Латыши Жестяной горки: где их искать?

Oct 15, 2020 13:03

В последние годы в российской прессе появилось довольно много публикаций о массовых убийствах на Новгородчине возле деревень Жестяная горка и Чёрное, совершённых нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. За несколько лет там было убито около 3700 человек. Почти все убийства совершались коллаборационистами, львиную долю которых составляли латвийцы. Судьбу которых до сих пор пытаются установить россияне, попросившие посмотреть, можно ли что найти о данных нацистких преступниках?



Памятник жертвам нацистов у Жестяной горки и послевоенный портрет главного убийцы Яниса Цирулиса.
Начнём с того, что многие имена были опубликованы в советской прессе уже в 1967 году: латыши Рудольф Гроте, Карл Лацис, Артур Кривиньш, Харис Лиепиньш, Янис Цирулис, Альфонс Удровскис, Эрих Бухрот, Бруно Загерс (Цагерс), Адольф Клибус, Николай Крумин, Эгон Бедман, русские Андрей и Олег Климовы, Георгий и Александр Яковлевы, Порфирий Беляев (мог скрываться под фамилией матери как Пауль Стурис), Евгений Рагель-Метцвальд, Сергей Корти, Андрей Столяров, Николай Полозов. И уже в ближайшее время список был повторён в латышской прессе, где описали некоторые подробности зверств коллаборационистов на Новгородчине. Так, 19 мая 1970 года в центральной латвийской газете Cīņa (Борьба) публикуются имена, которые потом были повторены в других латышских газетах: Jānis Cīrulis, Alfons Udrovskis, Bruno Zāģeris, Kārlis Lācis, Arturs Krīviņš, Ādolfs Klibušs, Harijs Liepiņš, Nikolajs Krūmiņš и другие.

Данные по ним, за единственным исключением, скупы. Есть расхождения (Клибус и Клибуш, Загерис-Загерс и Цагерс, Кривиньш и Криевиньш) в написании фамилий, что понятно, так как они фигурировали в документах в немецком и русском написаниях. Многие имена весьма распространены, трудно понять, о ком именно речь. Скажем, Харийс Лиепиньш (1927-1998). Так звали и знаменитого артиста рижского театра Dailes и советского кино, имевшего много советских наград, который служил в годы войны... помощником ПВО в германской армии, за что потом полтора года отсидел в Воркуте. И ничего, прекрасно устроился в СССР. В начале 90-х он активно участвовал в памятных мероприятиях на могилах эсэсовцев, но, понятно, даже по возрасту видно, никакого отношения к Жестяной горке не имел.

В общем, единственно что ясно: в Латвии после войны каратели не остались, разбежавшись по всему миру. И не отсвечивали. За исключением своего командира. С него и начнём.

Янис Цирулис (Jānis Albins Pētera dēls Cīrulis, 16.11.1910-18.11.1979). Родился в Валке, окончил гимназию имени Цимзе в 1929 году. Благодаря жизни в разделённом границей городе, хорошо владел эстонским языком. Заядлый шахматист. Срочную службу нёс в Вентспилсском пехотном полку латвийских Национальных вооружённых сил. Остался на сверхсрочную, так как хотел стать офицером. Служил в Рижском пехотном полку, учился на различных курсах (химобороны, связистов). В 1937 году окончил латвийскую военную школу, стал лейтенантом, направлен командиром взвода в 8-й Даугавпилсский полк, расквартированный в Цесисе. Опять же, много учился (курсы физподготовки, лыжной ходьбы). 13 мая 1938 года женился на землячке Валии-Антонии Тралле. В 1939 году повышен до старшего лейтенанта. В самом начале 1940 года стал начальником физподготовки полка. Хотел продолжить военное образование, но тогда в Латвии был переизбыток офицеров, а потому нашёл вариант в Эстонии. Но для этого ему надо было год отслужить в местной армии, что ему было позволено сделать в мае 1940 года (что интересно, незадолго до этого закончил курсы шифровальщиков). Так что советизацию Эстонии он встретил в рядах 10-го отдельного батальона. Хотя в ряде русских источников говорится, что Цирулис в Таллине был помощником латвийского военного атташе. Вернувшись в Латвию в июле 1940 года, продолжил службу уже в рядах латвийской народной армии, а потом Красной Армии СССР - инструктором по физподготовке 295-го стрелкового полка. В начале войны дезертировал под Цесисом, присоединился к антисоветским повстанцам. Пошёл служить начальником полиции в Алуксне, где «решал» еврейский вопрос. А в декабре 1941 года он оказывается в Жестяной горке. Немцы его выбрали за знание русского языка, исполнительность и инициативность. Лично принимал участие в расстрелах, хотя часто орудовал холодным оружием. Убийства, судя по всему, сказываются на потенции Цирулиса: в декабре 1942 года у него рождается первенец - дочка Маруте. С сентября 1944 года - командир 4-й роты 34-го гренадерского полка 15-й гренадерской дивизии СС (1-й латышской), а потом офицер по особым поручениям штаба полка. В конце войны ненадолго стал командиром 2-го батальона этого полка. В плен попал к западным союзникам под Шверином. Содержался в лагерях в Путлосе и Цедельхайме, после осел вместе с семьёй в Западной Германии - в Ансбахе, Швайнфурте, Кайзерслаутерне. Не скрывался от слова «совсем». Стал одним из активных членов националистической организации Daugavas vanagi (Ястребы Даугавы), и возглавлял её отделение в ФРГ в 1967-1973 годах.

