К вопросу о «древних» «национальных» символах.
На самом деле широта распространения в древности некоторых излюбленных современных политических символов сильно преувеличена. Они, во-первых, конечно, встречаются в находках археологов и этнографов, но не так часто, как кому-то хотелось бы. Во-вторых, не имеют столь чёткой этнической привязки, опять же, как кому-то хотелось бы. В-третьих, значение многих этих символов было придумано неоязычниками в конце XIX - начале XX веков, когда-то с опорой на исторические источники, когда-то исключительно на основе собственных фантазий. В-четвёртых, древность некоторых символов вовсе не столь глубокая и седая, как кое-кому мечтается.
Кроме того, зачастую появление этих символов в известном нам ныне виде обусловлено техническими особенностями ткацкого процесса не такой уж давней эпохи среди крестьян севера и востока Европы. Вот только какие-то народы уже давно шагнули вперёд, придумали много чего нового, а кто-то упорно прозябает в архаике, пытаясь по-инфантильному спрятаться в ней как ребёнок «в домике», вместо того чтобы вырасти и развиваться.
Попытка же внесения в одежду «национального колорита» - не более чем тяга торговцев заработать на пустом месте, на мой взгляд, играя на известной дихотомии в инстинктах обезьян: с одной стороны, стремление быть в какой-то стае и противостоять другим стаям (типо, у нас свастон, у тех - крестик, а у тех - звёздочка, а у кого-то, прости господи, кружочек), с другой стороны, хоть как-то выпендриться на фоне остальных обезьян, что своей стаи, что чужих (а у меня вона яка гарна вышиванка! и труселя с нашим флагом! я - супер-пупер-патриот, не то что некоторые!).
В российской Твери на улице Горького есть замечательный Музей тверского быта. В его коллекции много тканей и вышивок местных русских и карельских крестьян XIX - XX веков. Многие не знают, но в Тверской области сто лет назад карел было больше, чем в Карелии. Это потомки финно-угорских православных беженцев XVII веков из тех мест северо-западной Руси, которые были заняты шведами в годину Смутного времени. Вот вам пару картинок экспонатов музея. Не читая подписи, понять, какие из этих символов вышиты карелами, а какие русскими (или латышами) - решительно невозможно. К одной фотографии карельских тканей для сравнения прилепил лого знаменитого латышского националистического политического объединения, представленного в Сейме Латвии.
Впрочем, если говорить языком обывателя, то балты - это как раз и есть помесь славян с финно-уграми. Причём та смесь, в которой финно-угорская кровь представлена гораздо шире, чем - неожиданно - в генотипе русских. Но это тема уже другого разговора.
PS. Никакой особой концентрации свастик среди экспонатов нет. Просто в эту заметку собрал почти все ткани, где они встретились.