Сызранская ГЭС

Sep 15, 2019 22:14

Сызрань в наше путешествие по Самарской области вклинилась почти случайно. Когда я составляла маршрут, то внезапно обнаружила, что нормального способа добраться из Ульяновска в Самару особо нет. Либо ночной поезд, который едет всего пять часов (то есть не поспать нифига), либо столько же по времени автобус, с которым потеряется полдня. Как обычно, стали смотреть, что там есть посередине и уткнулись в Сызрань, до которой из Ульяновска можно доехать всего за пару с небольшим часов на поезде или автобусе, и из cамой Сызрани до Самары примерно за столько же. Ну и в самом деле -- когда еще просто так попадешь в Сызрань?

Ну что ж, раз едем в Сызрань, то нужно исследовать Сызрань. Глядя на карту, я обнаружила, что там есть даже своя небольшая лука -- полуостров в изгибе реки Сызранки. Помимо того, что место само по себе выглядело живописным, в луке еще и нашлась маленькая ГЭС с плотиной! Определенно, Сызрань стоила того, чтобы в нее заехать.

Я находила даже несколько постов, где люди ходили на экскурсии внутрь самой ГЭС, но всё это было в рамках либо какого-то профессионального мероприятия с участием блогеров, либо чего-то еще организованного, и найти какой-либо инфы, как туда попасть простым смертным не удалось.

С утра в Сызрани мы встретились с sergofan и y_u_r_k_a_y_a, которые приехали рано на поезде и уже успели съездить к ГЭС. До самой плотины они не дошли, потому что на картах ее видно только в режиме спутника, но ехать второй раз в луку не захотели, так что мы туда отправились без них, поймав автобус, идущий до поворота в луку, с забавной надписью "верхом" на табличке с маршрутом. На самом деле она читалась с ударением на первый слог ("вЕрхом"), это означало, что автобус идет поcле моста через Сызранку прямо, но все время хотелось прочитать как "верхОм".

Спустившись с трассы в луку, мы побрели по грунтовой дороге вдоль левой стороны изгиба реки. Где-то впереди было место, в котором река на карте заметно сужалась, а значит, плотина должны была находиться находиться где-то там.

1. Виды на город Сызрань из луки с правой стороны:

3. А с левой стороны только река. Вернее, Сызранское водохранилище:

4. Тут видны какие-то домики водозаборной станции:

Через луку идет одна автомобильная дорога, вдоль которой стоят ряды дачных домиков. Для дачи райское место -- выходишь, а вокруг река с двух сторон и природа.

6. И вот наконец вдалеке показалась плотина:

7. С этой стороны ее видно не очень хорошо -- озаборено и заболочено:

Сызранская ГЭС -- одна из самых старых в России, и первая гидроэлектростанция Поволжья. Она была построена в 1929 году в рамках плана ГОЭЛРО (государственного плана по электрификации России, принятого после революции 1917 года) и является единственным сохранившемся в первозданном виде сооружением ГОЭЛРО. При этом ГЭС все еще действующая.

8. Сейчас она является памятником истории и архитектуры, о чем написано даже на запертых воротах перед дамбой:

9. А вот с другой стороны плотину видно отлично:

10. Тут ничем не перегорожено, можно спуститься прямо к самой воде и рассмотреть плотину.

11. Из воды торчат какие-то трубы и шланги, вероятно, сооруженный дачниками кустарный водозабор для полива: