Старший лейтенант Василий Александрович Касаткин (1908-1992) доказал, что музы не молчат, даже когда говорят пушки.
А литовские политики надругались над монументальным произведением Касаткина.
Василий Касаткин родился в Ачинске 27 сентября 1908 года в семье машиниста железной дороги. В 1931 году он окончил Омский художественно-промышленный техникум по специальности «Архитектура». В 1932-1934 годах служил в Красной Армии на Дальнем Востоке. Потом поселился в Новосибирске, где сотрудничал с самыми известными архитекторами как опытный техник и хороший график.
«Штаб 279-ого батальона под Ауце» [Латвия, посёлок Ауце], 1945, Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.
«Разбитый храм в Грамздасе» [Латвия, посёлок Грамзда], 1945, Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.
«Разбитый храм в Грамздасе» [Латвия, посёлок Грамзда], 1945, Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.
В июле 1941 года Ипподромовский РВК города Новосибирска Касаткин был мобилизован в Красную Армию. Свой опыт проектировщика он использовал при строительстве укреплений и переправ. Будучи заместителем командира роты по строевой части в 208-м батальоне 12-й сапёрной бригады (сапбр) с ноября 1941 года, он выполнял работы по сооружению Саратовского кольца обороны. С марта 1942 года Касаткин уже командовал ротой. Принимал участие в рекогносцировке местности и строительстве укреплений на реках Оскол и Дон. Принял участие в Сталинградской битве, в том числе непосредственно в самом Сталинграде, когда его рота помогала пехоте и танкам прорываться к центру города.
«Приекуле. Дом 279-ого батальона» [Латвия, посёлок Приекуле], 1945, Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.
«Башня в Приекуле» [Латвия, посёлок Приекуле], Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.
«Замок в Приекуле» [Латвия, посёлок Приекуле], Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.
«Надпись в Гровене близ Либавы» [Латвия, город Гробиня], 1945, Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.
«Либава. Порт у волнолома» [Латвия, город Лиепая], Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.
«Либава. Порт. Немецкие зенитки» [Латвия, город Лиепая], Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.
«Либава. Разминирование порта» [Латвия, город Лиепая], Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.
«Либава. Дом Петра I» [Латвия, город Лиепая], 1945, Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.
«Либава. Улица» [Латвия, город Лиепая], Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.
Интересно, что рота Касаткина при очистке Сталинграда по количеству обезвреженных мин заняла первое место в бригаде. А после освобождения Сталинграда Касаткин выполнил ряд графических работ для Сталинградского музея обороны! В 1943 году он находился в резерве Инженерных войск Воронежского фронта, выполнял в течение 7 месяцев работы в техническом отделении и отделении заграждений. С января по апрель 1944 Касаткин служил техником-чертёжником технического отделения штаба 6-й штурмовой инженерно-сапёрной Уманской Краснознамённой бригады (шисбр). Благодаря техническому образованию, он всегда отлично оформлял доверенные ему документы. При этом в разработке технических указаний и чертежей для производства работ другие офицеры технического отделения пользовались эскизами и зарисовками старшего лейтенанта Касаткина. В работе он был инициативен и изобретателен, ряд его технических предложений с успехом применялись на практике в частях бригады. Как отмечало командование, Касаткин был исполнителен и работоспособен, политико-морально устойчив, делу партии Ленина-Сталина предан.
«Сельский дом в Пакальнишкуне» [Литва, деревня Пакалнишкес], 1945, Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.
«Скуодас. Разрушенный храм» [Литва, город Скуодас], 1945, Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.
«Изба в Скуодасе» [Литва, город Скуодас], 1945, Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.
«Собор в Салантае. Литва» [Литва, город Салантай], 1945, Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.
Затем Касаткин продолжил службу командиром взвода 1-й роты 26-го штурмового инженерно-сапёрного батальона 6 шисбр. Летом 1944 года бригаду переформировали в 17-ю инженерно-сапёрную Уманскую Краснознамённкю бригаду (исбр), и Касатким продолжил службу в качестве командира сапёрного взвода 279-й инженерно-сапёрного ордена Богдана Хмельницкого батальона 17 исбр. Бригада участвовала в Корсунь-Шевченковской, Уманско-Батошанской, Шяуляйской и Мемельской наступательных операциях; в боях на территории Румынии; обеспечивала преодоление войсками рек Ворскла, Днепр, Горный Тикич, Южный Буг, Днестр, Прут и Жижия; участвовала в освобождении городов Ахтырка, Умань, Могилев-Подольский, Бельцы, Паневежис, Шяуляй (Шавли) и Елгава (Митава). При этом, помимо выполнения в качестве командира взвода ответственных боевых заданий, Касаткин одновременно с этим выполнял и специальные поручения по художественно-техническому оформлению выставок в штабах Инженерных войск 51-й Армии и самой армии, а также руководил строительством памятника павшим советским солдатам в местечке Салантай Литовская ССР.
«Пробитая каска», 1980-е, Василий Александрович Касаткин, Новосибирский государственный художественный музей.
За время службы Василий Касаткин был награждён орденом Красной Звезды и медалями («За боевые заслуги», За оборону Сталинграда, За победу над Германией). В декабре 1945 года он вернулся домой, однако с собой привёз не только награды, но и около 60 рисунков военного времени. Вполне естественно, что Василий Александрович, уже будучи к началу войну опытным архитектором и инженером по строительству, всегда страстно рисовавшим, не расставался с блокнотом и красками даже на фронте. Конечно, среди его рисунков и акварелей преобладают пейзажи со зданиями. Наверное, по-другому и не могло быть, учитывая талант Василия Александровича как архитектора. Что особенно интересно для жителей Прибалтике, на акварелях Касаткина присутствуют Литва и Латвия!
