Хребет Черского -- V

Sep 07, 2014 01:56

5 августа 2014. День четвёртый, в который мы бродим реку Чукча и ужинаем в чуме оленеводов



Вася каждый день получал на спутниковый телефон смски с прогнозом погоды по Сасыру и Усть-Нере. На предыдущий и нынешний день прогноз был очень оптимистичный -- солнечно и сухо. Но это был всего лишь прогноз, и он не оправдался -- с самого утра то и дело принимался дождь, небо было по большей части затянуто. После завтрака лить ненадолго перестало, и этого окна как раз хватило нам на то, чтобы собраться. Как только мы выдвинулись в путь, снова заморосило.









Болота под ногами становились всё более глубокими и протяженными. К середине дня мы планировали выйти в долину реки Чукча, и Вася начал обдумывать идею "срезать" в нее через перевал (ранее никем не ходимый, но издали смотревшийся на 1А), чтобы поменьше хлюпать по болотам. Правда, хорошенько прикинув, чем теоретически может оказаться эта "1А" и прослушав несколько раскатов грома, от этой идеи всё же отказались.

Один из привалов мы сделали у наледи. Наледь -- довольно интересное явление и, в общем-то, уникальное. Кроме Якутии, встретить летом крупную наледь больше негде. Это такой толстенный слой льда, который образуется на реках в результате прослойного замерзания воды. Часть из них летом тает, но самые толстые так и остаются. Это была первая наледь, увиденная нами вблизи. До этого одну (огромную) мы наблюдали из окна "Урала" при подъезде к Улахан-Чистаю (это было, правда, в темноте, да и что там разглядишь, из окна-то). Эта по сравнению с той совсем маленькая:





Следующий привал случился у озера, возле которого находилась стоянка оленеводов, на тот момент необитаемая. Неподалёку от воды стояла какая-то деревянная конструкция, и к ней были прислонены несколько спиннингов. Вася даже закинул один пару раз в озеро, но ничего не поймал, а времени на полноценную рыбалку не было.















К середине дня мы, как и предполагалось, дошли до реки Чукча. На противоположном берегу виднелись чумы оленеводов. И на тот, противоположный берег, нам как раз нужно было попасть. Дождь к тому времени прекратился, выглянуло солнышко и осветило красноватые склоны выше по течению.









Первые два рукава были мелкими и бродились легко. Дальше выглядело сложнее -- река становилась глубже, течение усиливалось. Было решено кинуть через основное русло перильную верёвку. Закрепить её там было не на чем, так что переправлявшихся предполагалось страховать "с себя". Вообще, группа, бродившая эту реку до нас в 2012 году, особых проблем там не испытывала, но, видимо, мы попали в период дождей, и вода поднялась выше.
Первым пошёл переправляться Валя.





Тем временем, пока мы надевали обвязки и готовились к броду, на противоположном берегу столпились оленеводы и с интересом наблюдали за нашими действиями:





Вале удалось переправиться успешно, хотя было видно, что ему приходилось нелегко -- течение было сильным, вода захлёстывала по пояс. Он взял самые длинные из имевшихся у нас треккинговые палки -- Васи Н. -- и, когда он вышел на берег, то обнаружилось, что они согнуты почти под девяносто градусов.







Валя на другом берегу натянул перила и закрепил их на себе. С нашего берега страховал Костя.
Следующим переправился Вася, уже пристегнувшись. Перешел тоже без особых проблем, правда, искупал рацию, которая болталась у него на уровне пояса.



