Полуторагодовасик. Часть II.

Jan 29, 2017 02:06

Про речь.
Словарный запас у Платошки увеличился и продолжает увеличиваться. Он стремится и очень старается повторять слова за мной или Сашей, но часто ему не даются какие-то звуки. И тогда он выдаёт свою версию слова ). Болтает очень эмоционально на своём птичьем языке, иногда что-то рассказывая/доказывая или просто читая книгу.
Из слов помимо 'мама', 'папа', 'баба' (бабушка, бабочка и ба-бах), 'дидя' (дед) и звукоподражаний, имевшихся ранее ('ава', 'мя', 'ко-ко', 'го-го', 'му', 'ка-ка' (в качестве кря-кря и ква-ква, а также прямое указание на мусор/ бяку/каку и кашка с невыговоренной буквой Ш - ранее была 'каха'), 'ту-ту' (паровоз/поезд/машина), изображения рычания медведя и льва, воя волка, слов 'лё-лё'(алло), 'х' (сыр. Уж не знаю, почему он его так нарёк), появились новые слова и звукоподражания.
Есть у него 'дядя', 'ляля', 'вава' (болячка/больно), 'ням-ням', 'я-я-яй' (ругает так или показывает на то, чего/как делать нельзя. Есть у нас любимая книжка с окошками, в ней целый разворот про правила поведения/этикет, так Платон эту книжку называет 'я-яй'), 'яй' (яйца или заяц), 'цяй' (чай), 'цисы' (часы), 'бу' или 'бе' (как обозначение овцы/барана), 'ме', 'мя' (как обозначение масла, мяса и мяча!), 'Саса' (Саша. Впервые произнёс 1-го января, повторив за мной, когда я звала Сашу завтракать), 'мика' (мышка) и 'тюда'. А, ещё уличный комбинезон имеет название 'кааа' (протяжно), как сокращение от 'скафандр' - Платон не любит долго одеваться и мы раньше, собирая его на улицу, готовили в космос: надевали скафандр и космические ботинки. Поэтому вот такое сокращение.
Ещё из интересных слов имеется 'капа/капка' - черепаха; 'мямя' (невыговоренное 'лама' из книжки про Ламу красную пижаму). И совсем недавно появившееся, буквально пару дней назад, 'ябля/лябля/блябля' - яблоко.
Одним из приобретений последних дней является называние себя местоимением Я. Когда я вопрошаю у него 'кто это сделал?', он улыбается и отвечает 'Я!'.
Есть ещё 'дуду' (ранее звучало, как 'тютю' - тук-тук. Стук в дверь при рассказывании сказки "Теремок") и 'гока' (горка).
В общем, оказывается, что лексикон у Платошки прям богатый, хотя до предложений в речи нам, видимо, ещё далеко. Но слова все ещё и эмоционально и интонационно по-разному окрашены, поэтому я обычно хорошо понимаю, что сын хочет мне сказать.
Про игры, книжки и соображалку )
Чтение по-прежнему популярно у Платоши. Утром, слезая с кровати, он часто тащит какую-либо книгу, чтобы я или Саша почитали ему. При этом в разное время фаворитами становятся то одна, то другая книга, которую он готов перечитывать по нескольку раз на дню. Я уже мноооогое знаю наизусть. И сам Платон некоторые стихи/сказки по-своему уже пересказывает.
Некоторое время он постоянно тащил книжку с потешками, в которой его особенно привлекала страничка с 'козой рогатой-бодатой' (он её прям искал и называл 'ка-кА'. 'З' ему не даётся никак, поэтому и заяц просто 'ая'), мишкой косолапым и потягушками. Я в какой-то день даже спрятала эту книжку, до того мне надоело её перечитывать. Но! Она нашлась )))
Потом лидерство захватила книжка про "Дом, который построил Джек", и случилось это потому, что там помимо всяких хитрых иллюстраций и вырубок есть окошки и двери, в которые нужно обязаааательно стучаться. Ещё некоторое время популярна была книга "Тс-с-с. Сонная книжка". Как раз из-за этого 'тс-с'. Очень уж нравилось повторять за мной, прикладывая ко рту указательный пальчик, это самое 'тс-с' и показывать сову на каждом развороте.
С наступлением зимы в обиходе появились новые - зимние - книги. Среди них особенно нравилась (да и нравится) Платону книга "Детство" с потрясающими иллюстрациями. Он её прям рассказывал сам, звуками и действиями комментируя стихи на каждой странице. К сожалению, записать этого мне не удалось (.
Недавно популярностью пользовалась ещё одна книжка автора "Тс-с-с" - "Бр-р-р-р. Зимняя книжка". Объясняется популярность просто: главный герой - белый зайчик. Его нужно искать на каждой странице. А ещё там есть че-ре-па-хи! В общем, 'яй' и 'капка' в одном флаконе ))).
Ещё одна книжка, в которой для Платошки особенно привлекательны несколько иллюстраций, - "Лама красная пижама". Книжка про укладывание спать. Но привлекательна она иллюстрациями вопящего Ламы, зовущего маму, и поцелуя ламы-мамы. После него обязательно надо, чтобы я сыночка поцеловала, и не только в щёчку, но и ручки поцеловала - он их мне поочерёдно подставляет ))).
Не теряют своей популярности даже на фоне других книг сборник Маршака и книга с окошками, которую не почитаешь особо, но можно рассказывать кучу всякого и при этом заглядывать в окошечки, которые что-то под собой таят.


