Увлекаясь фотографией, я часто начал задаваться вопросом, как далеко следует уезжать от места жительства, что бы получить неплохие или даже хорошие кадры? Стоит ли вообще искать что-либо интересное и волнующее в той местности, где прожил ты всю свою жизнь? Ведь здесь ты каждые выходные гуляешь, отдыхаешь, ловишь рыбу, и так всё знакомо и неприметно. Как и любой пейзажист я вам отвечу: "Стоит!".
Признаюсь, я нахожу природу степных районов (Ростовской, Воронежской, Волгоградской областей, Краснодарского края, Ставрополья) весьма интересной. Да, здесь отсутствуют горы, морским побережьем может похвастаться лишь Краснодарский край. Здесь редки осадки (вспомните полупустыни граничащей с нами Калмыкии), зима теплая и влажная, леса уплотненно жмутся к водным артериям и их притокам, таким как Дон, Волга, Кубань. Степь да степь кругом… Но, поверьте, и в этом редколесье и на этой вольности можно найти настоящее душевное великолепие, к которому нельзя оставаться равнодушным и продолжать мечтать о Кавказе, Крыме, Карпатах или Байкале.
Да и как можно быть равнодушным к пробуждающимся после слякотной и серой зимы степи и рощицам по оврагам и вдоль рек? Как можно оставаться равнодушным весной, когда на лугах наперегонки с травой лезут фиалки; когда со степи дует теплый ветерок, и на прудах и мелких речушках поднимается молодой камыш, в котором с апреля по май нерестится карась; когда разом в один день зацветает дикий абрикос (жердёла), и улочки провинциальных городков наполняются их нежным стойким ароматом и пчелиным гулом?
А вы видели степь в начале лета? Видели это буйство цвета? Степь в это время живет каждым сегодняшним днем, ни минуты не упуская даже ночью. Воздух полон ароматов разнотравья, в котором сильно выделяется запах неприметного для глаза чебреца. Июньские ночи славны соловьиными трелями и еще прохладны, а полдни уже дышат зноем, так что городской люд по выходным устремляется к водоемам. Чувствуется приближение сезона, когда солнечная активность снова превысит всевозможные нормы, и мы опять заговорим о глобальном потеплении и негативном антропогенном влиянии на климат.
Упоительная донская осень тепла все три месяца. Иногда так редки осадки (как в 2012 году), знаменующие обычно приближение зимы, что ни грибам, ни грибникам нечего делать в лесах. Летний зной отступает, и утренние туманы заставляют траву гнать новые стебли с небывалой силой. Эта трава будет зеленеть по балкам и просекам до самого декабря. Утренние заморозки окрашивают деревья в теплые тона: клены краснеют, осины и плакучие ивы по берегам желтеют яркими притягивающими взгляд пятнами. Теплая в сравнении с воздухом вода в реках «парит» словно молоко, рыба оживает, и ждущие этого рыбаки уходят в отпуск и снова, как и весной занимают все свободные места, принося с собой еще больше мусора, чем пьяные летние отдыхающие (для меня это больная тема).
Вот и зима с ее дождем, грязью и невзрачным небом… Всё уснуло, «засыпает» и народ в своих городах. В степи ни души. Иногда срывается снежок, ненадолго преобразуя ландшафт. Всепоглощающая тишина. Природа зерном в черноземе ждет повторения. И оно последует.