Из наблюдений.
Вот, нынче уже ряд ведомств спрашивает подучетный и регулируемый бизнес "вам санкции сильно жмут?" Опросы там, где-то отчетность, где через справки... в общем, уместный, своевременный шаг - выяснять что происходит, чтобы правильно реагировать.
И вот, сидит, значит, отечественный бизнес и рассуждает:
- Надо ответить, что санкции
(
Read more... )
Купить компоненты у российских дистрибьюторов вроде бы можно, но в цену закладываются дополнительные логистические операции (условно, привезти на дополнительный склад, замазать маркером наклейки со склада предыдущего дистрибьютора, чтобы предыдущий элемент цепочки не попал под санкции). Время доставки растет (30-50 рабочих дней), цены - тоже (условно, если деталь лежит в mouser по 1$, то в Москве она будет стоить 200-300 рублей). Так как доставка серьезно замедлилась - то приходится держать большой собственный склад по критичным позициям, иначе есть риск остаться без комплектующих.
Крайне неприятный момент - в цепочки поставок попадают даже "ларьки с радиорынка" в Шеньчжене и Гонконге, со всеми вытекающими сюрпризами - от "перемаркировки" (когда на дешевый компонент наносят маркировку от чего-то дорогого и популярного) до б/у компонентов, брака и даже вот таких подделок, мимикрирующих под чужую продукцию: https://habr.com/ru/articles/721750/
Некоторые компоненты вообще пропали в принципе, китайцам в Шеньчжене они неинтересны, а покупка больших партий вызывает нездоровый интерес у американцев. Где-то можно найти замены (в том числе китайского производства), но как минимум это требует перепроектирования готовых изделий. Особенно тяжко стало с деталями классов industrial и automotive.
Самое сложное - отвал техподдержки, в некоторых ситуациях без нее не обойтись, особенно в "сложных" изделиях - но и в более простых случаях от подхода "посадим студентов, они по мануалу все быстро слепят" приходится переходить к "настоящим" ОКР, с увеличением бюджета на разработку. Кстати, при использовании китайских компонентов проблема не снимается - качество документации на них ниже плинтуса, так что где до этого было достаточно спросить у техподдержки или посмотреть готовый пример использования - надо экспериментировать самому.
"В деньгах" это выражается ростом себестоимости в несколько раз, если сравнивать с доковидными временами, причем страдает в первую очередь потребитель электронных изделий - вот как-то так: https://www.interfax.ru/business/964287 .
Можно ли ущерб от санкций выразить "бухгалтерски"? Возможно, так можно показать рост цен - но не заморозку средств "на склад" и не рост бюджетов на разработку. Да и более того, еще раз повторю - производителю/разработчику электроники, пусть и засанкционированному по самое не могу, проще переложить свои расходы на потребителя, аналогов тот все равно не найдет (это особенность внутрироссийского производства электронных изделий).
Reply
Reply
Ну вот собственно о чем и речь - все как-то приспосабливаются, какие-то дополнительные издержки от этого есть - но отнести это все напрямую к санкциям сложно. Вот та же Итэлма, упомянутая по ссылке - она же с 2022 в американских санкционных списках, а поди же ты - ее вообще за "сверхприбыли" укоряют.
Reply
Reply
Так это и есть пострадавшие непосредственно от санкций (а вот потребитель их продукции, может быть, формально даже не под санкциями - но проблем у него куда больше). А если бы издержки были только прямыми - то надо было бы тупо закрывать бизнес, накрываться тряпочкой и ползти на кладбище.
Reply
И с прямыми не обязательно, кстати, закрывать - есть варианты и продолжающих.
Reply
Leave a comment