Во время прослушивания выступлений кандидатов в Президенты РБ только один из оппозиционных претендентов произвел благоприятное впечатление - Алесь Анатольевич Михалевич. Человек говорил со знанием дела, признавал несомненные заслуги АГЛ перед Республикой, прямо сказал, что приходить на площадь не стоит - площади никакие вопросы не решают.
После событий 19 декабря, когда Михалевич наряду с прочими был арестован - я считал, что он единственный, кто сидит незаслуженно. Политик открыто призывал не ходить на площадь, провокатором не был - отдельные граждане даже записывали его в карманные кандидаты Лукашенко. Михалевича продержали в заключении чуть более двух месяцев. И когда он вышел - началось странное.
Михалевич стал рассказывать, как его травили испарениями краски, морозили, ломали руки, не давали спать, держали в условиях невероятной скученности и обыскивали по 8 раз в день. На русском языке заявление представлено вот здесь (
http://belaruspartisan.org/bp-forte/?page=100&backPage=19&news=77853&newsPage=0).
Все эти зверства начались с 26 декабря. Несмотря на 8 обысков в день политик умудрялся скрывать от сатрапов режима личный дневник, в который подробно записывал все издевательства, которые пришлось перенести. Дневник обнаружили только при выходе Михалевича из СИЗО КГБ и конфисковали.
В то же время Алесь Анатольевич демонстративно порвал распечатанный «контракт» на сотрудничество с КГБ (надо полагать, выданный на руки экземпляр, ибо второй остался у работодателя). И заявил, что никогда не будет работать на КГБ, а бумагу подписал только для того, чтобы выйти из кровавых застенков. И что его единственной целью было донести до белого света правду о том, как страдают борцы за свободу.
КГБ в ответ вывесил на сайте скан документа (
http://www.kgb.by/press/inform/201.html), в котором Алесь Анатольевич признает многочисленные заслуги Лукашенко и просит президента лично взять под контроль вопрос о дальнейшей судьбе товарища Михалевича. Также комитет заявил, что не заинтересован в сотрудничестве со столь морально нестойкими товарищами, а прочие заявления назвал клеветой.
Михалевич прокомментировал газете «Наша нива», что данный документ его силой заставили написать 9 января, а 10 января, после того как он пошел навстречу, стали пытать с удвоенной силой (
http://nn.by/?c=ar&i=51321).
События в хронологическом порядке в изложении Алеся Анатольевича.
20 декабря AM арестовывают. До 26 декабря его пытаются заставить сделать заявление для БТ, в котором он бы назвал виновниками событий 19 декабря других кандидатов, однако терпят неудачу (не сотрудничает). С 26 декабря начинаются пытки. 9 января АМ силой заставляют написать письмо АГЛ с просьбой взять дело АМ под личный контроль (сотрудничает), после этого начинают пытать с удвоенной силой (не сотрудничает). Пытают вплоть до 19 февраля, когда АМ ради спасения других принимает решение работать на КГБ (сотрудничает) и выходит на свободу. 28 февраля АМ публично разрывает «контракт» и делает публичное заявление о пытках (не сотрудничает). Политик публично не называет никаких имен, однако утверждает две вещи:
1. Все имена есть в его заявлении в прокуратуру
2. Все имена есть в надежном источнике, и все будет опубликовано в случае повторного взятия Михалевича под стражу.
Здесь стоит отметить несколько вещей:
Во-первых, правильная инициатива с подачей заявления в Генпрокуратуру. Если подобные методы воздействия на заключенных практикуются, надо использовать законные методы для того, чтобы прекратить подобные практики. И Михалевич на данный момент один из немногих, если не единственный, воспользовался законным способом поиска и наказание виновных в случае их существования.
Во-вторых, принципиальность и твердость позиции Алеся Анатольевича, мягко говоря, вызывает сомнения. По его рассказам, он прям по синусоиде шел: не сотрудничал - сотрудничал - не сотрудничал - сотрудничал - не сотрудничал. Более того, после первого «сотрудничал» почему-то пытать начали с особенным зверством, вместо того, чтобы поощрить. И разрыв листа А4 с отпечатанным контрактом -странный спектакль. Такие бумаги агентам на руки не даются.
В-третьих, Алесь Анатольевич на данный момент единственный, кто подвергался пыткам. Прочие политики таких заявлений не делали, а Рымашевский прямо сказал, что подобным методам воздействия не подвергался. Возникает много неудобных вопросов - их все в своей ироничной манере задал Вадим Гигин в статье «Уклонисты»(
http://www.belta.by/ru/blogs?auth_ID=16&art_ID=46) . Что же получается - вся оппозиция - сплошные агенты КГБ - один Михалевич честный борец за свободу?
Мое личное мнение - господин Михалевич врет, если не во всем, то в очень многом. Слишком противоречив и несвязен его рассказ, слишком часто он меняет позицию. И не говорит самого главного - чего лично от него добивались пытками? Я еще понимаю в первые дни после 19 декабря у спецслужб была цель добиться публичного осуждения акции и указания на виновников. Но зачем его пытать еще в течение двух месяцев? В то же время выгоды Алеся Анатольевича очевидны. Ореол мученика, серьезная заявка на лидирующую позицию в белорусской оппозиционной среде, доступ к 87 миллионам, выделенным на развитие демократии в РБ. Буду с большим интересом следить за дальнейшим развитием событий.