Ещё раз о равнодушии и бездушии российских чиновников и дипломатов.
Вряд ли думали советские офицеры, поднимая подразделения в атаку, пробиваясь через огонь вражеских зениток, самоотверженно чиня самолёты в полевых условиях и т.п., что они нуждаются в каких-то особых почестях, в том числе после смерти. Они выполняли долг: защищали свою страну, своих близких. Но страна и народ решили, что надо отдать дань уважения этим героям. Даже если они погибли в мирное время. Которое, во многом, потому и мирное, что военные оберегают покой своей страны, своих сограждан. Так, в Шяуляе появились величественные памятники на могилах солдат и офицеров, погибших при исполнении служебных обязанностей в 50-е годы XX века. В основном, это лётчики.
Click to view
Прошли годы. Российская Федерация очень любит гордиться победами и достижениями Советского Союза (победа в Великой Отечественной войне, место в Совбезе ООН, космос, атомная энергетика и т.п.), хотя в 1990-1991 годах приняла самое деятельное участие в его уничтожении и до сих пор ежегодно радостно отмечает День независимости от СССР. А вот к памяти о людях, которые добились этих побед и достижений, Российская Федерация относится, мягко говоря, без энтузиазма. Не считают нужным, например, российские чиновники и дипломаты восстанавливать поваленные и повреждённые памятники военнослужащим Советской Армии (многие из которых отличились в Великую Отечественную войну) в Шяуляе. Раз не погибли в годы войны, мол, пусть этим занимаются родные солдат и офицеров. Что-то мне подсказывает, то так и о захоронениях военной поры мы когда-нибудь от них услышим: ведь и у тех солдат есть родные, Российская Федерация их на войну не посылала и т.п. И для бюджета какая экономия получится, правда ведь?
Я понимаю, в 1991-1994 году было не до могил. В условиях распавшейся страны надо было живых людей устроить. Однако затем Российская Федерация оправилась и, помимо прочего, стала эксплуатировать тему Победы в Великой Отечественной войне. И чем дальше от 9 мая 1945 года, тем помпезнее в Москве отмечается День Победы, тем пламеннее речи о том, насколько святы российским чиновникам и дипломатам подвиги ветеранов и память о погибших героях. Так, может, стоит показать это на деле? В том же Шяуляе, где похоронены победители нацистской Германии и милитаристской Японии.
Очень надеюсь, что местные жители мне неверно передали слова российских дипломатов и чиновников о ситуации. И генконсульство в Клайпеде и посольство в Вильнюсе поможет привести в порядок могилы советских героев Второй Мировой войны и их близких в Шяуляе. А там, глядишь, и о героях Первой Мировой и других войн, погибших и умерших в Литве, вспомнит, наконец, Российская Федерация?
На старом православном кладбище в литовском городе Шяуляй, позади православной церкви, похоронены многие военнослужащие Советской Армии, которая до 1946 года именовалась Красной Армией. Когда-то на их могилах (и могилах их близких) были установлены величественные памятники. Но СССР распался, бывшая Советская Армия позорно ушла из Прибалтики, бросив, помимо прочего, и могилы своих боевых товарищей.
Российская Федерация очень любит гордиться победами и достижениями Советского Союза (победа в Великой Отечественной войне, место в Совбезе ООН, космос, атомная энергетика и т.п.), хотя в 1990-1991 годах приняла самое деятельное участие в его уничтожении и до сих пор ежегодно радостно отмечает День независимости от СССР. А вот к памяти людей, которые добились этих побед и достижений, Российская Федерация относится без энтузиазма. Раз не погибли в годы войны, то не собираются российские чиновники и дипломаты заниматься этими захоронениями.
Многие из памятников оказались повалены ураганом в сентябре 2019 года. Но проблемы, конечно, были и раньше.
Могила воина Советской Армии, ставшая безымянной. И она, увы, не одна такая на этом кладбище. Излишне говорить, что потерянные имена было бы легко восстановить, если бы у этого захоронения был паспорт... А паспорта нет, потому что, увы, к памяти погибших защитников Отечества в Российской Федерации относятся крайне странно. Не на словах, а на деле.
Ещё один воин стал безымянным...
Разбита табличка, и по осколкам можно прочесть лишь следующее: «... лейтенант ... Афанасьевич ...в (...-22.6.1951)». Может, у кого остались фотографии или кто-то успел переписать данные с таблички?
Сержант Аркадий Николаевич Черенков (28.2.1929-2.6.1953). Судя по году рождения, вряд ли Черенков был на фронте. Однако вполне мог работать на заводе или в колхозе, заменяя старших, ушедших на фронт. Так что его вклад в победу наверняка есть.
