Ух, давно я не писала отчетов-простыней :) Но тут формат таков, что в остальных соцсеточках ему тесно, поэтому я приняла волевое решение стряхнуть пыль с жж.
В этом году мы играли в игру-путешествие на всё лето от Бегущего Города. Такие уже случались в позапрошлом году по маякам Ленобласти и в прошлом - по остаткам крепостей Подмосковья. Ну а в этом году, как нетрудно догадаться из названия, нам выпало играть в промышленность. Попутно выяснилось, что не только в промышленность, но и в науку. То есть посетить несколько городов Подмосковья, так или иначе с этим связанных. Самое крутое в этой игре было то, что ни в одном из одиннадцати городов, представленных в игре, я раньше не бывала!
В этот раз я практически ничего не выкладывала в сеть по ходу игры, кроме редких фотографий. Очень не хотелось думать, не спалю ли я другим командам КП каким-нибудь неосторожным словом или картинкой, и потому решила выложить всё единым томом уже по окончанию игры.
Итак, все города в порядке их посещения.
Ступино
Начать было решено с него, ибо родная Павелецкая дорога, удобно ехать с дачи. Городок этот промышленный вдоль и поперек: тут и завод Марс, производящий всем известные шоколадки, и металлургия, и хлебокомбинат, и ХЗ что еще (в смысле химический завод, аббревиатура у него сХЗ). Но вот о чем я реально была ХЗ, так это о том, что Ступино, оказывается, весьма активно клепает составляющие хеликоптеров. И в связи с этим тут встречаются, например, такие великолепные лопастные инсталляции:
Но обо все по порядку! Встретил нас Ступино вот таким шикарным серп-молотом прямо у вокзала с явственно промышленным пейзажем на горизонте:
Чтобы, так сказать, сразу зарядиться атмосферой Производственного романа.
Дальше город лишь продолжал оправдывать название игры, ради которой мы в него приперлись. У меня почему-то то и дело возникали ассоциации с посещенным несколько лет назад Магнитогорском. Разве что рыжего дыма из труб не хватало. Но хватало другого! Памятников!
Могучая стела СМК (Ступинский металлокомбинат):
Памятник хлебной карточке времен ВОВ:
Памятник ступинским металлургам:
Посмотрите, какой шикарный спутник!
И лопасти еще:
Еще стела Ступинским металлургам:
Памятник ступинским металлопрокатчикам:
Местный Дом Культуры:
Магазин с колоннами:
Клумба, украшенная шпалами:
Еще лопасти:
Церковь:
Общегородской вид, так сказать:
В тот ясный июньский день стояла жарища и потому завершили мы игру около (и в) карьере Белопесоцкий. О нем я уже писала в 2020-м году. С того посещения там, в общем-то, ничего не изменилось.
Пущино
После Ступина в нашей игре возник приличный перерыв. То я болела, то члены команды уезжали. Продолжили мы только во второй половине июля уже двумя командами. К тому времени на форуме БГ появилось порядочно впечатлений по обстановке в городах, и стало ясно, что Пущино из них -- наиболее проблемный. В нём были замечены стаи крупных, весьма не дружелюбных и, что самое прискорбное, ничем не зафиксированных собак.
До Пущина мы добирались на автобусе из Серпухова. Впаялись в унылую пробку на М2 перед мостом через Оку и вместо обещанного часа ехали все полтора.
Городок с самого начала показал себя как тихий и спокойный. Чем-то напомнил Валдай, хоть и атмосфера там совсем не северная.
Пущино у нас больше по части науки, чем промышленности, но где одно, там часто и другое. Наукоград знаменит биологией и вроде как химией, и это, конечно же, отражено во всевозможном городском творчестве.
Вот, например мозаика с какой-то кристаллической решеткой:
Колбочки-граффити:
Гостинца Пущино, которая известна тем, что она на реконструкции. А раньше была известна тем, что в ней периодически собирались ЧГКшники:
А это Пущинский водопад:
Его в маршруте игры не было, но не сходить к нему факультативно было бы с нашей стороны преступно! Водопад льется по самой настоящей скале, которая густо поросла мхом. Пейзаж, скорее, горный, нежели подмосковный. А еще я не уверена, но возможно, этот крюк к водопадам помог нам избежать встречи с описанными выше собаками. От водопада мы пошли к следующим КП нижними тропками по склонам, а собачки, говорят, тусили где-то в жилой части.
Это заброшенная усадьба Пущино:
Тут мы действительно встретили не слишком приветливую собачку, но к счастью, максимум, что она смогла нам сделать - это напугать внезапным лаем. От всего остального ее удерживала цепь.
Обратно мы решили срезать вверх по склону совершенно классическим образом. Сначала продрались через крапиву (спасибо, не в шортах). Ну а потом с трудом заползли вверх по не самому сухому после дождей крутому склону. Использовали все: героизм, траверс, палки, деревья, плечо товарища и какую-то матерь. Но вылезли наверх и умудрились даже не изгваздаться. Времени, разумеется, потеряли больше, чем если бы пошли в обход, но при классическом срезании иначе не бывает. Возможно, и этот шаг уберег нас от встреч с собаками.
Сверху можно было бы насладиться видами Оки, но на самом деле это там виднеются теплицы:
Ну и дальше мы потопали добирать городскую часть Пущина.
Местный ДАС (дом аспиранта и стажера):
Кошка изрядно на сносях смотрит на нас как на… двуногих:
Лавка, чтобы собрать всех бабушек района:
Протвино
Из Пущина мы сразу же отправились в Протвино. Находится оно недалеко, по другую сторону от Серпухова. Поскольку из автобуса в прошлый раз мы вышли изрядно пришибленными духотой, то на этот раз было решено вызвать такси. Нас было четверо, так что поездка нам встала всего лишь в 300р с человека. По пути еще и разметили Протвино с комфортом.
Раньше про город Протвино я знала только то, что в нем есть заброшенный адронный коллайдер - ускоритель частиц, который давно ржавеет где-то в поле (точнее, под полем) и издавна привлекает внимание диггеров. Но от трассы игры он находился сильно в стороне, так что нам предстояло изучать город без него.
С первых же КП стало ясно, что Протвино - это город натурально в лесу. Здесь можно идти через лес и встретить многоэтажки, можно найти в лесу корпус какого-нибудь института.
Начали с самых дальних от автовокзала точек. Вот такая автобусная остановка обнаружилась на краю города:
Географический знак Протвино:
Вентшахты около жилого дома. Интересно, что под ними такое? Их там с десяток:
Вообще, в Протвино довольно много суровых бетонных построек. Прям сразу понимаешь, что тут серьезные физики обитают. А еще для полноты атмосферы тут встречается непонятная фигня. Вот эту непонятную фигню, например, мы встретили в каком-то дворе:
Дом ученых, похоже, не очень действующий:
Зато если обойти его вокруг, можно найти симпатичную абстрактную мозаику:
Стенд про ускоритель частиц:
Холодный поршень «Сердце Мирабели»:
Во время трассы этот объект тоже был записан в категорию "непонятная фигня", но ее хотя была возможность позже нагуглить. Кто бы вы думали такая эта "Мирабель"? Это... камера для съемки того, что происходило внутри упомянутого выше ускорителя частиц! Жидководородная пузырьковая камера, с помощью которой можно было фиксировать треки взаимодействующих частиц. Камера была привезена из Франции, отсюда у нее такое романтичное название. Позже камера утратила актуальность (появились более современные устройства для фиксации взаимодействия частиц), ее разобрали, и в Протвино остался только поршень, который стоит там в качестве памятника рядом с гостиницей "Протва".
А вот это корпус института физики высоких энергий посреди леса, вполне себе действующий:
Карьер по пути к реке Протва, на котором все местные купаются:
Хорошо, что мы его оставили напоследок. Мы попали к нему уже к вечеру, когда жара спала, и желания окунуться особо не было. Представляю, как бы обидно было проходить мимо в жару посреди дня, зная, что на купание времени особо нет.
Это был наш последний КП, самый далёкий, но когда мы туда пришли, то поняли, зачем его поставили. На другой стороне реки Протва были совершенно шикарные руины мельницы! После взятия КП мы, конечно же, не могли не направиться к ним! Протва в этом месте почти что горная речка: бурлит, журчит, изобилует порогами.
Мельница:
К мельнице ведет обычный железный мост:
А вот обратно мы вертались по раскачивающемуся подвесному мосту чуть ниже по течению:
Вид со второго моста:
Дрезна
До конца игры у нас осталось восемь городов (включая Фряновский бонус) и четверо выходных :| Простая арифметика подсказывала, что чтобы взять всё, придется ездить каждые выходные. Честно признаться, этим летом у меня был довольно ленивый настрой касательно игр, и я была даже не против забить на что-то. Но сокомандники и сочувствующие были настроены более решительно.
Прохладное воскресное утро после субботнего ливневого потопа -- идеальная погода для игры! С утра пасмурнело, днем выглянуло солнышко, но было совсем не жарко.
В Дрезне нас прямо у вокзала встретили остатки волка из мультика "Жил-был пёс", явные претенденты на основу для какого-нибудь мема:
У вокзала же мы увидели здание Дрезнинской прядильно-ткацкой фабрики Зимина. Ну то есть как увидели. Оно так надежно спрятана за деревьями, что пришлось изрядно покружить, чтобы увидеть хоть что-то больше конька крыши. Удалось это лишь с одной точки, чуть не доходя автомобильного моста через реку Дрезна на ул. Революции:
Зато рядом во всей красе видны бывшие фабричные казармы:
По пути мы заглянули в заброшенный дом:
Он к игре отношения не имел, просто хорошо вписался в маршрут.
А вот Дом управляющего фабрикой, совсем не заброшенный, имел прямой отношение:
Ткацкий пруд:
Мы очень рассчитывали посмотреть с его берега на фабрику во всей красе, но увидели лишь кусок трубы.
Водонапорная башня, отдающая какой-то средневековой готикой:
Вот и всё, Дрезна совсем небольшая. Взяли мы ее за пару часов и отправились на автобусе в (см. ниже)
Ликино-Дулёво
Здесь разброс КП получился поболее, чем в компактной Дрезне. Но все они располагались вдоль главного шоссе, по которому довольно часто ходит местный автобус. Правда, мы все равно бОльшую часть трассы брали пешком, потому что подскакивать на автобусе было просто лень. Да и не такие уж большие там расстояния.
Ликино-Дулёво у нас, во многом, про автобусы. В смысле не ездить, а производить. И еще про фарфор. И совсем немного про текстиль (уже в прошлом).
Доехали из Дрезны до края города. Остановки на углу, на которую мы рассчитывали, не оказалось, поэтому пришлось еще подскочить немного назад на местном автобусе. Отправились брать сразу самый дальний КП -- табличку на Дулевском красочном заводе. Есть тут и такой, да.
И двинулись дальше вдоль дороги, забирая все попутные КПшки.
В городе можно встретить памятник Кузнецову -- известному российскому фарфорозаводчику (слово-то какое!)
И граффити с ним:
А еще тут есть ПКиО, а в нем -- монументальный ДК в стиле конструктивизм.
Чуть дальше стоят старые казармы бывшей ткацкой фабрики. Если от фабрики остались в буквальном смысле одни стены, то казармы стоят вполне себе населенные. В подъезд одной из них даже удалось заглянуть. Внутри встретили витые чугунные перила, старые кирпичные стены и какие-то странные комнатки на каждом этаже. Некоторые из них были заперты, а некоторые уже превратились в мусорные свалки. В самом здании с другой стороны находится краеведческий музей.
Самое крупное производство в Ликино-Дулёво -- это автобусный завод ЛИАЗ. Там, за кустами, торчит его труба:
В городе есть аж два памятника ЛИАЗам -- старенькому и посвежее.
А вот так выглядит въездная стела на краю города:
Фряново
В те выходные мы изначально планировали "скинуть" самую жесть -- Рошаль и Шатуру. Жесть -- потому что Шатурскую трассу на форуме (и в кулуарах) рекламировали как очень длинную с шансами не пройти ее за один день. Но погода распорядилась по-своему. В августе в Подмосковье внезапно нагрянуло лето. На субботу нарисовали уверенные +32, и брать в такую погоду самую жирную трассу, да еще и на далеком солнечном востоке, совсем не хотелось. Решено было поменять планы и поехать в более гуманную Черноголовку, а оттуда свернуть на бонусный этап во Фряново.
С Черноголовкой есть нюанс - она единственная из всех городов этого лета была никак не достижима по железной дороге. В нее ездят на маршрутке по Щелковскому шоссе, а в субботу утром Щелчок обычно стоит. Товарищ из транспортных фанатов посоветовал брать сначала Фряново, мол, Фряновское шоссе нормально едет. Мы совету вняли, ну и, конечно же, именно в тот день Фряновское то и дело сочилось краснотой, а Щелчок был зеленым как огурчик. Но автобус внезапно попался с работающим обдувом, так что в целом было норм.
Во Фряново у нас было всего 6 КП (в остальных городах - от 12 до 20). Первым делом взяли фотозагадку, где нужно было найти табличку на мостике. На фото в загадке там не было примерно ничего, кроме изгиба реки и ЛЭП, а на деле место оказалось весьма живописным. Речка Ширенка порядком обмелела и явила взору кустистые фактурные водоросли. Лениво текущая вода при этом еще и красиво переливалась на солнце.
Дальше мы пошли в баню:
А потом -- на Фряновскую фабрику. Она внезапно оказалась весьма ухоженной, аккуратно выкрашенной в кирпично-розоватый цвет. После Дрезнинских и Дулёвских заброшек это было прям необычно. Видимо, работает. Производит вроде бы пластмассовые изделия.
Встреченное по пути:
Есть во Фряново и своя усадьба господ Лазаревых, тоже весьма милая и ухоженная.
Ну и водонапорочка еще:
Черноголовка
До Черноголовки из Фряново периодически ходит маршрутка. На ней мы и поехали.
Черноголовку мы привыкли ассоциировать с известными напитками (реклама постаралась), но вообще это классический наукоград. Вот, например, одна из въездных стел:
Нет, ну завод напитков тоже, само собой, никуда не делся.
А при нем фирменный магазин. Напитки в нем, в основном, такие, что по ним ни за что не догадаешься, что это продукция Черноголовки. Лимонады и «Тархуны» в привычных стеклянных бутылках скромно стоят в углу, а основную часть полок занимают Fantol’ы и Chillout’ы всех цветов радуги. Не знаю уж, чего больше в этих названиях: импортзамещения или замаха на экспорт. Думаю, и того, и другого.
Это какая-то крутая (с виду) частная школа, на которой белым по белому на стенах написано всюду слово "школа" на разных языках.
Нам тут нужно было дорисовать недостающие элементы на открытке. И ими оказались... да-да, те самые слова с примерно половины стены. Задание на поиздеваться :) Хорошо хоть погода была нормальная, а то представляю заниматься этим творчеством под дождем!
В целом город очень зеленый. Мы много ходили через леса, и в жару это было просто прекрасно. Видимо, зелень -- отличительная особенность наукоградов. Протвино и Пущино такие же.
Всякие граффити:
Школа (уже государственная) с обсерваторией на крыше:
Картинка-КП:
Самолет, на котором нужно было считать красные звезды, и тут мы чуть не облажались. Звезды, оказывается, были и под крыльями, и над.
Вот это прям хорошее граффити, мне очень понравилось:
Дорога через лес к очередному КП:
Хит Черноголовки -- памятник сингулярности!
А рядом стоит пилон, на котором объясняется про развитие Вселенной, теорию Большого Взрыва и ту самую сингулярность, начальную точку.
Из Черноголовки ходит маршрутка до Москвы, но тоже стоит в пробках и приезжает черти куда на Щёлковскую, которая находится от нас всех в другом конце. Поэтому мы на ней доехали только до станции Чкаловская, откуда ходит электричка на Ярославский вокзал.
Закат на станции Чкаловская по пути обратно:
Осталось двое выходных и четыре города: Рошаль, Шатура, Бронницы, Истра.
Истра
Дальше мы были нацелены таки взять уже самую жесть (Рошаль с Шатурой), но снова передумали. Показалось стрёмным оставлять на самые последние выходные города, которые в один день заведомо не берутся (Истру и Бронницы). А ну как там пойдет дождь с градом или еще чего случится? Поэтому решено было брать Истру и Бронницы в ближайшие выходные, а Рошаль с Шатурой оставить на последние.
Истра нас встретила пасмурным небом и грозившим покапать дождем. Вернее, это была не столько Истра, сколько станция Иерусалимская, потому что самые дальние КП находились ближе к ней, чем к Истре. Парочку первых мы взяли еще посуху, а дальше углубились в лес, и дождик таки закапал. Тропа в лесу, ко всему прочему, казавшаяся по карте хорошей, на поверку оказалась не очень-то четкой, да еще и мокрой и с препятствиями в виде поваленных деревьев.
Но мы не унывали, ведь впереди нас ждали так называемые "катушки Теслы". Так именуют в народе местную Истринскую неофициальную достопримечательность. На самом деле это испытательные стенды высоковольтного НИЦ: каскадные трансформаторы и генератор Аркадьева-Маркса. Легального прохода к ним сейчас нет. Раньше, говорят, за сотню-другую пускала охрана прямо через парадное, но потом лавочку прикрыли. Однако всевозможные источники обещали дырку в заборе со стороны леса, от которой можно аккуратненько пройти к "Теслам", не потревожив охранника. И действительно, преодолев по лесу бОльшую часть пути вдоль забора (тропа к тому времени похорошела и стало гораздо уютнее), мы наткнулись на "дырку" -- суть отсутствие примерно трех секций того самого забора. Аккуратно пробираясь по утоптанной траве, мы подошли к трансформаторам. Дождь нам был только на руку -- больше шансов, что охраннику будет неохота мокнуть ради очередной кучки любопытных. Будка охраны расположена очень далеко, на другом конце территории.
Трансформаторы впечатлили очень! Дождь, пожалуй, даже добавил аутентичности этой монументальной заброшке! Кажется, я собиралась сюда добраться года эдак с 2008-го.
Задание же в этом месте выглядело просто. Нужно было сделать фотку на фоне башни генератора Аркадьева-Маркса, но с внешней стороны забора. Поход к Теслам был уже целиком нашей инициативой.
Впечатлившись чрезвычайно, мы начали выбираться в город для изучения уже цивильной Истры.
По пути попался купол, который вроде как тоже должен иметь какое-то отношение к испытательным стендам. Он, кстати, находится, за нормальным забором с колючей проволокой, так что, возможно, еще как-то и используется, несмотря на внешнюю замшелость.
Мы двигались в сторону моста через речку Истра, вдали виднелся монастырь:
Речка сама оказалась очень живописной, к тому же от влажности она чуть подернулась туманом :
Звери на берегу
А еще в Истре есть самый старый театр Подмосковья:
Около театра встретился арт-объект в виде букета цветов. Что-то новенькое, не видела до этого таких.
А еще где-то около этого КП нас накрыл ливень! Всё, что до этого капало в лесу, было фигней. Тут же полило прям конкретно, по-взрослому, с пузырями на лужах. Пришлось срочно искать убежища под козырьком ближайшего подъезда. Минут двадцать мы там отдыхали, пока туча не прошла. После этого погода была уже отличной, вплоть до солнышка (перед самым отъездом).
Детская площадка с сыром и сгущенкой:
Здание бывшего истринского универмага (ныне -- прокуратура):
Бронницы
Воскресенье, как и планировалось, было отдано под Бронницы. Погодка выдалась серенькой, но без дождя. На самом деле, для городского ориентирования это прям хорошо, потому что не жарко. Но для красивых кадров, конечно, не очень.
Ехать в Бронницы оказалось не слишком удобно. Станция электрички Бронницы находится от города довольно далеко -- нужно проехать еще примерно полчаса на автобусе. Из Москвы ходит еще и прямой автобус с Котельников, но никто на нем ехать не захотел, опасаясь впаяться в вечную пробку на Новорязанке. Да и пилить с утра пораньше в эти самые Котельники не всем улыбалось.
Самый первый КП, синий трактор:
Эпичная табличка рядом. Интересно, почему она стационарная? Там его постоянно разливают что ли?
