Латвия и Литва на акварелях советского офицера

Jul 30, 2020 09:29

Старший лейтенант Василий Александрович Касаткин (1908-1992) доказал, что музы не молчат, даже когда говорят пушки.
А литовские политики надругались над монументальным произведением Касаткина.

Василий Касаткин родился в Ачинске 27 сентября 1908 года в семье машиниста железной дороги. В 1931 году он окончил Омский художественно-промышленный техникум по специальности «Архитектура». В 1932-1934 годах служил в Красной Армии на Дальнем Востоке. Потом поселился в Новосибирске, где сотрудничал с самыми известными архитекторами как опытный техник и хороший график.



«Штаб 279-ого батальона под Ауце» [Латвия, посёлок Ауце], 1945, Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.




«Разбитый храм в Грамздасе» [Латвия, посёлок Грамзда], 1945, Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.



«Разбитый храм в Грамздасе» [Латвия, посёлок Грамзда], 1945, Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.
В июле 1941 года Ипподромовский РВК города Новосибирска Касаткин был мобилизован в Красную Армию. Свой опыт проектировщика он использовал при строительстве укреплений и переправ. Будучи заместителем командира роты по строевой части в 208-м батальоне 12-й сапёрной бригады (сапбр) с ноября 1941 года, он выполнял работы по сооружению Саратовского кольца обороны. С марта 1942 года Касаткин уже командовал ротой. Принимал участие в рекогносцировке местности и строительстве укреплений на реках Оскол и Дон. Принял участие в Сталинградской битве, в том числе непосредственно в самом Сталинграде, когда его рота помогала пехоте и танкам прорываться к центру города.



«Приекуле. Дом 279-ого батальона» [Латвия, посёлок Приекуле], 1945, Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.



«Башня в Приекуле» [Латвия, посёлок Приекуле], Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.



«Замок в Приекуле» [Латвия, посёлок Приекуле], Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.



«Надпись в Гровене близ Либавы» [Латвия, город Гробиня], 1945, Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.



«Либава. Порт у волнолома» [Латвия, город Лиепая], Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.



«Либава. Порт. Немецкие зенитки» [Латвия, город Лиепая], Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.



«Либава. Разминирование порта» [Латвия, город Лиепая], Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.



«Либава. Дом Петра I» [Латвия, город Лиепая], 1945, Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.



«Либава. Улица» [Латвия, город Лиепая], Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.
Интересно, что рота Касаткина при очистке Сталинграда по количеству обезвреженных мин заняла первое место в бригаде. А после освобождения Сталинграда Касаткин выполнил ряд графических работ для Сталинградского музея обороны! В 1943 году он находился в резерве Инженерных войск Воронежского фронта, выполнял в течение 7 месяцев работы в техническом отделении и отделении заграждений. С января по апрель 1944 Касаткин служил техником-чертёжником технического отделения штаба 6-й штурмовой инженерно-сапёрной Уманской Краснознамённой бригады (шисбр). Благодаря техническому образованию, он всегда отлично оформлял доверенные ему документы. При этом в разработке технических указаний и чертежей для производства работ другие офицеры технического отделения пользовались эскизами и зарисовками старшего лейтенанта Касаткина. В работе он был инициативен и изобретателен, ряд его технических предложений с успехом применялись на практике в частях бригады. Как отмечало командование, Касаткин был исполнителен и работоспособен, политико-морально устойчив, делу партии Ленина-Сталина предан.



«Сельский дом в Пакальнишкуне» [Литва, деревня Пакалнишкес], 1945, Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.



«Скуодас. Разрушенный храм» [Литва, город Скуодас], 1945, Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.



«Изба в Скуодасе» [Литва, город Скуодас], 1945, Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.



«Собор в Салантае. Литва» [Литва, город Салантай], 1945, Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.
Затем Касаткин продолжил службу командиром взвода 1-й роты 26-го штурмового инженерно-сапёрного батальона 6 шисбр. Летом 1944 года бригаду переформировали в 17-ю инженерно-сапёрную Уманскую Краснознамённкю бригаду (исбр), и Касатким продолжил службу в качестве командира сапёрного взвода 279-й инженерно-сапёрного ордена Богдана Хмельницкого батальона 17 исбр. Бригада участвовала в Корсунь-Шевченковской, Уманско-Батошанской, Шяуляйской и Мемельской наступательных операциях; в боях на территории Румынии; обеспечивала преодоление войсками рек Ворскла, Днепр, Горный Тикич, Южный Буг, Днестр, Прут и Жижия; участвовала в освобождении городов Ахтырка, Умань, Могилев-Подольский, Бельцы, Паневежис, Шяуляй (Шавли) и Елгава (Митава). При этом, помимо выполнения в качестве командира взвода ответственных боевых заданий, Касаткин одновременно с этим выполнял и специальные поручения по художественно-техническому оформлению выставок в штабах Инженерных войск 51-й Армии и самой армии, а также руководил строительством памятника павшим советским солдатам в местечке Салантай Литовская ССР.



«Пробитая каска», 1980-е, Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.
За время службы Василий Касаткин был награждён орденом Красной Звезды и медалями («За боевые заслуги», За оборону Сталинграда, За победу над Германией). В декабре 1945 года он вернулся домой, однако с собой привёз не только награды, но и около 60 рисунков военного времени. Вполне естественно, что Василий Александрович, уже будучи к началу войну опытным архитектором и инженером по строительству, всегда страстно рисовавшим, не расставался с блокнотом и красками даже на фронте. Конечно, среди его рисунков и акварелей преобладают пейзажи со зданиями. Наверное, по-другому и не могло быть, учитывая талант Василия Александровича как архитектора. Что особенно интересно для жителей Прибалтике, на акварелях Касаткина присутствуют Литва и Латвия!