Гвардии старший лейтенант Григорий Кириллович Башкиров (14.12.1919-21.7.1955). Участник Великой Отечественной войны. Награды: орден Красной Звезды (1945), медаль «За победу над Японией» (1945), медаль «За боевые заслуги» (1950).
24 августа 1945 года от имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте в борьбе с японскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество орденом Красной Звезды был награждён младший лейтенант Григорий Кириллович Башкиров, штурман звена 456-го ближнебомбардировочного авиационного полка 30-й бомбардировочной авиационной дивизии 12-й Воздушной армии Забайкальского фронта.
Гвардии капитан Н.Ф. Крилов (1918-1948).
Точнее пока ничего не могу сказать, что за Крилов. По инициалам подходят несколько человек, которые участвовали в Великой Отечественной войне.
Гвардии капитан технической службы Сергей Владимирович Лиситченко (2.9.1916-11.3.1957). Участник Великой Отечественной войны. Награды: медаль «За боевые заслуги» (1943), медаль «За оборону Москвы» (1944), орден Красной Звезды (1944), медаль «За взятие Кенигсберга» (1945), медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945), медаль «За боевые заслуги» (1947), орден Красной Звезды (1954).
Гвардии техник-лейтенант Сергей Владимирович Лиситченко, старший авиационный механик 122-го гвардейского Гомельского ближнебомбардировочного авиационного полка 3-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии, делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан. Свою преданность доказал на фронте Отечественной войны против германского фашизма, где участвует с 22.6.1941 по 5.7.1941 и с 5.10.1941 по настоящее время. Рабочая механиком самолета ПЕ-2 лично обеспечил 296 самолето-вылетов, из них: 250 на боевое задание, не имея случаев выхода матчасти по его вине. Во время работы по восстановлению матчасти показал трудовой героизм. 21.20.1941 после бомбардировки аэродрома противником на его самолете был пробит блок цилиндра, ДВА бензобака и обшивка самолета. Тов. Лиситченко приложил все усилия для того, чтобы ввести самолет в строй и на следующий день самолет был выпущен на боевое задание. 6.10.1941 на самодете в центроплане была пробита тяга посадочных щитков и водорадиатор при выполнении боевого задания, самолет был восстановлен в этот же день и вышел на выполнение боевого задания. Тов. Лиситченко принял непосредственное участие в смене 17 моторов, 3-х блоков цилиндров и 20 средних восстановлений матчасти. С работой справляется хорошо, к своим обязанностям относится добросовестно. В работе инициативен и находчив, проявляет рационализацию, так: 5.9.1943 после полета в моторе были перебои в работе, причиной чего сказалось заедание всасывающего клапана цилиндра. На устранение чего требовалось 4 часа работы, им этот дефект был устранен в течение 20 минут. Матчасть самолета и мотора знает хорошо и грамотно эксплуатирует. Своим личным примером учит подчиненных образцовой работе и подготовке матчасти к боевым вылетам. Является волевым и решительным командиром. Дисциплинирован. Политически развит. Принимает участие в партийно-массовой работе подразделения.
Гвардии техник-лейтенант Сергей Владимирович Лиситченко, старший авиационный механик 122-го гвардейского Гомельского ближнебомбардировочного авиационного полка 3-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии, предан делу партии Ленина-Сталина и Социалистичнской Родине. Участвуя на фроте Отечественной войны против немецких захватчиков в должности механика авиационного, затем механика авиационного старшего обеспечил 252 боевых самолето-вылета до ноября 1943 года, за что был приказом 3-й гв.басд 020/Н от 15.11.1943 года награжден медалью «За боевые заслуги». После первой правительственной награды работая механиком авиационным старшим обеспечил 103 боевых самолета-вылета без отказов и невыходов на боевое задание самолетов Пе-2. Кроме этого силами тех. экипажа произведено 25 восстановлений матчасти и заменено 17 моторов, за что и представляется ко второй правительственной награде. В период летней операции 1944 года при изгнании немецких захватчиков из Белоруссии и Советской Литвы, тов. Лиситченко самоотверженным трудом по подготовке матчасти к боевым вылетам и быстрому вводу ее в строй заслужил высокую оценку и поощрения от командования части и 1-й Воздушной армии. Тов. Лиситченко матчасть самолета Пе-2 с моторами ВК-105 знает хорошо, грамотно эксплуатирует и постоянно держит в боевой готовности. Имеет богатый опыт эксплуатации матчасти в боевых условиях. Дисциплинирован. Трудолюбив и исполнителен.
Гвардии капитан Леонид Васильевич Похазников (5.4.1923-3.3.1956). В Краcной Армии в 1941 года. Награды: медаль «За боевые заслуги» (1952), орден Красной Звезды (1954), орден Красной Звезды (1954), орден Ленина (1955).