Альфонс Удровскис (Alfonss Jāņa dēls Udrovskis). Родился в 1918 году под Алуксне, недалеко от посёлка Малупе. В детстве был активным мазпулком (латышские националистические пионеры, так сказать). Также был военнослужащим и перешёл из Латвийской армии в Красную. В первые дни войны дезертировал, затем добровольно вступил в карательное подразделение. Родственникам на побывках с гордостью рассказывал, что «наводит порядок в России». Сделал на руке татуировку знака SS, которую в конце войны пытался вывести, после чего на руке остался шрам. После окончания войны был интернирован англичанами, завербовался на работу в Канаду, где получил гражданство. Работал в отделе технического контроля компании General Motors в Торонто. В 1952 году женился на Зенте Смемане. Интересно, что в рядах Красной Армии служил уроженец той же местности Элмарс Янович Удровскис, 1925 г.р., который погиб в рядах 191-й стрелковой дивизии Красной Армии под Гданьском 20 марта 1945 года. Неужели, братья?

Андрей и Олег Георгиевичи Климовы - братья. Старший родился в Петрограде 1 июня 1918 года, младший - в Риге 29 августа 1922 года. А кто их отец? Георгий Евгеньевич Климов (1895-1967). Родился в Митаве (ныне Елгава) Курляндской губернии России. Умер в канадской Оттаве. Климов-папа окончил русское реальное училище в Варшаве. В июне 1914 году принят в Морской корпус в Санкт-Петербурге, который окончил в 1916 году. Был произведен в мичманы и командирован на Белое море, затем в Гельсингфорс (Хельсинки) на офицерские артиллерийские курсы. После октябрьской революции демобилизован и уехал к родителям в Новочеркасск. Оттуда направился в Новороссийск, где снова вступил в Российский (Белый) Флот. Участник Гражданской войны. После эвакуации из Крыма переехал в Ригу, где прожил 24 года, работая страховым агентом и антикваром. В 1944 бежал (интересно, с чего бы, да?) от наступающей Красной армии в Германию, а после конца войны работал при штабе французских оккупационных властей в Кирххеймболанден (Пфальц). В 1951 переселился в Канаду. В Квебеке открыл антикварный магазин (интересно, каков вклад сыновей был в ассортимент?), помогал вдовам русских морских офицеров. Стал канадским гражданином. Выйдя на пенсию переселился в Оттаву. Был женат на Софии Терентьевне Теодорович (1899-1992), дочери протопресвитера и видного православного деятеля Терентия Теодоровича, после революции служившего в Варшаве. Старики Климовы похоронены в православной части оттавского кладбища, где покоятся также братья Евгений (1901-1990, художник; делал литографии, писал иконы, преподавал) и Константин (1896-1974, преподаватель музыки; мичман, в Гражданскую также воевал на стороне «белых») с жёнами. Ещё у него был брат Павел (1899-1970), инженер. Младшие Климовы тоже, судя по всему, жили в Канаде. Вот такая хорошая интеллигентная семья Климовых: беседы о судьбах России и многострадального русского народа в перерывах на службу на фашистов и зверства против простых русских людей... Умилительную статью о Георгие Климове на портале «Русские Латвии» написал некий Алексей Климов, забыв рассказать о сынках офицера. Уж не родня ли ему и гитлеровским холуям Климовым?

