Одно из моих любимых развлечений - PC-gaming. По причине наличия очень старого компа (почти 10 лет машинке), могу играться только в игрухи, вышедшие до 2004 года. Все, увидевшее свет после либо не запускается вообще, либо тормозит настолько сильно, что удовольствие от процесса убивает в корне. И по этой причине старые шедевры где-то раз в два-три года снова оказываются на венике и с удовольствием проходятся по вечерам.
Любимые жанры - РПГ и боевые стратегии, особенно пошаговые. Огромные диалоговые и квестовые ветки, ветки умений, разветвленный нелинейный сюжет и хорошо продуманный мир - наш выбор в режиме single-player. И практически все вышеперечисленное очень органично совмещено в роскошной игрухе 1998 года - второй части РПГ Fallout.
Каждое очередное прохождение открывает в игрухе масштаба Fallout новые грани. Забавно, что вселенная Fallout, представляющая собой мир после обмена СССР и США ядерными ударами, ранее казалась мне очень цельной и органичной. Но сейчас, когда появилась возможность оценивать систему в качестве единого целого, я вижу огромную кучу натяжек и допущений, которые никогда не дали бы сформироваться такому миру, какой представлен в Фоле.
Действия разворачиваются через 80 лет после событий первой части на территории американского штата Калифорния. Мир представляет собой радиоактивную пустыню. Люди живут в небольших поселениях, не связанных с собой ничем - дорог давно нет. Множество бандитов и рейдеров, которые нападают на путников за пределами охраняемых территорий. Первое поселение - Кламат - полуразрушенный городок - вписывается в теорию мира практически полностью. Люди живут в хибарах, сложенных из жестяных листов. В качестве оружия используют металлические обломки, кремниевые копья, самодельные ножи. Во всем поселке только два экземпляра стрелкового оружия, причем один из них - практически самопал, сделанный из обрезка трубы. Патронов - очень мало и они крайне дорогие. Население питается крысами, крысы питаются недостаточно шустрыми представителями населения. Погружение в атмосферу всеобщего разрушения - полное.
Но уже дальше валом начинают идти нестыковки. Второй город - Яма. Дыра, забитая отбросами общества, наркоманами и бандитами. Основным источником дохода для этих достойных людей являются нарко- и работорговля. Город заполнен полумертвыми тенями, которые в ответ на обращение к ним только хрипят и просят дозу. Главного героя постоянно пытаются ограбить или убить. И в предыдущих прохождениях этого было достаточно для того, чтобы оставаться в рамках постапокалиптической легенды. Однако в третий раз в глаза бросается изобилие стрелкового оружия, изготовленного промышленным способом. У продавцов в наличие множество современных патронов: гильза с капсюлем и пуля.
А ведь изготовление ОДНОГО такого патрона - предполагает развитую техническую цивилизацию с развитой транспортной системой. Масштабная добыча руды: это добывающее оборудование + транспорт. Выплавка металлов в промышленных масштабах - это домны - а запуск домны, например, ранее был событием стратегическим для развития страны. Пули - навороченное литейное производство. Гильзы - никаких их не сделать без прокатного стана и серьезного прессового и штампового оборудования. Порох и сплавы - химическая промышленность. Все эти промышленные предприятия требуют массовой подготовки специалистов для обслуживания производственных цепочек, серьезного оборудования, источников постоянной энергии. И, главное - развитой транспортной системы, способной перебрасывать между всеми указанными производствами исходных материалов, полуфабрикатов, готового продукта. Это всего лишь один патрон. Я уже молчу про изготовление в промышленных масштабах автоматических пистолетов, автоматов и винтовок.
Дальше - больше. Всех этих людей надо кормить. Проблема питания такой массы народа в разрушенной цивилизации не может быть решена в принципе. Потому что одна буханка хлеба требует еще больших затрат, оборудования и специалистов, чем один патрон. Удобрение, техника для обеззараживания и распашки почвы, полива, сбора урожая, развитое сельское хозяйство, опять специалисты и транспорт. В игре только ОДНО общество непротиворечиво обеспечивает себя продовольствием, выращивая в подземных пещерах грибы и гигантских кротов - это ферма призраков. Все остальные «питаются» алкоголем и различными местными наркотиками - вроде Джета.
И, наконец, полностью разрушена и деградировала система транспорта - кровеносная система любой развитой экономики. Очевидно, что местный транспортный аналог в виде охраняемых караванов, состоящих из пары повозок, которые тянут брамины, не способен удовлетворить потребности ни одного развитого производственного цикла - может, за исключением производства наркотиков.
Итого, Fallout при всей внешней якобы неприглядности этого мира, получается чем-то вроде постапокалиптической утопии - где у многих довольно сносные условия жизни. А отдельные товарищи - живут просто великолепно. Реальный мир после такой катастрофы, думаю, был бы больше похож на жуткую картину, нарисованную Кормаком Маккарти в «Дороге». Выжженные безжизненные просторы, на которых выжившие люди пытаются отловить и сожрать других людей - других источников пропитания практически нет. У главного героя револьвер, в котором только один патрон, который он тратит на людоеда, пытавшегося убить его сына.
Как итог - надо беречь цивилизацию. Огромный и сложный организм, созданный совокупным трудом миллиардов людей, чьи блага сейчас многими воспринимаются, как нечто само собой разумеющееся. Цивилизационный механизм, несмотря на его умопомрачительную сложность, устойчив - благодаря многократному дублированию всех жизненно важных функций - но это не значит, что он не может быть разрушен, особенно в отдельных странах.