Штрих к биографии свободного художника Алексея Иванова

Jan 12, 2020 00:05

В XIX веке художники в России были классными и неклассными. Не, это не совсем про мастерство или характер.

Классный художник - это такой гражданский чин, бывший в употреблении в Российской империи. Он полагался ученикам высших художественных училищ (Императорской Академии художеств, Московского училища живописи, ваяния и зодчества и т.д.), добившихся в период своей учёбы значительных успехов. Классные художники делились на три степени: первую (высшую), вторую и третью. Чин «Классный художник первой степени» давался обладателям больших золотых ученических медалей. «Классными художниками второй степени» становились обладатели малых золотых медалей. Тем же, кто получил максимум большую серебряную медаль, полагался чин «Классного художника третьей степени». Классным художникам полагались разные государственные льготы.



Алексей Михайлович Иванов, «Дети, пускающие мыльные пузыри». 1830-е годы. Русский музей.

А вот чин неклассного художника присуждался выпускникам тех же самых высших художественных училищ, окончившим курс обучения и в его процессе получившим лишь малую серебряную медаль. Он не считался особо почётным, а его владельцам не полагались какие-то особые льготы, за исключением перехода в неподатное сословие. Этот факт и дал жизнь народному названию чина - «свободный художник».

Честно говоря, сам я это узнал только что. Листая метрические книги Троицкого собора города Осташков, наткнулся на запись о рождении 2 июня 1851 года девочки Софии. А её родителями были указаны: Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств коллежский регистратор Алексей Михайлов[ич] Иванов и законная жена его Анастасия Семёнов[н]а, оба православного исповедания. Крёстной была записана проживающая в деревне Уницы солдатка Евфимия Иванова. Крестил её иерей Иоанн Соболев с дьяконом Иваном Михайловский и пономарем Павлом Всесвятским.

Коллежский регистратор, опять же, это низший чин XIV класса в Табели о рангах Российской империи. До издания Манифеста от 11 июня 1845 года чин давал право на личное дворянство, а детям - потомственное почётное гражданство.

Заинтересовался, что это за художник такой? Оказалось, что о нём искусствоведам известно мало, хотя как минимум одна его работа находится в Русском музее.

Живописец, автор исторических и жанровых картин Алексей Михайлович Иванов родился в 1820 году. С 1821 года он жил и рос в Санкт-Петербургском Воспитательном доме (приют для сирот и незаконнорожденных детей). В 1833-1839 учился под руководством художника Якова Андреевича Васильева в Императорской Академии художеств. В Русском музее находится его картина «Дети, пускающие мыльные пузыри» (возможно, с автопортретом в зеркале - наклонил голову, делая набросок). Ещё его кисти принадлежат «Блудный сын» и эскиз «Иаков и Ревека».

Далее процитирую сайт «Яварда»: «В 1839 году Алексей Иванов получил звание неклассного художника - о дальнейшей его судьбе ничего не известно. Наиболее вероятно, что у воспитанника сиротского приюта попросту не было возможностей, связей и покровителей, дабы начать успешную карьеру художника, а потому, несмотря на наличие художественного образования, он канул в забвении. Неизвестно даже когда он умер».



Запись в метрической книге Троицкого собора города Осташков о рождении у художника Алексея Иванова дочери Софии.
Что ж, как видим, в 1851 году Алексей Иванов жил в городе Осташков. В XIX веке Осташков считался передовым уездным городом. В нём были открыты больница, народные и духовное училища, богадельня, воспитательный дом, благотворительное общество, театр, городские сады, духовой оркестра, библиотека и первая в России добровольная пожарная команда. Все жители были грамотными. Забота о благоустройстве «образцового» провинциального центра сделалась главной идеей осташей: улицы и площади мостились булыжником, на них было газовое освещение, болотистые места осушались, существовала система ливневой канализации, водопровод, построена гавань, дамба, появился первый пароход «Осташ» в 1847 году. Жители славились своим благочестием - со всей страны съезжались люди на самый красивый в стране крестный ход по воде из Осташкова в Нилову Пустынь.

Впрочем, в 1861 году в Осташков приехал молодой литератор Василий Алексеевич Слепцов (1836-1878), который написал про город цикл писем, где саркастически прошёлся по всем достижениям осташей. Мол, всё равно там всё плохо, не так, как надо, казённо, «припудренная нищета» и прочий подростково-либералистический бред нёс. Хм, побывал бы этот правдоруб в современном Осташкове...

Но вернёмся к Иванову. Вряд ли он сильно тосковал, что «канул в лету» в Осташкове. Скорее всего, рисовал себе купцов и купчих вполне себе процветающего города Тверской губернии, включая мою родню - Лавыревых, Мосягиных, Житенских, Грешниковых, Нечаевых и др. - вдали от столичной суеты и тщеславных баталий и в ус не дул. Хотя, учитывая, кто в крёстных оказался, может и бедствовал. В любом случае, теперь ясно, где искать сведения о нём, если вдруг какой искусствовед захочет исследовать судьбу свободного художника Иванова. Я же рад, что смог дать зацепку.

Санкт-Петербург, искусство, поиск, Россия, Осташков

Previous post Next post
Up