Берег Москвы-реки:
Самый, пожалуй, запомнившийся мне КП в Бронницах, мостик через Кожурновский пруд с прелестной беседкой:
Промышленность в Бронницах бриллиантовая. Ну, то есть завод Бронницкий ювелир. Но в городе нет практически ничего, с ним связанного, кроме фирменного магазина. Который тоже особого интереса не представляет.
Симпатичный домик:
Около него было задание сделать селфи команды, и, похоже, его обитателям это не сильно понравилось. Уже в наше присутствие на нас подозрительно поглядывала из-за занавески какая-то девочка, а вечером мы обнаружили, что адрес этого КП и вовсе поменяли. В целом, я их понимаю (обитателей). Все-таки задание "селфи" на фоне частного дома -- ну такое.
Церковь:
Дальше, взяв еще один КП, мы попали в парк на берегу Бельского озера, где довольно долго и бесплодно блуждали в поисках "беседки-маяка". Собственно, ради нее мы туда и припёрлись, ради маяка. Но ничего, даже отдаленно похожего на маяк, в парке не встретилось. Позже, путем заглядывания в Яндекс-карты и чтения задания (в котором нужно было посчитать какие-то свисающие с потолка реечки), мы нашли беседку, подходящую под описание.
Создателям беседки срочно нужно к морю. Потому что маяк по их мнению выглядит вот так:
Впрочем, брать мы этот КП все равно не стали. В этой игре у нас была хитрая система начисления баллов, при которой некоторые КП играли не в плюс, а в минус, если их взять. Вот этот был как раз из таких.
Но зато на выходе из парка нас поджидала совершенно прекрасная синяя беседочка:
В целом мне лично Бронницы показались довольно скучными. Все остальные города до этого оставляли какой-то яркий след в памяти, а вот с Бронницами такого не случилось.
Рошаль
Последние выходные игры! И два города: Рошаль и Шатура. Они недалеко друг от друга, логично брать их в один день. Но это не точно! Другие участники предупреждали, что Шатурка (я ее про себя называла именно так) -- уж очень большая. Взять ее за полдня могло быть проблематично. Но мы решили попробовать, так неохота было ехать в эту даль во второй раз!
Погода немного смилостивилась -- было хотя бы 26, а не 30. Доехав на прекрасном РЭКСе до Шатуры, мы погрузились в автобус до Рошаля. Было решено сначала брать его, так как из Шатуры можно уезжать сразу на электричке, а вот из Рошаля надо до этой самой электрички еще доехать. А хрен его знает, как оно вечером ходит, это "доехать".
Почти сразу же нас встретили довольно интересные домики: длинные двухэтажные, с колоннами и небольшой лепниной на фасаде:
Котик Рошаля:
Герб Рошаля:
Город Рошаль был построен на месте урочища Крестов Брод. По легенде путь апостола Андрея Первозванного пролегал через Мещеру (местность, в которой теперь находится Рошаль) и установил Крест на месте будущего города. Теперь тут стоит памятник.
В Рошале довольно много всяких ярких граффити:
Есть в Рошале еще и парк под названием Крестов Брод. Мимо него течет милая живописная речушка Воймега:
Неподалеку от парка есть стела, посвященная Рошальскому химическому комбинату:
И это, кажется, единственное, что мы встретили в Рошале касательно производства. Хотя тут есть еще и какой-то завод экспериментальных машин, и вообще, вроде как Рошаль про машиностроение. Но, по всей видимости, завод этот за забором с трехуровневой "егозой", поэтому поставить его в качестве КП было невозможно.
Вот эта старая пожарная часть как раз неподалеку от того завода:
Макет центра Рошаля:
Лавочки рядом:
А вот и сам парк Крестов брод:
Весьма приятное место. Посередине есть большая детская площадка в виде моря с маяком и рыбками. Здесь маяк нормальный! В парк определенно стоит сходить.
В целом, Рошаль меня не то, чтобы сильно впечатлил. От игры "Производственный роман" тут нашлись лишь следы, граффити мне уже порядком надоели и слабо трогают (в целом, а не конкретно тут), ну и в остальном -- город как город, ничего особенного. Но без Бегущего Города я бы вряд ли в него когда-нибудь добралась, так что игра определенно была поставлена тут не зря!