К слову, сейчас мало кто знает, но орден Ленина, кавалером которого был Похазников, был высшей наградой Советского Союза.
Майор Петр Михайлович Багнюк (22.3.1914-10.9.1958). Участник Великой Отечественной войны. Награды: медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945), медаль «За боевые заслуги» (1946), орден Красной Звезды (1951), орден Красного Знамени (1956).
Майор Д.А. Чесноков (24.10.1911-1.1.1950).
Точнее пока ничего не могу сказать. Возможно, это Дмитрий Александрович Чесноков, который День Победы встретил в звании инженер-майора во 2-й запасной истребительной авиационной Краснознамённой бригаде.
Алексей Николаевич Садовой (1912-22.6.1951).
Звание на табличке не указано. Возможно, речь о подполковнике Алексее Николаевиче Садовом, кавалере медали «За боевые заслуги» (1944), ордена Красной Звезды (1945) и ордена Красного Знамени (1951).
Гвардии подполковник Александр Михайлович Щербаков (1911-1951). В Красной Армии с 1933 года. Награды: медаль «За боевые заслуги» (1944), орден Красной Звезды (1945), медаль «За победу над Японией» (1945), орден Красной Звезды (1947), орден Красного Знамени (1951).
Пока не могу сказать, считается ли гвардии подполковник участником Великой Отечественной войны, как я предположил изначально, но однозначно он участвовал в Советско-японской войне 1945 года - заключительном событии Второй Мировой войны.
Интересно, что в СССР победу над Японией отмечали 3 сентября, когда как остальной мир датой завершения Второй Мировой войны считает 2 сентября. Так что не только с 8/9 мая нестыковки имеются.
К слову, если на медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» товарищ Сталин смотрит на Запад, то на медали «За победу над Японией» он смотрит на Восток. Лица, награждённые медалью «За победу над Японией», впоследствии имели право на награждение юбилейными медалями в память Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Гвардии подполковник Филипп Дорофеевич Яскевич (20.10.1917-16.7.1956). Участник Великой Отечественной войны. Награды: орден Красного Знамени (1945), медаль «За взятие Берлина» (1945), медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945), медаль «За боевые заслуги» (1947), орден Красной Звезды (1953).
Фото Яскевича, возможно, сделано до 1947 года, так как медали «За боевые заслуги» на груди офицера ещё нет.
Начальник штаба 83-го гвардейского стрелкового Краснознамённого ордена Суворова полка 27-й гвардейской стрелковой Новобугской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого дивизии гвардии капитан Филипп Дорофеевич Яскевич в наступательных боях 14.4-16.4.1945 при прорыве сильно укреплённой обороны противника в р-не с. Альт-Тухенбанд на западной берегу р. Одер умело организовал управление боем. Обеспечил бесперебойную связь с подразделениями в бою, благодаря чему последние имели чёткие задачи в наступлении. Все это способствовало успешному выполнению поставленных задач перед полком. 16.4.1945 перед полком была поставлена задача прорвать оборону пр-ка и занять высоту в р-не фл. Людвигслуст, после прорыва линии обороны пр-ка полк подходя к высоте встретив сильное огневое сопротивление пл-ка залег. Создалась напряжённая обстановка, тов. Яскевич перейдя в боевые порядки личным примером отваги поднял подразделения в атаку и с криком «ура» повел их на штурм высоты. Противник понеся значительные потери убитыми, ранеными и пленными плспешно отступил, выгодный рубеж был занят и закреплен. Поставленная перед полком задача была успешно выполнена. В этом бою тов. Яскевич был ранен.
Чем дальше от 9 мая 1945 года, тем помпезнее в Москве отмечается День Победы, тем пламеннее речи о том, насколько святы российским чиновникам и дипломатам подвиги ветеранов и память о погибших героях. Так, может, стоит показать это на деле? В том же Шяуляе, где похоронены победители нацистской Германии и милитаристской Японии.
Вот ещё одна советская воинская могила, ставшая безымянной.
А судя по фото, в ней похоронен кавалер ордена Ленина и двух ордена Красного Знамени (старейшей советской награды, которую часто ошибочно именуют орденом Боевого Красного Знамени). Достойный офицер. А недостойные его «наследники Победы» из числа российских чиновников и дипломатов ничего не делают, чтобы восстановить его имя.
Спите спокойно, «виновные» в том, что вернулись с войны живыми и погибли после неё! В отличие от равнодушных и бездушных чиновников и дипломатов мы вас помним, мы вами гордимся! Вечная слава победителям нацистской Германии и милитаристской Японии!