Порфирий Порфирьевич Беляев (1917 года рождения). Мог скрываться в Бразилии или США под фамилией матери как Пауль Стурис. А его отец - умерший 10 сентября 1924 года Порфирий Захарович Беляев был архивариусом Рижского окружного суда и участником борьбы за независимость Латвии в 1918-1920 годах в рядах Прибалтийского ландесвера. Жил на улице Матиса в Риге. Похоронен на старообрядческом кладбище в Риге.

Рудольф Гроте (Rūdolfs Jāņa dēls Grote, 29.9.1903-24.1.2006), уроженец Риги, до 1940 года работал завскладом, проживал на улице Кунгу, 14. Это самый центр старой Риги. Немного не дотянул до 103 лет!!! Был женат на Екатерине Гроте (1907-1990), с которой после войны поселился в мичиганском Роджерс-сити в США. Похоронен в Green Hills Memorial Park в Rancho Palos Verdes под Лос-Анджелесом. В семье было несколько детей. Например, дочь Вия (по мужу Адамс) и сын Harry H. Grote, родившийся в январе 1941 года в Риге и умерший в Мичигане в 2018 году. Счастливая долгая жизнь...

Эрих Бухрот (Ēriks Jēkabs Buhrots, Erichs-Jēkabs Buchrots). Остзейский немец, родился в Риге 3 февраля 1913 года. Жил на улице Марияс, 1. В 1939 году репатриировался в Райх вместе с женой Марготе (в девичестве Kališs), родившейся в 1916 году в Петрограде.

Сергей Александрович Корти. Ещё один представитель хорошей интеллигентной русской латвийской семьи. Родился в Риге 1 июня 1906 года. Был женат на рижанке Вере Озолине, с которой развёлся в 1939 году. После войны скрывался в Австралии. Папа гитлеровца - Александр Карлович Корти (1865-1926), педагог, владелец Рижской частной русской гимназии. Похоронен на Покровском кладибще, могила утрачена. Старший же брат Владимир Александрович Корти (1900-1942) - это чего-то особенного! В 1919 году он добровольцем вступил в отряд князя Ливена, затем воевал в армии Юденича. Если верить следственному делу НКВД Латвийской ССР Корти состоял в белорусском культурно-просветительном обществе «Батьковщина», поддерживал связи с эмигрантскими кругами, по заданию Ливена распространял белоэмигрантскую литературу. Был агентом польской разведки. В то же время, работая в газете «Сегодня», установил связь с советской разведкой, но был ею изобличён как провокатор. С 1933 по 1940 год являлся сотрудником Управления Политической полиции, занимался сбором агентурных сведений и вербовкой агентов. Согласно НКВД Корти, якобы, в 1935 году был завербован английской, а затем американской разведками и передавал им секретные сведения об СССР, которыми располагало МВД Латвии. Корти был арестован 7 сентября 1940 года. Решением Особого совещания при НКВД СССР от 11 февраля 1942 года был приговорен к расстрелу. Этот Корти был достаточно известной фигурой, был вхож в русские, белорусские и польские круги, но мало кто догадывался о том, чем занимался этот человек. Он действительно был стукачом, работал на латвийскую политическую полицию (аналоги Гестапо и КГБ), помогал изобличать «нелояльных». Как пишет исследователь Татьяна Фейгмане, «Корти давно уже нет в живых, но, сохранившиеся его отчеты, позволяют нам не только глубже проникнуть в историческое прошлое, но и заставляют задуматься о многих наболевших проблемах современного латвийского общества». Отчёты. Как мило, да? ДОНОСЫ! Которые он, не стесняясь, подписывал даже не псевдонимом, а настоящим именем. С некоторыми из них можно ознакомиться тут. Сын же его, Игорь Владимирович Корти (1922-1986), служил в Красной Армии, после войны был художником. Работы Игоря Корти находятся в коллекции Латвийского национального музея художеств, в музеи Латвийского общества художеств, а также в частных коллекциях в Латвии, Франции, США и других странах.

Вот такие крохи. Кто может дополнить, буду признателен!

Вторая Мировая война, Великий Новгород, поиск, Россия, Великая Отечественная война, Гражданская война, Латвия

Previous post Next post
Up