Шатура
Вот и добрались мы до финальной главы нашего "Производственного романа"! Обещанная самая длинная трасса игры. В Шатуру из Рошаля мы приехали только к половине четвертого вечера, и лично у меня было настроение: "А-а-а, мы ни фига не успеем". Я-то думала, что на Рошаль мы потратим часа полтора-два, а вышло все три! По пути обратно разметили трассу Шатуры -- она действительно была немаленькая. Часть КП находились в отдаленных районах Керва, Левошево и Шатурторф, так что без двух, а то и трех переездов на автобусах было не обойтись никак.
Но были и хорошие новости -- жара к тому времени начинала спадать, так что было проще играть динамично, а не ползать, как сонные мухи. Первым делом, прямо с автостанции, рванули на ближайшем автобусе в Керву. Там было всего две точки, и одна из них -- заброшенное здание вокзала бывшей узкоколейки! Да, в Шатуре когда-то была узкоколейная дорога, по которой перевозили торф. Сейчас от нее осталась только засыпанная щебнем грунтовка. И вот это здание вокзала, в котором обнаружились лишь привычная для заброшек свалка, обгорелый диван и какие-то транспортные накладные за 2009 год.
Второй точкой в Керве был местный ДК:
Обратно из Кервы мы приехали к берегу Чёрного озера. Судя по толпам пассажиров с полотенцами, где-то там есть хороший пляж. Но мы приехали туда не за этим.
За озером открывался шикарный вид на зеленое здание Шатурской ГРЭС. Вот это я понимаю! Тут же мысленно поставила Шатуре "5 баллов" за один только этот вид:
Неподалеку находится музей Шатурской ГРЭС:
Дальше мы уже перемещались пешком по центральной части Шатуры. То и дело показывались симпатичные деревянные домики и сосны. В Мещере вообще много сосен, а в соснах -- стайки щебечущих на все лады птичек.
Добрались до Шатурского ПКиО, обнаружили там памятник тепловозу с узкоколейки.
Позже еще и памятник паровозу (тоже узкоколейному) встретился. Уже не в парке, а на Академической улице:
Надо сказать, перемещаться у нас получалось довольно бодро. К началу заката мы забрали все точки центра, и у нас осталось всего три КП. Но, правда, один из них находился в Левошево, а два других -- в Шатурторфе. До Левошева можно было дойти пешком за полчаса, но мы решили не терять времени и подождали автобуса. Взяли точку на здании ДК:
и побрели обратно к остановке, понимая, что ближайший автобус вот-вот уйдет, а нового ждать целых полчаса. О том, чтобы пойти в Шатурторф пешком не было и речи -- почти пять километров по шагам. Солнце, тем временем, клонилось к горизонту. В июне-июле, конечно, брать такую длинную трассу было бы проще.
Чтобы не торчать на месте, мы прошли одну остановку пешком до Петровского, и по пути внезапно встретили еще симпатичных деревянных домиков и деревянную церковь. Приятный бонус!
К счастью, в Шатурторфе конечная автобуса находилась прямо рядом с КП -- очень фактурным зданием ДК. На нем и лепнина на удивление прекрасно сохранилась (ну или отреставрировали), и колонны, и каменные наличники на окнах.
Уже в густых сумерках забрали последний КП -- мозаику на торце здания:
и побрели неспешно на электричку 20:53. Могли бы, в принципе, успеть и на предыдущую, но тогда весь Шатурторф нужно было бы бежать бегом. Итого, на всю трассу Шатуры затратили около 4,5 часов -- совсем даже не много.
Так и завершился наш летний Производственный роман на тёмной пустынной платформе Шатурторф! Оставалось только дожидаться его официального окончания (через шесть дней) и разбирать кучу еще неразобранных за лето фотографий. Впрочем, если я пишу эти строки, значит, и с этой задачей я уже так или иначе справилась :)
Спасибо Бегущему Городу за отличную игру-путешествие! А моим товарищам - Серёге, Антону, Свете, Ире, Диме - за компанию!