Василий Александрович Касаткин (1908-1992), https://ведомостинсо.рф..



Василий Александрович Касаткин (1908-1992), http://bsk.nios.ru.
После демобилизации Касаткин вернулся к мирной работе в таких организациях как Кузбассгипрошахт и Новосибгражданпроект. В это время он много ездил по стране, бывал в Ташкенте, Ленинграде, Омске, Джамбуле и других городах. С 1969 года Василий Александрович был на пенсии, но не бросал свои творческие замыслы, активно работал как художник, оставив нам много прекрасных рисунков и акварелей с видами не только Новосибирска, но и других городов. Завершил свой жизненный путь Касаткин в Новосибирске 5 октября 1992 года. А фронтовые рисунки и акварели по решению Натальи Васильевны Касаткиной, дочери русского советского офицера, художника и архитектора, поступили в собрание Новосибирского государственного художественного музея.

За произведения Касаткина теперь можно не беспокоиться. А вот созданным им мемориал в литовском Салантае подвергся надругательству со стороны литовских политиков.



Наградной лист на медаль «За боевые заслуги», http://podvignaroda.ru.



Наградной лист на орден Красной Звезды, http://podvignaroda.ru.
16 октября 1944 года на северо-западе Литвы погиб Герой Советского Союза гвардии младший лейтенант Георгий Михайлович Тырин, командир танка 15-го отдельного гвардейского тяжёлого танкового полка прорыва. Его и ещё почти три сотни погибших красноармейцев похоронили в Салантае. Именно это воинское кладбище было обустроено по проекту Касаткина. Он уже не служил, когда в 1947 году была поставлена точка в реализации его проекта: на мемориале на постаменте был установлен танк ИС-2. Эта грозная машина была выпущена в апреле 1944 года и была подбита во время боёв в районе города Салантай. Мемориал выглядел очень живописно. А танк стал местной достопримечательностью.



Танк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, https://grinnols.livejournal.com.



Танк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, 1959, https://grinnols.livejournal.com.



Танк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, 1959, https://grinnols.livejournal.com.



анк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, архив П. Ванюхина, http://salantiskis.blogspot.com.



анк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, 1965, архив П. Ванюхина, http://salantiskis.blogspot.com.



Танк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, архив П. Ванюхина, http://salantiskis.blogspot.com.



Танк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, архив П. Ванюхина, http://salantiskis.blogspot.com.



Танк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, 1977, https://grinnols.livejournal.com.



Танк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, архив П. Ванюхина, http://salantiskis.blogspot.com.



Танк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, архив П. Ванюхина, http://salantiskis.blogspot.com.



Танк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, архив П. Ванюхина, http://salantiskis.blogspot.com.



Танк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, архив П. Ванюхина, http://salantiskis.blogspot.com.
Однако наступила горбачёвская Перестройка, Литва обрела независимость, и танк был варварски демонтирован. Уже почти 30 лет он стоит на обочине дороги возле усадьбы-музея Орвидасов. Повреждённый постамент и мемориал были отремонтированы на средства российского посольства в 2004 году. Надо сказать, не сильно хорошо визуально они это сделали, задумка Касаткина окончательно была искажена.



Снятие танка ИС-2 с постамента на воинском мемориале в Салантае, 1991, архив П. Ванюхина, http://salantiskis.blogspot.com.



Снятие танка ИС-2 с постамента на воинском мемориале в Салантае, 1991, архив П. Ванюхина, http://salantiskis.blogspot.com.



Танк ИС-2 из Салантая на обочине дороги у усадьбы-музея Орвидасов, 1999, А. Донаускас, http://salantiskis.blogspot.com.



Танк ИС-2 из Салантая на обочине дороги у усадьбы-музея Орвидасов, https://grinnols.livejournal.com.



Постамент на воинском мемориале в Салантае, 2002, П. Ванюхин, http://salantiskis.blogspot.com.



Постамент на воинском мемориале в Салантае, 2007, Р. Нагене, http://salantiskis.blogspot.com.



Макет танка ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, 2011, А. Гуркшнис, 2012, http://salantiskis.blogspot.com.



Макет танка ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, 2011, А. Гуркшнис, 2012, http://salantiskis.blogspot.com.
А 9 сентября 2011 года в Салантае была проведена неоднозначная «художественная акция» в рамках проекта «Мобильная скульптура»: на пустующий постамент была поставлена пластиковая скульптура Юозаса Лайвиса «Танк» в виде снесённого за 20 лет до этого ИС-2. Так скандально себя решило прорекламировать предприятие „Vandens bokštas“. Однако, судя по тому, как местные жители активно стали фотографироваться у скульптуры, постамент смотрится именно с танком. И для жямайтийской глухой провинции это был действительно стоящий памятник. Надеюсь, когда-нибудь местные власти одумаются, и восстановят мемориал в том виде, в каком его задумал Василий Касаткин - настоящий боевой танк вернётся на своё место.

Приекуле, Вторая Мировая война, Курляндия, Великая Отечественная война, музеинг, Салантай, Лиепая, Самогития, Латвия, Скуодас, искусство, памятники, Ауце, Литва, Красная Армия

Previous post Next post
Up