Латинские королевства.
IV часть.
Мы шли вперед с Венецией, мы были монолит,
Но не учли богатства притяженье.
С циничною усмешкою империя глядит
На нынешнее наше окруженье.
Новый расклад. Восток.
Танкред II Сицилийский, отменяя льготы Венеции опирался на союз с греками, собственные армию и флот и южно-итальянское купечество. Михаил Палеолог видел ситуацию шире, отчего еще в 1260 у границ Византии произошел ряд, казалось бы, не связанных между собой событий.
На границе Священной римской империи с Византией, располагалось герцогство Крайна. Правил в Крайне, а заодно и в соседнем герцогстве Каринтия, Ульрих III из династии Спанхеймов. А его брат Филипп правил расположенным по соседству архиепископством Зальцбург. Филипп, конечно, этим имперским церковным княжеством (епископ имел титул имперского князя) не владел, а руководил по церковной должности - просто так удачно совпало, но два герцогства и епархия совместно образовали приличное единое пространство, хоть формально и не являющееся доменом Спанхеймов.
Еще Крайна граничила с Истрией, которую уже почти век контролировала Венеция, хотя формально ее большая часть считалась независимыми ленами или свободными городами Священной римской империи. При этом Ульрих III имел наследственные права на Истрию, пусть и небезупречные, а насчет Зальцбурга шел спор между Спанхеймами, герцогом Баварии и королем Чехии.
Напомним, еще в начале века, папа Иннокентий III сформировал домен понтификов (Папское государство), помимо Рима включив в него Анконскую марку, герцогства Сполето, Радикофано и Романью. Но папские города Адриатики, в первую очередь Анкона, в плане торговли полностью зависели от венецианцев. Вплоть до жестко проводимого Венецией правила любого морского транзита только через их порт или уплаты пошлины "как если судно заходило в Венецию, даже если оно туда не заходило". Такое положение пап, а со временем и получивших доступ в их порты флорентийцев, раздражало, но спорить с морской республикой возможностей не имелось. С Византией же последнее время у Рима отношения складывались неплохие, несмотря на разногласия в религиозной концепции, а полномочия по поводу немецких епископатов принадлежали исключительно понтифику.
В 1260 году, папа Александр IV разрешил спор по поводу Зальцбурга. Епископом он утвердил Филиппа Спанхейма, а права фогта (наместника папы и управляющего активом в светском смысле) передал его брату Ульриху. В конце года Ульрих III урегулировал напряженность с соседней Австрией, вступив в брак с дочерью герцога Романа Галича Агнессой. В результате на юге Священной римской империи возник блок княжеств, четко ориентирующийся на Рим и дружественный Константинополю.
В Монгольской империи в это время, как упоминалось, по смерти великого хана началась междоусобица за вакантную должность. Спорили братья покойного, Хубилай и Ариг-буга. Первого поддерживали войска воюющие в Китае и еще один брат - ильхан Хулагу, второго - Золотая Орда, правитель улуса Чагатая и коренная Монголия. Подробнее о них чуть позже, а пока отметим, что Хулагу по этой причине оказалось не до внешних войн, а торговые пути из Китая и Индии на запад оказались под контролем сторонников Хубилая. Поэтому ильхан быстро заключил с греками соглашение о торговле. Фактически, договор предусматривал еще и признание границ - исключая союз Золотой Орды, Византии и латинских королевств Заморья против Ильханата, а заодно переключал основные транзитные товаропотоки с Леванта на ромейские Трапезунд и в меньшей степени Милитену, а также на Киликию. При этом купцы ильханата получили в Византии льготы на транзит "до моря" - как правило, до Трапезунда, реже Константинополя или иных портов. Во владениях Хулагу такие же права получили все торговцы "приходящие от греков", то есть пересекающие границу из Византии. Торговлю с Сирией и Египтом ильхан не то чтобы запретил - это было бы слишком сложно и невыгодно, но старательно ограничивал и требовал больше сборов.
Сделка и монгольская междоусобица, кроме того, повлекли заметное снижение товарооборота с востока через Золотую Орду - перенаправив его, не без участия оценившего идею участия Хубилая, в те же Ильханат и Византию... что, в свою очередь повлекло более далекие последствия, но вернемся к Венеции.
Когда Михаил Палеолог отменил венецианские привилегии, повысил пошлины и объявил, что за перевозки по Адриатическому морю греки платить ничего не будут (к чему немедленно присоединились Сицилия и Рим), дож потребовал переговоров. В республике вполне обоснованно полагали, что способны снести флоты Византии и Сицилии - как вместе, так и порознь, блокировать морскую торговлю противников и взять штурмом любой город на Адриатике, отчего просто принять отмену более чем вековых привилегий казалось проявлением слабости.
Но на переговорах греки сообщили, что любое нападение на ромейский или союзный корабль будут считать объявлением войны. В которой сразу займут Зару и остальные разрозненные венецианские владения на балканском берегу. А потом поддержат претензии герцога Каринтии и Крайны на Истрию. Из которой и до самой Венеции недалеко - и никакой флот не помешает. Все венецианцы в ромейских владениях будут арестованы, а их активы конфискованы в погашение расходов на войну. И те, которые попытаются вернуться из Черного моря или Леванта тоже. Ну а греческие города на берегу Адриатики, венецианцы могут попробовать атаковать. Возможно успешно, хотя гарнизоны на Балканах и островах рядом усилены. Но удержать - шансов нет. Потому даже в Эгейском море греки ничего особенного не ждут, а расходы в Адриатике, в случае чего возместят. И то же самое касается союзной Сицилии, да и новый папа вот, тоже сторонник свободы морской торговли. Помешать ромеям в Черном море, венецианцы вообще не в состоянии, дойти до Леванта скорее всего тоже, торговли в Византии не будет... От кого получит деньги Венеция?
Позицию поддержали король Сицилии (резко и полностью), и только что избранный папа Урбан IV - осторожно и смягчая выражения. Денег от Венеции или вместо нее хотели все.
Дож Раньеро Дзено карьеру сделал за пределами Венеции, в том числе в подконтрольных городах (например, подавил один из мятежей в Заре), возглавлял флот в одной из стычек с Генуей, должность занимал уже восемь лет и считать умел не хуже Палеолога. По любым расчетам выходило, что сколько флота не отправь, у Михаила вариантов все равно больше. Паузу республика позволить себе не могла - регент и сицилийцы готовы были закрыть порты. Следовало или воевать, или платить.
Война гарантировала потерю балканских городов и разорение находящихся в византийской сфере влияния купцов, ставших фактически заложниками. При этом на победу в смысле мира лучшего, чем довоенный, шансов не просматривалось. Папский домен атаковать явно не стоило - в ответ Урбан IV, кроме очевидно выступивших бы на его стороне Тосканы и еще ряда итальянских образований, мог пропустить через свои земли сицилийских рыцарей. С учетом угроз из Каринтии и Византии, выходило совсем печально. Союз Сицилии и Византии закрывал нормальный выход из Адриатики. Прорваться можно - торговать нет, в том числе ввозить продовольствие, которого на островах республики не имелось. Любые победы на море эту проблему не решали. Союзников на суше не оказалось.
Дож принял решение платить, но с оппонентами договаривался по разному.
С Сицилией договорились о льготах по торговле в самом королевстве. С Палеологом о пропуске венецианцев - и из иностранцев только их, во владения монголов (последнее оказалось почти бессмысленным пунктом, поскольку Киликия пропускала всех). С Римом переговоры шли дольше, тут стороны были связаны куда более тесными и не всегда конкурентными отношениями, отчего в итоге Венеция получила признание прав на Истрию и дружественного патриарха Аквилеи (еще одно церковное княжество Священной римской империи к северу), а папские порты статус дружественных республике.
В Адриатике некоторое время спустя активизировались изжитые было венецианцами пираты, нападающие исключительно на греческие и сицилийские корабли и прибрежные поселения. Но, как выяснилось, этого ждали. В море вошли флоты короля и василевса, получившие необходимый опыт боевых действий, оказавшийся вполне успешным. Успеху очень способствовали полученные дожем ноты, в которых обещалась антипиратская наземная операция в Истрии и Заре.
Мода на регулирование рынка окончательно стала трендом, когда от Арагона докатилась до Персии и Китая. Хубилай в борьбе за трон хана использовал блокаду поставок против соперника, а Хулагу вообще стал ключевой фигурой торговли востока и запада, поскольку под его контролем оказались все переходы - от Персидского залива до Мавераннахра с Самаркандом и Бухарой. Отчего основные события происходили в монгольских улусах.
Предыдущая заметка:
https://ryurikov.livejournal.com/1019553.html?view=comments#commentsIII часть Латинских королевств:
http://samlib.ru/r/rjurikow_a_j/latinskiekorolewstwachastxiii.shtml