласит пометка, «болгарское имя»), которого крестил тот же священник Николай Николаевский в той же полковой церкви 3 мая 1909 года. Крёстными были: флагманский врач Учебного отряда подводного плавания надворный советник (с повышением!) Лазарь Карлович Гейман и его жена Надежда Григорьевна Гейман.
Фрагмент метрической книги с записью о рождении сына у четы Серафимовых (ЦГИА СПб, фонд 19, опись 128, дело 1088, кадр 213)
Далее в местных метрических книгах записей можно не искать - Серафимов вернулся на родину. Зато церковь, в которой состоялось венчание, стоит в Лиепае до сих пор. Это скромный, но красивый и уютный православный храм на улице Улиха.
Казалось бы, дело житейское, чего это я записи из метрических книг привёл о каком-то лейтенанте из Болгарии? Однако примечателен факт, что этим лейтенантом был... «батя болгарского подплава» (баща на българския подводен флот) Рашко Русев Серафимов (1875-1922), завершивший службу в звании капитана 1-го ранга! Интересно, что в русской Википедии о нём нет статьи даже, но, к счастью,
болгарский легко читается русскими людьми. Разве вы не поймёте, например, такую фразу: «Рашко Серафимов е първият български офицер-подводничар». Конечно, поймёте, мы ж славяне!
Рашко Русев Серафимов (1875-1922), Waralbum.ru
Серафимов родился 16 января 1875 года. Он был дальним родственником Васила Левского - «Апостола свободы» (Апостола на свободата) Болгарии, который являлся одним из «четырёх великих» (Четеримата големи) болгарского движения освобождения от Османской империи. Но и близкие родственники были людьми достойными. Так, его дядя полковник Владимир Серафимов (1860-1934),
герой «Родопской Шипки» - очень важной для Болгарии битвы против турок 21 октября (3 ноября) 1912 года у села Аламидере во время Первой Балканской войны. Примечательно, что в 1934 году село было переименовано и получило название «Полковник Серафимово».
Полковник Владимир Серафимов (1860-1934), Bratushka.ru
На службу Рашко Серафимов поступил 5 августа 1894 года. Служил хорошо, много учился. В том числе в Императорской и королевской академии торговли и мореплавания в австрийском (ныне итальянском) Триесте. Стажировался во Франции. А с 1905 года находился в России. Надо сказать, что до начала Первой Мировой войны в Санкт-Петербурге обучалось 66 офицеров-болгар. Половина из них - на офицерских курсах в Кронштадте, куда другие зарубежные слушатели не допускались. Серафимов закончил Минные офицерские классы в Кронштадте, потом был помощником командира (коим был Келлер), а затем и командиром подводной лодки «Пескарь». На ней он вошёл в историю не только русского или болгарского, но вообще всемирного подплава. О чём можно узнать в книге Николая Черкашина «Последняя гавань Белого флота. От Севастополя до Бизерты»
Указом Императора Николая II от 19 марта 1906 года контр-адмирал Эдуард Николаевич Щенснович (1852-1910) был назначен заведующим подводным плаванием и первым командиром Учебного отряда подводного плавания. Это было первое подводное формирование, включавшее все имевшиеся подводные лодки Балтийского флота. В свой отряд Щенснович отобирал офицеров и матросов, руководствуясь такими критериями: «Каждый человек, выбранный на службу на лодках, должен быть высоконравственным, непьющим, бравым, смелым, отважным, не подверженным действию морской болезни, находчивый, спокойный, хладнокровный и отлично знающий дело».
В мае 1906 года подводники должны были провести показательную атаку императорской яхты «Штандарт». Перископы двух лодок - «Белуги» и «Сига» - были замечены с борта яхты, и атака сорвалась. Третьей лодкой - «Пескарь» - командовал Серафимов. Он подкрадывался к цели, не поднимая перископа, по заранее взятому пеленгу. Командир «Штандарта» обескураженно доносил: «Лодка „Пескарь“ на яхте не была замечена, когда она атаковала, несмотря на самое тщательное наблюдение». Можно считать, полагает Черкашин, что лейтенант Серафимов провел первую в истории подводною флота бесперископную атаку.
