...обычная дорога из Горной Страны на юг шла на так называемый Фрусский Брод, где можно было перебраться через эту глубокую, полноводную реку и воздать ей подобающую дань почтения: переправа там всегда была затруднительна, а по большей части и вовсе невозможна. Ниже Фрусского Брода не было никакой переправы вплоть до Стерлингского моста, так что Форт образует как бы линию обороны между Верхней и Нижней Шотландией от своих истоков и почти до самого Фрита, узкого залива, где река впадает в океан.
(с) Вальтер Скотт, "Роб Рой"
Река Форт берёт начало где-то в горах, постепенно расширяется, стекая в долину и уходя в города, и наконец сливается с заливом Фёрт-оф-Форт, узким фьордом к востоку от Эдинбурга, окончательно становясь частью Северного моря. По берегам располагается посёлок Queensferry, который делится относительно залива на южную и северную часть -- South Queensferry и North Queensferry. Сюда часто приезжают туристы поглазеть на огромный красный железнодорожный мост Форт (the Forth Bridge), который стал такой же известной достопримечательностью Эдинбурга, как Золотые Ворота в Сан-Франциско или Бугринский мост в Новосибирске.
В процессе планирования маршрута по Шотландии мы изучали панорамы вокруг моста Форт и поняли, что сняты они были в отлив. И мы тогда решили, что нам непременно надо туда в отлив, чтобы погулять по дну. Для этого сверились с
графиком приливов-отливов -- в день нашей поездки к мосту Форт пик отлива приходился на десять с небольшим утра -- и отправились в Квинсферри примерно к этому времени.
Мы запланировали посмотреть мост и залив с обоих берегов, непременно проехав между на поезде по тому самому мосту, и потому для начала прибыли в Южный Квинсферри, на станцию Dalmeny.
Вид с платформы Dalmeny, с моста выползает поезд в сторону Эдинбурга:
Так выглядит мост Форт в пик отлива:
Гулять пешком можно довольно далеко.
Это всё морское дно, а мы стоим на пирсе, который в прилив на большую часть скрывается под водой:
На краю пирса стоит маяк, основание которого всё покрыто водорослями -- во время прилива оно тоже оказывается под водой:
Люди на пирсе ждут лодку. Вообще, у залива можно провести много времени -- там есть всякие мелкие островки, и на некоторые из них в полный отлив вроде бы даже можно дойти пешком.
В этот раз лодка причалила к края пирсу, а в высокую воду она, по всей видимости, идёт к самому берегу.
Пирс весь мокрый, осклизлый и поросший водорослями с боков.
Параллельно железнодорожному идут ещё два моста через Фёрт-оф-Форт, автомобильные:
Мы отправились гулять по литорали вдоль берега, высматривая какую-нибудь морскую живность и собирая ракушки. Из живности встречали, в основном, актинии и моллюски.
Во второй раз в Шотландии мы уже встретили тележку, которая не смогла куда-то проехать, по-моему что-то невероятно интересное происходит там с этими тележками:
Дальше по берегу начинаются песчаные дюны, растительность и много ракушек, местами берег ими буквально усыпан:
А вода уже потихоньку прибывает.
На обратном пути к станции Dalmeny мы поднялись повыше от берега и пошли по дороге через лес и поля c пасущимися овечками.
А ведь кто-то здесь живёт...
---
В предыдущих главах:
Стерлинг The Falkirk Wheel Эдинбург: Royal Mile & Victoria Street в картинках Глазго: город и всё остальное Метро Глазго Мосты Глазго Форт Уильям: горы, пасторали, железная дорога, руины крепости, фьорд и ещё раз паровоз Из Маллаига в Форт Уильям на Хогвартс-экспрессе Виадук Гленфиннан или в поисках Хогвартса Высшая точка Великобритании Первое знакомство с Шотландией: Эдинбург, Глазго, дорога в горы