Я пока остановилась с книжными закупками - многое хочется, но и средства не позволяют, и просто...Хватит пока. Есть ещё много новых нечитанных книг, которые хранятся пока у моих родителей. А у Платошки пока перебор с книгами, заелся он их ). Ну и...кажется, сейчас очень важно ему играть ещё. Правда, к весне всё же одну-две книжки по теме прикуплю...
Игрушек у нас, к счастью, не очень много по сравнению с другими. Может, потому, что часть из них осталась у родителей, а может, просто я больше внимания уделяю книгам и на игрушки не налегаю...а если уж беру, то основательные такие. Большая часть игрушек была Платону подарена, но при этом подарки нередко были выбраны мной. Было время, когда с игрушками сын играл совсем мало, в основном рассыпал. Сейчас он проявляет к ним больше интереса, некоторое время может играть с ними сам. Я иногда готовлю что-то на кухне и умиляюсь, слыша, как в комнате Платошка издаёт звуки паровоза ("Ту-туууу"), машины, или разбирает 'яй'. Паровоз Лего у него от Деда Мороза. И вот весь январь он пользуется популярностью. Первые дни каждое утро начиналось не с книги, а со строительства тю-тюууу. Сначала он тащил коробку, чтобы мы строили ему, а сейчас он сам уже соединяет вагончики, что-то на них прикрепляет, сажает собаку и мальчика. В общем, отличный подарок получился, надо бы деталей ещё...Родителям, по крайней мере ))).
'Яй' - это яйца. Пустяковая игрушка, заказанная мной на Али: шесть яиц из двух половинок с геометрическими фигурами внутри. Типа сортер. Но Платону очень нравятся они, не смотря на сложность их открывания/закрывания. И что интересно для меня, он научился их попарно складывать! Плюс мы называем ему фигуру и цвет, так что, видимо, скоро он их запомнит.

Вообще это интересно, когда ты в игре просто что-то показываешь/называешь, а через некоторое время обнаруживаешь, что ребёнок сам уже умеет делать. Так вот обнаружилось недавно, что сын сам умеет собирать логический куб (сортер), хотя раньше у него не получалось, он пытался не те фигуры пропихнуть в отверстия, а теперь вот раз и готово! Также и с рамками-вкладышами. Год назад подарила ему Манюня рамку с животными. И вот...сначала меня умиляло то, что он их всех озвучивает, а теперь он с лёгкостью находит каждому свой 'домик'! Не, это вообще нормально, наверное, просто я всё удивляюсь - когда успел?
Пока не очень поддаётся Платошке деревянный пазл-дерево из четырёх элементов всего, но, может, не сегодня-завтра он и его играючи сам соберёт ).
На Новый год ему матрёшку подарили, он её очень быстро освоил: разбирает только так! Собирает пока с ошибками. Пробует пазлы картонные из двух элементов. Подбирает верно, но мелкая моторика его подводит: трудно скрепить.