Где-то начиная с этого момента мне стало резко не до фотоаппарата, так что дальнейший ахтунг буду описывать словами.
После Васи пошла Ксюха, и на середине реки её начало сносить течением. В конце концов, её сбило с ног. Одновременно рвануло Костю, державшего перила, и он вынужденно принял более устойчивое, сидячее положение. С другого берега, изо всех сил упираясь в землю, натягивал верёвку Валя. Ксюха барахталась в воде, цепляясь за перила и пытаясь встать на ноги, что с рюкзаком было далеко не просто. Борьба с течением была явно неравной -- в какой-то момент Ксюху захлестнуло с головой.
Один из оленеводов добрался до отмели, которая находилась в нескольких метрах от целевого берега и начал помогать натягивать верёвку. Ксюхе удалось кое-как добраться до этой отмели, где оленевод снял с неё рюкзак. Дальше она уже дошла ногами.
Вслед за Ксюхой отправилась я. До этого момента в моей жизни была только одна переправа с перилами -- через реку Жангарык на Северном Тянь-Шане. Тогда всё прошло успешно. Чукча с виду мне казалась не сильно хуже, но оказалось -- казалось. Еще не дойдя до середины русла, я почувствовала, что течение очень сильное. С Жангарыком не шло ни в какое сравнение. Сбивало конкретно. Шаг, еще шаг -- и всё, я чувствую, что земля, то есть дно, в буквальном смысле уходит из-под ног. Срываюсь. Вместе со мной конкретно так срывает Костю -- он еле удерживается, приземлившись в какую-ту лужу (этого я, разумеется, не видела -- это уже позже рассказали). Я цепляюсь руками за перила и пытаюсь изо всех сил встать. Но куда там. Течение сшибает, рюкзак тянет вниз. Вообще, когда бродят реки принято расстегивать поясник рюкзака именно за тем, чтобы его можно было снять в случае падения. Поясник у меня, конечно, был расстегнут, и снять рюкзак я могла, но вот как-то совсем не хотелось с ним расставаться, пока удавалось держать голову над водой. Оленевод по-прежнему изо всех сил натягивал верёвку с отмели. Я, цепляясь руками за верёвку, кое-как добралась до этой отмели и снова попыталась встать на ноги. Течение норовило смыть обратно в русло. И вдруг я поняла, что встать не получается вообще. Все силы остались где-то там, где я боролась с течением. Тут оленевод снял с меня рюкзак, и только после этого я наконец смогла подняться на ноги и дойти до берега.
-- С лёгким паром! -- приветствовала меня на берегу Ксюха.
-- И тебя так же! -- поздравила я в ответ.
-- Оденься, а то сейчас быстро замерзнешь -- состояние шоковое!..
Я начала рыться в насквозь мокром рюкзаке и с радостью обнаружила, что тёплые вещи, завернутые в обычные полиэтиленовые пакеты (ну не люблю я эти гермы), остались сухими. Зато промок насквозь ксивник с деньгами и документами, который Костя (кажется, это был он?) посоветовал всем повесить на себя перед бродом на всякий случай. Думаю, до той поры никому еще не приходилось отмывать деньги в Чукче.
А тем временем пошёл переправляться следующий -- Вася Н. К тому моменту мы успели заметить, что воды в реке прибыло. От отмели, на которой стоял оленевод, и которая выглядела раньше небольшим островком, теперь торчали из воды только несколько камушков. Видимо, где-то в верховьях реки шел ливень, стремительно наполняя её. Ну, я, наверное, не буду в третий раз описывать один и тот же сценарий?.. Васю Н. снесло точно так же, только рюкзак он все-таки снял. Чуть ниже его (рюкзак) выловил из воды Вася. "Ух, я снял такое классное видео, когда вы купались!" -- произнёс Вася Н., добравшись до берега.
Итого, картина представлялась неутешительной -- трое человек из пяти искупались. А на том берегу оставалась еще Маша -- самая лёгкая девушка, да и Илья тоже не особо тяжёлый. А воды становилось всё больше... Чукча -- не ледниковая река, так что ждать, что ночью вода спадёт, было бессмысленно. Пока Вася усиленно соображал, что делать дальше, нам на помощь в очередной раз пришли оленеводы. Они сообщили, что километрах в полутора ниже по течению есть наледь, перед которой река сильно разлилась, и перебродить её проще. Вася передал эту информацию Косте по рации, и оставшиеся на том берегу отправились в сторону наледи.







Мы же впятером пошли к шатрам оленеводов -- сушиться и ставить лагерь. В чумах было тепло, там топились печки-буржуйки, на которых оленеводы готовили еду. Нам разрешили повесить там вещи посушиться, напоили чаем и накормили свежеподжаренной олениной с хлебом.











Валя с Васей через некоторое время ушли встречать Костю, Машу и Илью к наледи. Отсутствовали они довольно долго.

Оленевод смотрит в бинокль, не идут ли наши:


Вообще, в чумах у них там цивилизация -- бензогенератор, несколько ноутбуков, смартфонов и монитор, на котором они по вечерам смотрят фильмы. Связи с внешним миром при этом нет никакой -- за тем, чтобы пополнить коллекцию фильмов, они ездят в Сасыр.





Лишь часам к девяти вечера нам удалось наконец собраться полным составом. Костя, Маша и Илья успешно перебродили Чукчу на разливе -- там вода оказалась пониже, правда, река была очень широкой.
Ужин мы в тот вечер не готовили -- оленеводы накормили нас пельменями с олениной.



Вечером вокруг лагеря бегал олень. Я бегала за ним с фотоаппаратом, но в общем, безуспешно. В конце концов он ретировался куда-то через реку.
Есть только такая забавная недофотка:

Якутия, photo, турклуб, trip, Гусары Черского, хребет Черского

Previous post Next post
Up