Глазго и Эдинбург соединены между собой двумя судоходными каналами -- Форт-энд-Клайд и Юнион. Каналы находятся на сильно разных уровнях по высоте относительно друг друга и когда-то давно были соединены системой из одиннадцати шлюзов, с помощью которых корабли могли попасть из одного канала в другой. Вероятно, это была лестница наподобие той, что мы видели
на Каледонинан-канале в Форт Уильяме. Такая система оказалась нерентабельной -- слишком большое водоизмещение и очень медленное прохождение кораблей через систему. В начале тридцатых годов систему шлюзов разобрали и вплоть до конца двадцатого века каналы были закрыты для судоходства.
Только в 1998 году начали думать о том, как всё это дело возродить. Требовалось красивое решение. Красивое решение -- это не только в смысле "в одну строчку", но и в смысле, чтоб круто выглядело. В итоге в 2002 году вышла в свет конструкция, которая получила название the Falkirk Wheel -- Фолкерское колесо. Суть работы Фолкеркского колеса следующая: лодка заплывает в верхнюю полость колеса из верхнего канала или в нижнюю -- из нижнего (или обоих одновременно), и колесо делает поворот на 180 градусов, в результате которого верхняя лодка опускается в нижний канал, а нижняя -- поднимается в верхний. Выглядит конструкция очень элегантно.
Колесо теперь используется не только для шлюзования кораблей, ходящих из Эдинбурга в Глазго и обратно, но и как весёлый туристический аттракцион. Рядом вырос большой инфоцентр с кафе и сувенирней, в котором продают билеты на лодочную покатушку по каналам с прокручиванием через шлюз.
Мы, честно говоря, узнали об этой штуке практически случайно -- увидели магнитик с этой хреновиной в сувенирне в Глазго, и Антоха вспомнил, что где-то читал про это колесо.
Сам город Фолкерк располагается от колеса довольно далеко. На поезде удобнее всего доехать не до него, а до платформы Camelon -- от неё чуть меньше двух километров пешком. Вообще, там и автобусная остановка есть у самого инфоцентра, так что можно и не ходить пешком. По карте кажется, что ближе из Глазго, но по факту удобнее ехать из Эдинбурга -- там примерно раз в пятнадцать минут идут поезда в сторону Стерлинга, и многие из них останавливаются на станции Camelon. Мы всё равно собирались съездить в Стерлинг, так что по пути решили заехать посмотреть на колесо.
Дорога от станции Camelon до Фолкерского колеса вдоль канала:
Вот оно во всей своей красе в процессе прокрутки:
Вид сбоку:
Стойки, поддерживающие "ванну" для лодки, плывущей в полость колеса:
Мне хотелось прокатиться на лодке через колесо, но оказалось, что в тот день была слишком хорошая погода и народу понабежало немерено, да ещё и лодка работала всего одна из двух, так что все временные слоты до самого вечера были заняты. Пришлось просто посмотреть на колесо снаружи.
Смотрим, как лодка заходит сверху в колесо:
Лодка опускается вниз:
Снять полное видео прокрутки колеса я не осилила -- было жалко аккумулятор, карту памяти и свои руки (штатива, есессно, не было:) Поэтому вот чей-то неплохой таймлапс с ютуба -- всего 35 секунд от заплыва лодки в колесо внизу до выплыва наеврху:
Click to view
В окрестностях Фолкеркского колеса некоторые знаки оформлены в стиле колеса:
Перед шлюзом лодка идёт через туннель Roughcastle:
Вид от туннеля:
По туннелю можно пройти и пешком:
Помимо колеса, в окрестностях Фолкерка есть и другие интересности. Например, Kelpies -- огромные скульптуры лошадиных голов размером с десятиэтажный дом. От Falkirk Wheel до них можно добраться на автобусе, ну или прогуляться пешком, там чуть больше пяти километров и с виду довольно приятный трек вдоль канала и через парк.
У парковки рядом с колесом стоят макеты этих лошадей:
Kelpie -- это какой-то водяной из шотландской мифологии, который принимает форму лошади.
К слову, Стерлинг, разрекламированный мне многими, не так уж сильно впечатлил. В принципе, можно было туда не ехать, а остаться в Флокерке до вечера -- вписаться в единственный оставшийся вечерний слот лодки, а в промежутке прогуляться/прокатиться до Kelpies.
Як, высеченный из камня:
Какие-то обычные шлюзы:
Дорога назад к станции Camelon:
А ещё мы пытались понять, как всё это дело выглядело раньше, и нашли
старую карту. Кажется, как-то вот так (фиолетовым отмечены вероятные старые шлюзы):
А вот это по месторасположению похоже на Lock Sixteen со старой карты на канале Форт-энд-Клайд:
---
В предыдущих главах:
Эдинбург: Royal Mile & Victoria Street в картинках Глазго: город и всё остальное Метро Глазго Мосты Глазго Форт Уильям: горы, пасторали, железная дорога, руины крепости, фьорд и ещё раз паровоз Из Маллаига в Форт Уильям на Хогвартс-экспрессе Виадук Гленфиннан или в поисках Хогвартса Высшая точка Великобритании Первое знакомство с Шотландией: Эдинбург, Глазго, дорога в горы