Василий Александрович Касаткин (1908-1992),
https://ведомостинсо.рф..
Василий Александрович Касаткин (1908-1992),
http://bsk.nios.ru.
После демобилизации Касаткин вернулся к мирной работе в таких организациях как Кузбассгипрошахт и Новосибгражданпроект. В это время он много ездил по стране, бывал в Ташкенте, Ленинграде, Омске, Джамбуле и других городах. С 1969 года Василий Александрович был на пенсии, но не бросал свои творческие замыслы, активно работал как художник, оставив нам много прекрасных рисунков и акварелей с видами не только Новосибирска, но и других городов. Завершил свой жизненный путь Касаткин в Новосибирске 5 октября 1992 года. А фронтовые рисунки и акварели по решению Натальи Васильевны Касаткиной, дочери русского советского офицера, художника и архитектора, поступили в собрание Новосибирского государственного художественного музея.
За произведения Касаткина теперь можно не беспокоиться. А вот созданным им мемориал в литовском Салантае подвергся надругательству со стороны литовских политиков.
Наградной лист на медаль «За боевые заслуги»,
http://podvignaroda.ru.
Наградной лист на орден Красной Звезды,
http://podvignaroda.ru.
16 октября 1944 года на северо-западе Литвы погиб Герой Советского Союза гвардии младший лейтенант Георгий Михайлович Тырин, командир танка 15-го отдельного гвардейского тяжёлого танкового полка прорыва. Его и ещё почти три сотни погибших красноармейцев похоронили в Салантае. Именно это воинское кладбище было обустроено по проекту Касаткина. Он уже не служил, когда в 1947 году была поставлена точка в реализации его проекта: на мемориале на постаменте был установлен танк ИС-2. Эта грозная машина была выпущена в апреле 1944 года и была подбита во время боёв в районе города Салантай. Мемориал выглядел очень живописно. А танк стал местной достопримечательностью.
Танк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае,
https://grinnols.livejournal.com.
Танк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, 1959,
https://grinnols.livejournal.com.
Танк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, 1959,
https://grinnols.livejournal.com.
анк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, архив П. Ванюхина,
http://salantiskis.blogspot.com.
анк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, 1965, архив П. Ванюхина,
http://salantiskis.blogspot.com.
Танк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, архив П. Ванюхина,
http://salantiskis.blogspot.com.
Танк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, архив П. Ванюхина,
http://salantiskis.blogspot.com.
Танк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, 1977,
https://grinnols.livejournal.com.
Танк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, архив П. Ванюхина,
http://salantiskis.blogspot.com.
Танк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, архив П. Ванюхина,
http://salantiskis.blogspot.com.
Танк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, архив П. Ванюхина,
http://salantiskis.blogspot.com.
Танк ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, архив П. Ванюхина,
http://salantiskis.blogspot.com.
Однако наступила горбачёвская Перестройка, Литва обрела независимость, и танк был варварски демонтирован. Уже почти 30 лет он стоит на обочине дороги возле усадьбы-музея Орвидасов. Повреждённый постамент и мемориал были отремонтированы на средства российского посольства в 2004 году. Надо сказать, не сильно хорошо визуально они это сделали, задумка Касаткина окончательно была искажена.
Снятие танка ИС-2 с постамента на воинском мемориале в Салантае, 1991, архив П. Ванюхина,
http://salantiskis.blogspot.com.
Снятие танка ИС-2 с постамента на воинском мемориале в Салантае, 1991, архив П. Ванюхина,
http://salantiskis.blogspot.com.
Танк ИС-2 из Салантая на обочине дороги у усадьбы-музея Орвидасов, 1999, А. Донаускас,
http://salantiskis.blogspot.com.
Танк ИС-2 из Салантая на обочине дороги у усадьбы-музея Орвидасов,
https://grinnols.livejournal.com.
Постамент на воинском мемориале в Салантае, 2002, П. Ванюхин,
http://salantiskis.blogspot.com.
Постамент на воинском мемориале в Салантае, 2007, Р. Нагене,
http://salantiskis.blogspot.com.
Макет танка ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, 2011, А. Гуркшнис, 2012,
http://salantiskis.blogspot.com.
Макет танка ИС-2 на постаменте на воинском мемориале в Салантае, 2011, А. Гуркшнис, 2012,
http://salantiskis.blogspot.com.
А 9 сентября 2011 года в Салантае была проведена неоднозначная «художественная акция» в рамках проекта «Мобильная скульптура»: на пустующий постамент была поставлена пластиковая скульптура Юозаса Лайвиса «Танк» в виде снесённого за 20 лет до этого ИС-2. Так скандально себя решило прорекламировать предприятие „Vandens bokštas“. Однако, судя по тому, как местные жители активно стали фотографироваться у скульптуры, постамент смотрится именно с танком. И для жямайтийской глухой провинции это был действительно стоящий памятник. Надеюсь, когда-нибудь местные власти одумаются, и восстановят мемориал в том виде, в каком его задумал Василий Касаткин - настоящий боевой танк вернётся на своё место.