Подводная лодка «Пескарь» в канале Порта императора Александра III. 1906 год, Port-alexandra3.livejournal.com
При этом Щенснович стал не просто первым организатором практического подводного плавания в русском флоте, по его инициативе в России появилась первая настоящая база для подводных сил - в Либаве. Всего за два года в Порту Александра III (военной гавани Либавы) построили специальный бассейн на 20 подводных лодок, оборудованный всем необходимым для субмарин и их команд - от пирсов до учебных лабораторий. Таким образом оказался в будущей Лиепае и Серафимов.
Подводная лодка «Пескарь» в канале Порта императора Александра III. 1906 год, Port-alexandra3.livejournal.com
В 1909 году, как я уже говорил, Серафимов вернулся на родину. Болгарская Википедия полно описывает его боевой путь. Самыми главными, пожалуй, можно назвать два события. В ночь с 7 на 8 ноября 1912 года, во время Первой Балканской войны, Серафимов был среди участников атаки болгарских миноносцев на османский крейсер «Хамидийе». А с 12 мая по 24 октября 1919 года он был «Началник на Флота на Негово Величество (командващ на Военноморските сили на България)». Но потом он ушёл со службы (точнее даже, был отстранён от неё) - слились воедино разногласия с другими болгарскими флотоводцами и политиками, а также последствия поражения Болгарии в Первой Мировой войне. Умер Серафимов 30 мая 1922 года во время путешествия на своей парусно-моторной шхуне «Тритон» в советской Одессе, где он заболел холерой. Говорят, там и был похоронен.
Рашко Русев Серафимов (1875-1922), Geni.com
Однако даже болгарская Википедия не знает, что Серафимов служил в Учебном отряде подводного плавания не только в Кронштадте, но и у нас в Лиепае. К счастью, это знает болгарский «Морской вестник» („Морски вестник”), но, увы, путает нас с соседней страной: «...в Учебния отряд за подводно плаване в балтийското пристанище Либава (тогава в Руската империя, а днес - в Естония, като името му е Лиепая)». Нет, нет, Эстония - это наш северный сосед.
И, как видим, на нашей земле Серафимов встретил свою вторую половину. Мы знаем даже как она выглядела! Уже упомянутый болгарский «Морской вестник» разместил в 2015 году
редкие фотографии, сделанные в Либаве сто с лишним лет назад. На них - Серафимов с женой и товарищами по службе. Интересно, что болгары её именуют Тиура, то есть Тюра. Почему так? А дело в том, что именно так звучало имя жены лейтенанта: Thyra Euphemia Meta Johannsen, если латиницей. Но в латышском (как раньше в русском) языке вместо германского «ю» говорили «и». Например, Мюних стал на Руси Минихом. А Мюнхгаузен в латышском звучит как Минхаузенс. Вот и записал русский священник в Лиепае её как Тира.
Лейтенант Серафимов с женой и товарищем в Либаве. 1908-1909, Morskivestnik.com
Лейтенант Серафимов с женой и товарищами в Либаве. 1908-1909, Morskivestnik.com
Лейтенант Серафимов с женой, товарищами и их родными в Либаве. 1908-1909, Morskivestnik.com
Тюра родилась в Риге 23 ноября 1883 года в семье Иоганна Иоганнсена и Хелены, урождённой Шнайдер. Была крещена в задвинской церкви Святого Мартина (Rīgas Svētā Mārtiņa evaņģēliski luteriskā baznīca) 8 января 1884 года. В том, что я точно разобрал кракозябры, не ручаюсь - надо сказать, что именно в лютеранских метрических книгах записи делались самыми отвратительными почерками, какие мне доводилось встречать. В любом случае об этом радостном событии сообщила даже газета Rigasche Stadtblätter за №3 от 19 января 1884 года. Там уже буквы были хоть и готическими завитушками, но печатными, так что всё предельно ясно. К сожалению, о её дальнейшей судьбе ничего не нашёл, но, наверно, это надо выяснять в Болгарии.
Фрагмент метрической книги с записью о рождении в Риге Тюры-Евфемии-Меты Йоганнсен (LVVA, фонд 3036, опись 3, дело 5, кадр 12)
А вообще, рад, что простая запись в метрической книге, на которую я случайно наткнулся, позволила мне узнать о жизни выдающегося болгарского морского офицера Серафимова и ещё раз вспомнить о русских морских офицерах-подводниках из Либавы-Лиепаи. А у Болгарии и Латвии, оказывается, есть ещё одна общая нить в истории.