Казахи удивительный народ. Дружелюбные, мирные, степные... В общем, познакомился я с Токашем давным-давно, когда наши братские народы жили в одном большом непобедимом государстве… Времена уже не те и чтобы вновь встретиться с Токашем, мне пришлось пересечь границу в рюкзаке своего хозяина.
Сделали мы это прошлым летом, когда в Калуге сухие желтые листья уже давно покинули свои родные ветки, а в Казахстане только утренние часы напоминали о приближении зимы.
Приехали к друзьям на выходные и остались на неделю. Потому что гостеприимные казахи не хотели отпускать дорогого гостя. На второй день застолья я и познакомился с Токашем. Весь такой медлительный, улыбающийся, добрый, душа на распашку и забавный.
- Салам алейкум, брат! - садясь рядом проговорил спокойно Токаш.
- Алейкум Ассалам - казахи любого гостя называют братом, это у них считается нормальным культурным тоном.
- Как ты, брат, какими судьбами, откуда? - вопросы казахи тоже любят задавать.
- Я из Калуги - отвечаю, - с Калужского хлебокомбината, приехал с хозяином в гости.
- Что такое хлебокомбинат? Что у вас там хлеб комбинатят? - удивился казах. Удивляются они тоже очень искренне и по-детски наивно.
- Да, брат, хлеб, чтобы хватило на всех делают в массовых количествах, но уверяю тебя, качество тоже очень хорошее… - я даже не успел договорить, Токаш посмотрел на меня, вскинув брови.
- Ты хочешь сказать, что хлеб не пекут дома? Что какие-то чужие люди делают хлеб, а потом его покупают? Что за сказки ты мне рассказываешь, брат!
Пока я пытался переубедить Токаша, что наш хлеб очень хорош собой, его разломали на куски, а меня порезали. Тут мне пришла в голову идея, как разубедить недоверчивого Токаша. Я хотел понравиться ему и запомниться достойным «братом», поэтому предложил посмотреть за реакцией его домочадцев, как они воспримут на вкус мою корку. Токаш согласился со мной и мы стали ждать. Первым меня взял хозяин дома и осторожно откушал с аджикой. Все молча в напряжении следили за ним… Хозяин задумчиво разжевал и, посмотрев на своих, молча улыбнулся. Все оживились и стали разбирать мои куски, намазывать аджику и восхищаясь рассказывать друг другу, какой прекрасный аромат и вкус у Ржаника аға.
Последний куском улетая в чьих-то руках, я видел восхищение и уважение во взгляде Токаши. Он махнул мне и крикнул вслед:
- Коштасу, Ржаник аға!