Ещё играет с фигурками животных. Есть у нас мелкие морские, набор диких недорогих...А вот на Новый год и на полуторогодовасие появились крутецкие фигурки белого медведя с медвежонком и семейства львов. Вот ими он играет: 'ходит', рычит, иногда спать с ними ложится...сегодня львы у него целовались все ))). Медведей мы как-то на улицу даже брали, в снегу закапывали. Ну и все фигурки у нас периодически участвуют в играх: то с водой, то со льдом, то с солёным тестом.
Тесто (самодельное) вообще пользуется большой популярностью на кухне: его мы раскатываем, оставляем следы, выдавливаем формочками для печенья, вдавливаем фасоль, стучим отбойным молотком...Кладезь, а не игрушка!!! Теперь вот ещё режет его своим ножом (тупым, детским).
В последние дни он всё режет.
Ещё есть икеевские пальчиковые игрушки, в которые иногда мы играем, используем для сказок; ёлочка-шнуровка (получается у Платошки шнуровать); пирамидка...Вот с пирамидкой есть трудности. Пластмассовая классическая осталась у родителей, а здесь у нас деревянная, очень клёвая, но...у неё не кольца, а шестиугольник, пятиугольник, квадрат, треугольник и шар. Из-за угольности Платошка часто путает последовательность.
Ещё есть кубики-мякиши с режимом дня. Мы их используем для развития речи: я прошу показать, где мальчик/девочка что-то делают, а Платон находит и радуется (хлопает себе в ладоши). И из мякишей ещё ботинки есть со всякими замочками-липучками-кнопками-пуговками... По ним Платон научился справляться с замками, освоение пуговиц в процессе.
Ах да! Ещё бизиборд же есть, который Саша ему на день рождения сделал. Сейчас интерес к нему немного поостыл, чаще использует для того, чтобы спрятать что-то за дверцей, но сначала играл активно, щёлкал, открывал крючочки-замочки...
В остальном в качестве игрушек выступают предметы обихода - всё моё на кухне, Сашины инструменты (отвёртки, плоскогубцы, струбцины...).
Сейчас у Платошки такой период, когда он стремится повторять за нами все действия, поэтому иногда очень нелегко приходится что-то делать. С другой стороны это очень прикольно. Я вот умиляюсь и радуюсь, когда он хочет помыть за собой посуду, протереть стол или пол, почистить лук, одеться (особенно во множество комбинезонов на разные возраста, которые нам отдали), горшок вынести...Это так здорово! Хоть иногда и утомительно.





Мало мы занимаемся творчеством, к моему сожалению. Пластилин и восковые карандаши у Платона в прямом доступе, краски достаю, когда морально подготовлюсь. Ему нравится вазюкать кисточкой, но потом так сложно всё отмывать...особенно от самого Платошки и меня. Краска прям въедается в кожу. Вот поэтому редко достаю. А аппликации тоже не пошли пока...Тут большой пробел у нас.



А ещё то, чему я очень радуюсь и даже горжусь этим: Платошка гуляет на улице сам! Прошло то время, когда он не слазил с рук и не хотел ходить сам. Теперь во время прогулок основную часть времени он самостоятельно ходит, поднимается и спускается по лестницам, САМ лазает на горку (достаточно высокую) и скатывается с неё! И поднимается, если упал, тоже сам чаще всего. Я жду, подбадриваю и, если нужно, помогаю. У нас здесь детки примерно его возраста ездят постоянно в санках-колясках и на площадке не передвигаются самостоятельно, а наш шилопоп - умница! И я очень этому рада. Ещё и потому, что это хороший бонус для моей спины ).




Такой вот славный мальчишка у нас растёт. Буду и дальше стараться делать записи о нём.

сыночек, памятное, моя семья, мамское, жизнь, история моего счастья

Previous post Next post
Up