Проверьте, не включили ли вы по неосторожности Машину времени и не 1936 год на календаре!
А теперь серьезно, этот пост должен был быть написан давно. И он был написан, такой ладный и красивый, с фотографиями. Но по воле злого рока та запись не сохранилась. Пытаюсь еще раз!
В одну из суббот февраля благодаря сообществу
mosblog и
проекту "Москва глазами инженера" я побывала на эскурсии "Дом переехал. История передвижки домов и памятников в Москве".
В моей голове как-то не укладывалось, как можно взять и передвинуть целый дом! Это же не забор на дачном участке! Но о данном факте в истории Москвы я слышала что-то краем уха. И вот теперь я знаю все в подробностях и спешу с опозданием в месяц поделиться с вами!
Первая передвижка в истории человечества была осуществлена более 500 лет назад. В 1455 году будущий создатель храмов на Соборной площади Кремля Аристотель Фиораванти передвинул колокольню в итальянском городе Болонья.
В России первая передвижка была осуществлена в конце 19 века, и надо отметить, что передвинутый дом стоит до сих пор, правда, в плачевном состоянии, виною которому не передвижка, а запустение последних 20-30 лет.
Активное использование технологии передвижки началось в 30е годы прошлого века после принятия "сталинского" плана по реконструкции Москвы, когда расширялись и выпрямлялись улицы, строились мосты и дороги.
Я не сильна в технических моментах, мое пространственное мышление находится на уровне шимпанзе, и вот как я поняла процесс передвижки домов. Дом скреплялся металлическими балками поперек (чтобы стены не разъезжались, и дом не сложился гармошкой), к сваям прикреплялись трубки(?), которые в свою очередь прикреплялись к вагонным осям. И на этих вагонных осях дом по рельсам "переезжал" в нужное место, двигаемый электрическим домкратом или механической лебедкой. На одном из домов остались те самые металлические балки. Мещанский оффтоп. Дом, кстати, был построен в 1928 году и до сих пор стоит и в нем живут люди. Не знаю, хорошо или плохо внутри, но цены на квартиры здесь будут заоблачны, ибо центр (недалеко от Павелецкого вокзала).
Одним из самых необыкновенных фактов, который я узнала на экскурсии, стало то, что жителей домов на время переезда никуда не переселяли, они продолжали жить в своих квартирах нормальной жизнью и даже могли находиться в домах в момент переезда. Скорость переезда дома была не слишком высока и практически незаметна для человека - около 5 метро за 1 час.
На актуальную тему передвижки домов любимая детская поэтесса Агния Барто даже написала стихотворение "Дом переехал". Стихотворение прекрасно передает настроение того времени.
Дом переехал
Возле Каменного моста,
Где течет Москва-река,
Возле Каменного моста
Стала улица узка.
Там на улице заторы,
Там волнуются шоферы.
- Ох,- вздыхает постовой,
Дом мешает угловой!
Сёма долго не был дома -
Отдыхал в Артеке Сёма,
А потом он сел в вагон,
И в Москву вернулся он.
Вот знакомый поворот -
Но ни дома, ни ворот!
И стоит в испуге Сёма
И глаза руками трет.
Дом стоял
На этом месте!
Он пропал
С жильцами вместе!
- Где четвертый номер дома?
Он был виден за версту! -
Говорит тревожно Сёма
Постовому на мосту.-
Возвратился я из Крыма,
Мне домой необходимо!
Где высокий серый дом?
У меня там мама в нем!
Постовой ответил Сёме:
- Вы мешали на пути,
Вас решили в вашем доме
В переулок отвезти.
Поищите за угломя
И найдете этот дом.
Сёма шепчет со слезами:
- Может, я сошел с ума?
Вы мне, кажется, сказали,
Будто движутся дома?
Сёма бросился к соседям,
А соседи говорят:
- Мы все время, Сёма, едем,
Едем десять дней подряд.
Тихо едут стены эти,
И не бьются зеркала,
Едут вазочки в буфете,
Лампа в комнате цела.
- Ой,- обрадовался
Сёма,-
Значит, можно ехать
Дома?
Ну, тогда в деревню летом
Мы поедем в доме этом!
В гости к нам придет сосед:
«Ах!»- а дома... дома нет.
Я не выучу урока,
Я скажу учителям:
- Все учебники далеко:
Дом гуляет по полям.
Вместе с нами за дровами
Дом поедет прямо в лес.
Мы гулять - и дом за нами,
Мы домой - а дом... исчез.
Дом уехал в Ленинград
На Октябрьский парад.
Завтра утром, на рассвете,
Дом вернется, говорят.
Дом сказал перед уходом:
«Подождите перед входом,
Не бегите вслед за мной -
Я сегодня выходной».
- Нет,- решил сердито Сёма,
Дом не должен бегать сам!
Человек - хозяин дома,
Все вокруг послушно нам.
Захотим - и в море синем,
В синем небе поплывем!
Захотим -
И дом подвинем,
Если нам мешает дом!
А вот и этот переехавший дом.
Рекорд по числу "передвинутых" домов принадлежит улице Тверской (тогда-улиц а Горького) - важной и стратегической улице Москвы во все времена, выходящей к Кремлю. Смотрите, какой узкой она была.
А вот так выглядит современная Тверская.
На Тверской расположено здание, "передвинутое" в очень быстрый срок - на 13,5 метров вглубь улицы за 40 минут! Это московская мэрия, тогда Моссовет, а еще ранее дом московского генерал-губернатора. Такая скорость объясняется высокой государственной значимостью здания, да и передвижке предшествовали серьезные подготовительные работы.
Безопасность процесса подтверждает тот факт, что последние 2 этажа были надстроены уже в 1946 году, т.е. после передвижки.
На Тверской же и самое тяжелое (22 тыс. тонн) из передвинутых зданий - подворье Саввино-Сторожевского монастыря - получившее даже запись в Книгу рекордов Гинесса. Это необыкновенной красоты здание теперь спрятано на "2 уровне" улицы, а могло быть вообще взорвано, как и многие другие здания, у которых не нашлось защитников (как у подворья) или не была признана их высокая художественная ценность.
Глазную клинику в Мамоновском переулке (бывш.особняк Мамонова) не только передвинули вглубь, но и развернули на 90 градусов. Фасад клиники выходит теперь в переулок, а до этого - на саму Тверскую.
Последняя передвижка была осуществлена в 1999 году, когда был передвинут Андреевский мост, на котором мы закончили нашу экскурсию.
"Москва глазами инженера" - очень необычный и очень интересный проект. Здесь можно узнать о подземной речке Неглинке, строительстве московского метро, сталинских высотках, московских небоскребах и многом другом. Подобные экскурсии будут особенно интересны мужчинам, лично я в ближайший папин приезд обязательно отправлю его смотреть на Москву глазами инженера!