Где-то в середине марта мы были на экскурсии в электродепо Сокол. Это уже не первое посещенное мной метродепо -- в декабре 2016 было ночное
Измайлово. А теперь открыли для проведения экскурсий еще
три новых депо, и нам удалось посетить единственное из них, в которое экскурсии проводятся по субботам. Билеты, как и в тот раз, брали на
сайте Мосбюро, и, надо сказать, разлетаются они там как горячие пирожки буквально за пару дней. Так что, кто хочет посетить -- надо заранее как-то мониторить начало продаж (оно недетерминировано, но вроде бы наиболее вероятный день открытия -- понедельник).
В депо Сокол, в отличие от Измайлова, попадают не с улицы через проходную, а прямо из метро! Я езжу сейчас по зеленой ветке практически каждый будний день и периодически слышу объявления про поезда, которые следуют только до станции Сокол. Мне-то это обычно на руку -- я еду до Аэрпорта, а вагоны становятся значительно свободнее, потому что те, кому нужно дальше Сокола, предпочитают в этот поезд не садиться. Но в этот раз нам предстояло отправиться дальше, за грань просьбы освободить вагоны. На одном из таких составов, которые дальше не идут, мы уехали мартовским субботним днем в депо. Выглядела эта картина так: все пассажиры вышли и остались на платформе ждать следующего, в то время, как товарищи экскурсанты на глазах у немногочисленной честной публики погрузились в освобождённый первый вагон.
Заехав в депо, поезд довольно долго заползал в неф. По Измайлову мы уже знали, что контактного рельса в депо нет, и ток там подается на состав "с потолка". Вагоны тянут до остановки с помощью "удочки", то есть провода со штекером, который свисает сверху и подключается к составу.
1. В самом начале экскурсии мы попали в помещение, где рядами стоят разные поезда:
Это очень похоже на то, что мы видели два года назад в Измайлово.
2. Тут можно заметить свисающую с потолка "удочку":
Это было то, что выглядело почти таким же, как в Измайлово. В остальном на экскурсии мы увидели много нового.
3.
4.
Депо в метро, в отличие от, например, трамвайного или троллейбусного, служит в первую очередь не для передержки поездов в нерабочее время (большинство составов "ночуют" прямо на рельсах в туннелях), а для ТО и починки. Поэтому самое главное помещение здесь -- цех подъемочного ремонта.
5.
6. Там находится такая штука, как изолятор брака, который представляет собой огороженный рабицей павильон:
7. В него поступают новые детали и проходят там приемочное тестирование. Отбракованные бросают в /dev/null красный ящик, а остальные едут (часто в буквальном смысле) дальше в продакшн.
8. Рядом стоит автомат с газировкой:
Действующий, использующийся по назначению. Особенно умиляет надпись "не прислоняться".
В цехе подъемочного ремонта можно встретить много всяких-разных интересных железяк.
9. Тележки и тормозные колодки:
10.
11. Тяговые двигатели:
12. Колёсные пары:
13.
14.
15.
16.
17.
18. Плакатики:
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Из цеха мы на некоторое время вышли на улицу.
25. Посмотрели на подъездные пути депо:
26. И старое, ныне неиспользующееся, здание ремонтного цеха:
27. Здание выполнено в стиле конструктивизм с красивой надписью "метро" на фасаде и массивными деревянными въездными воротами:
28.
К сожалению, говорят, что скоро его снесут и будут строить новое :(
29.
30. На этой фотографии можно найти метрокота:
31. Левая -- гениальная надпись :) Лучшее пожелание ever:
32. Магнитик (на заднем плане):
33. А вот ворота, через которые новые поезда впервые попадают в метро:
Их гонят с Мытищинского вагоностроительного завода через Лосиноостровскую на МЦК и в итоге к этим воротам. То есть по сути все новые поезда, которые выходят на различные линии метро, поступают сначала в депо Сокол. Хотя есть еще резервный гейт в Печатниках.
34. Склад рельс:
35. Внутри, также, висит эмблема депо:
Говорят, каждое депо должно иметь свою эмблему. У Владыкина вроде бы медведь (типа суровый север), хотя тут я, честно говоря, не уверена уже, что правильно помню и не путаю.
36. Днем в депо дремлют мотовозы, которые ночью развозят по туннелям всякие грузы и рабочих:
37.
38.
39.
40. Слева -- вагон-снегоочиститель путей:
Почему без стекла -- никто не знает :)
41. Туннель, в котором пылесосят вагоны:
42. Мойка вагонов, такую мы уже видели в Измайлово:
43. Ну и наконец вид из маленького мутного окошка депо на портал туннеля метро: