На полях про историческое

Jun 05, 2023 19:13

На полях альтернативки про Латинские королевства, вспомнилось.

Вроде все согласны, что в средневековье крайне важная роль была у церкви. Но как-то так складывается, что "исторических личностей", общеизвестных - у церкви мало, а что Церковь - как институт, тогда была (в любом из основных вариантов) корпорацией транснациональной, трансграничной и вообще внегосударственной, забывается.
Собственно, взять российскую историю - с церковными фигурами и вообще слабо в известности (вероятно, наследие СССР, но...), и в общем-то, у тематических историков клирики за пределами узких вопросов интереса не вызывают.

Вот, в качестве примера.
Как известно, в выборах Борджиа римским папой (первого из пап-Борджиа), участвовал митрополит Киевский и всея Руси (предпоследний с таким титулом, по версии РПЦ).

В смысле, не того Борджиа, который папа Александр VI и величайший дон мафии по версии М. Пьюзо, а его дяди Каликста III - первого папы из семьи Борджиа.
И модного "русского следа" в этой истории нет, даже несмотря на то, что в Киеве митрополит никогда не был, а пост занимал в Москве. Потому как ко времени выборов Каликста III (конклав 1455 года) Исидор (он же Фессалоникийский, он же Отступник) хоть и считался в ряде мест митрополитом Киевским и всея Руси, в Москве давно был от должности отрешен в связи с утратой доверия... хотя и не то чтобы это увольнение, опять же, всеми признавалось.

Исидор - который у нас, как правило, проходит под определением "православный Иуда и католический праведник"(С), вообще личностью был выдающейся, успев объездить самые интересные фронтиры тогдашней Европы и поучаствовать во многих тогдашних горячих точках, мировых событиях и церковных конгрессах... из которых епископат в Москве был не самым даже острым.

Считающийся греком по рождению, происходит он из Монемвасии - города в Морейском деспотате (некий аналог вотчинного, но не суверенного княжества на византийском фронтире), который деспотат на момент рождения Исидора имел неопределенную судьбу "серой зоны" - не то еще формально подчиняясь византийскому императору в Константинополе, не то уже приняв вассалитет османского султана... а может, как оно на границе миров случалось, будучи вассалом обоих сразу.

В любом случае, Исидор пошел по церковной линии, в начале XV века учился в Константинополе, вернулся домой и принял в Монемвасии монашество, сделал карьеру - в том числе участвуя в судах Монемвасийской митрополии и ведя блог за василевса произнося панегрики императору Иоанну VIII Палеологу. В 1433 - участник посольства Византии на Базельский собор, где выступал за унию католиков с православными и помощь европейцев Византии против турок, причем второе выглядело более важным вопросом для греков.

Собор в Базеле - отдельная история, длился он с 1431 по 1449 годы с перерывами и переносами (собор раскололся, часть уехала в Феррару и затем Флоренцию, часть - в Лозанну), очередной схваткой двух римских пап за должность (в смысле, оба избранных претендента объявили соперника еретиком, но проигравшего принято называть антипапой), посетили мероприятие коллеги со всех краев, включая Эфиопию, в ходе заседаний попробовали объединить Церкви - католиков и несколько восточных, и формально даже часть объединили, но толку из этого вышло немного.

В ходе одного из перерывов, Исидор отъехал в Византию, где в 1437 как раз и получил должность митрополита Киевского и всея Руси. То есть, вообще к патриарху в Константинополь за митрополией приехал местный кандидат, выдвиженец московского князя Василия II Темного Иона, епископ Рязанский и Муромский. Иона к тому времени уже лет пять как фактически возглавлял митрополию Руси (периодически за исключением земель Польши и Литвы), и в целом все видели митрополитом именно его, тем более из Москвы обещали денег. Но василевс хотел церковной дипломатии и через это войск из Европы, отчего назначили Исидора, а Ионе обещали, что следующим митрополитом точно он будет - твердо и четко.

Василий II к приехавшему митрополиту отнесся так себе, но доводам внял, в связи с чем в Москве все вернулось к стабильности - Иона снова стал и.о. митрополита, а Исидор снова отъехал - во Флоренцию, Базельский (перетекший в Ферраро-Флорентийский) собор продолжать. Правда, с условием вернуться и "не предавать православную веру". Что подразумевалось под последним пунктом - ясно не до конца, есть ряд противоречивых версий, чаще всего сводящихся к обещанию отрицать унию. Хотя мелькало мнение, что унию можно, если убедить католиков принять православные обычаи. Но что от обычаев отказываться не договаривались - общепринятое мнение... хотя есть иные.

Но что бы там Исидор не обещал, а на соборе он унию не только принял, но и активно продвигал - за что и считается предателем православия и тем самым Отступником. А уж почему он занял такую позицию - точно сейчас не узнать. Возможно из патриотических чувств к Константинополю - что основная версия. А может он действительно был уверен в необходимости единства Церквей и прекращении раскола, тем паче то такую позицию на самом деле занимали многие тогдашние православные авторитетные теоретики и клирики... хотя и меньше, конечно, чем раньше - до IV крестового похода, захвата Константинополя крестоносцами и Латинской империи, первенство Рима и не высокую важность споров, кроме спора о Filioque - даже Афон в целом признавал. А уж в середине XV века рассуждать о первенстве патриарха Константинополя выглядело явно не очень уместно и своевременно.

Да, так вот, Исидор.
С принятой Собором унией - тут же не признанной практически никем за пределами католичества, Исидор получил от признанного им римского папы (Евгения IV - он в споре с антипапой победил) сан кардинала (несмотря на православное происхождение и монашество - образец работы унии) и легата для Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши, а затем отправился в Москву, дорогою пропагандируя новый курс.
В Москве он тоже продвигал унию, но недолго - через несколько дней по указу великого князя Исидора закрыли в Чудов монастырь, затем собрали местный Собор - съезд духовенства, преимущественно из русских земель (кроме Литвы и Польши), на котором позицию Исидора резко осудили, унию отвергли, а решения Собора - хоть Базельского, хоть Флорентийского, не признали.

Исидор не менее твердо настаивал на унии и каяться отказался, почему и сел снова под стражу. Отмотал два года на по нашим меркам тюремном режиме, но позицию не изменил, упорно настаивая на унии и своем праве ее принять.
Что с ним делать в Москве решить затруднялись - казнить или уморить втихую легитимного митрополита, поставленного вполне законным патриархом и принятого ранее князем и клиром, было как-то политически неверно, да и с духовной стороны стремно. Держать его на подвале тоже не выход, сколько ж можно?
Поэтому Исидор из-под стражи бежал. То есть, понятно, коварно и тайно - но всем сразу стало легче. И ему на свободе, и русским в Москве, где через некоторое время созвали свой, местный собор, который избрал себе нового митрополита - всея Руси и последнего Киевского (следующий стал Московским), а стал им знакомый нам Иона, епископ Рязанский - ему ж патриарх Константинопольский обещал следующему! Так вот - все как договаривались, текущий сбег - назначили следующего.

О перипетиях церковной иерархии автокефальной РПЦ, мы тут рассуждать не станем - это надолго, а мы об Исидоре.
Он в 1445 года прибыл в Рим, откуда уехал возглавив посольство в Византию, и два года продвигал унию в Константинополе, без особых, впрочем, успехов - василевс и патриарх ее и так приняли, а основная масса клириков, начиная с влиятельного Афона, несмотря на усилия светских властей и папских послов - нет. Затем Исидор вернулся в Рим, где год управлял всей активами коллегии кардиналов, получил сан кардинала-епископа Сабины (важный пост, субурбикарный епископат - давал "первенство в чине" и возможность занимать высшие посты), а чтобы кормиться место администратора епархии Червиа (вместо епископа). В мае 1452 вновь в должности папского легата отправился в Константинополь.

Что происходило в столице Византии перед осадой турками, известно плохо. Собственно, неизвестно даже, был ли там патриарх - предыдущий, сторонник унии, пребывал в Риме - не то низложенный, не то просто бежавший, а в Константинополе возможно был новый... но это не точно.
По некоторым данным, Исидор - перед вовсе уж явной угрозой турок - все же добился провозглашения в главном византийском соборе - Святой Софии, в присутствии императора и епископата законности унии, но что это было точно не ясно.

Затем он участвовал в обороне Константинополя, причем по ряду источников турки считали именно Исидора главным церковником у оппонентов, так что при падении города активно искали. По легенде султану подсунули безвестный труп в кардинальской форме - выдав за тело Исидора, а сам кардинал попал в плен под чужим именем, был продан в рабство и отправлен в Малую Азию в числе обычных рабов. Что характерно, смог бежать и оттуда - возможно в этот раз всерьез и сам (или нет - с подробностями плохо), добрался до Венеции, откуда вернулся в Рим.

В 1455 году, в составе конклава кардиналов, участвовал в выборах очередного папы римского - того самого Каликста III Борджиа. Который назначит кардиналом своего племяша Родриго - будущего папу Александра VI, а интересующего нас Исидора назначит архиепископом Кипра и патриархом Константинопольским... и оба этих поста Исидора не сможет занять.

То есть, в Константинополе засели турки, которые Рим не признавали, а чуть позже позволили местных патриархов, не латинских. Что интересно - став патриархом, Исидор, естественно, передал должность митрополита Киевского и всея Руси своему ученику Григорию Болгарину, который получил подтверждение от папы римского (уже следующего, Пия II) и выехал на Русь... правда, в польские земли. Но... спустя десяток лет, Григорий на латинян забил и ушел в подчинение православному (действующему с разрешения турок) патриарху Константинопольскому.

Кипр, наоборот, еще оставался вполне христианским и католическим королевством, правил там Иоанн II Лузиньян, король Кипра, король Иерусалима (титулярный), и Киликийской Армении (спорный). Но епархию и там Исидор получить не смог, оттого что у Иоанна II был незаконный сын, известный в истории под именем Жак Бастард... а по нашему ежели - Яшка Ублюдок. Собственно, это прозвище и происхождение, стали стилем жизни и со временем вполне заслуженными, персонаж был не менее оригинален, чем Исидор, в своем роде.
Но в 1456 году, Жак был еще юн, отец его Иоанн II Лузиньян - жив и любил внебрачного сына, отчего передал ему место администратора того самого архиепископства Кипра. Прелатом (архиепископом) королевский бастард от этого не стал (хотя в принципе, приняв сан, мог - с согласия папы), а стал как бы и.о. клирика - временно отсутствующего, получая доходы и управляя епархией, но без права священнослужения.
Но по этой причине, Исидора на Кипре не ждали, а наоборот, предпочитали его отсутствие, а о его назначении на вакантный пост архиепископа вообще предпочитали не вспоминать.

Тем временем, в Риме скончался папа, Исидор поучаствовал в выборах нового - Пия II, знакомого ему как и Каликст III по Базельскому собору (там вообще все карьеристы отметились, за столько-то лет). Пий II спустя три года назначил Исидора деканом Священной коллегии кардиналов - нечто вроде спикера коллегии (первого среди равных, но председательствующего) и председателя избиркома (при выборах пап) одновременно.
А спустя еще пару лет Исидор умер в Риме, похоронен в соборе Святого Петра.

история, латинские королевства, история СССР

Previous post Next post
Up