Гремячинск -- посёлок на восточном берегу Байкала в паре часов езды от Улан-Удэ. Гуляя по нему, я испытывала практически восторг от уюта, ламповости и органичности всего окружающего. Именно такими и должны быть, на мой взгляд, сельские пейзажи в глубинке Восточной Сибири: грунтовые улочки, деревянные домики с палисадниками, срубы, штабеля дров у ворот, лодочные сарайчики на берегу огромного бескрайнего озера, окруженного со всех сторон горами и тайгой. Почта, школа, библиотека -- все это находится в маленьких деревянных домиках.
1. Так выглядит типичная улица Гремячинска (на горизонте виднеется Байкал):
2. Домики:
3. Мой любимый цвет -- бирюзовый -- встречается здесь очень часто в оформлении фасадов. Наверное, еще поэтому мне так полюбился Гремячинск.
4.
5.
6.
7.
8.
Вместе с тем, живется тут непросто. Раньше многие зарабатывали на лесопилке, но с этого года ее запретили. Рыбалка официально запрещена давно. Рыбачат, конечно, все равно, но штрафы конские. А затраты на содержание, пусть даже небольших деревянных домов, при местных сорокаградусных морозах должны быть немалыми. По сути официально тут можно работать только в туристической отрасли -- сдавать домики и гостиницы, но сезон всего два месяца летом, зимой тоже некоторые заезжают. Ну и магазины, заправка, школа, библиотека, почта, что там еще осталось... Негусто.
9. Так выглядит здание Гремячинской библиотеки:
10. Школа:
11. Церковь тоже деревянная:
12. На берегу Байкала часто пасутся какие-нибудь животные: козы, овцы, коровы.
13.
Первое время трудно поверить, что есть на свете самый обычный поселок, улицы которого вот так запросто заканчиваются берегом Байкала.
На берегу тут самый настоящий пляж, усыпанный крупным песком, и дно тоже песчаное. Это один из моментов, который здорово отличает западный берег от восточного. Как вспомню, как мы возле одного из туннелей КБЖД заползали в воду по острым камням :) Тут, конечно, совсем другое дело.
14. Несмотря на то, что вода в озере холодная, купались мы весьма охотно. На улице, несмотря на то, что осень уже вовсю долбилась в двери, стояла жара, и, порой, не освежившись, невозможно было двигаться дальше.
15. На берегу мы встретили вот такой памятник в виде воздушного шара, который называется "Святая Русь":
"Святая Русь" -- это название воздушного шара, на которым два путешественника-воздухоплавателя, Валентин Ефремов и Владимир Исайчев, 10 октября 2007 года пересекли аномальную зону Байкала.
⠀
На Байкале много мест, которые считаются эдаким "бермудским треугольником". Например, таковым является мыс Рытый, с которого изначально собирались стартовать воздухоплаватели. С ним связано множество легенд и поверий вплоть до того, что там захоронен Чингисхан. Говорят, что у капитанов судов в районе этого места перестают работать навигационные приборы, а еще, что там живут боги, посылающие сильнейшие ветры. Из-за этих ветров МЧС не дало добра путешественникам на полет оттуда, и им пришлось стартовать с мыса Арал.
⠀
На самом деле, Байкал и без всякой магии реально небезопасен для воздухоплавателей именно из-за сильных ветров, которые там дуют постоянно, так что задуманный полет изначально выглядел как серьезная авантюра. Когда Ефремов и Исайчев пролетали над Ольхоном, у них внезапно отказала коротковолновая радиостанция, перестал работать GPS, и остался только механический высотометр. Они потеряли связь с вертолетом сопровождения, который их координировал. Вместе с этим поднялся сильный ветер, который понес шар далеко за хребты, где посадка была невозможна из-за скалистой местности.
⠀
Путешественники в отчаянии обратились к батюшке-Байкалу и отцу семи ветров Ухэра, чтобы те послали им в помощь нужный ветер. Байкальские божества смилостивились, шар понесло обратно, и в итоге, он, хоть и жестко, но сел на берегу в Гремячинске. И теперь там стоит этот памятник.
Уж не знаю, честно говоря, чего в этой истории больше -- героизма или кандидатства на премию Дарвина.
16. Лодочные сараи на берегу:
17.
18. На одной из улиц поселка встретился геодезический знак:
19. А над ним вот такая табличка:
20. Немного Гремячинских котиков:
21.
22. Вот этот принадлежит хозяевам гостевого дома, в котором мы останавливались:
23. Как сказал хозяин -- это уже не кот, а енот:
24. И на этой фотке тоже есть кот:
25.