Владислав Копылков Фото: РИА Новости
В эстонском обществе опять пытаются посеять страх и недоверие, вбить клин между русскими и эстонцами, между русскими и ассимилировавшимися русскими, между падкими на пропаганду эстонцами и здравомыслящими эстонцами. Используют для этого тему «оккупации» Эстонии войсками Красной Армии. Ничего нового в этом нет, эту же тему использовали и для переноса «Бронзового солдата». Последствия всем известны: для политической элиты - это переизбрание; для страны и общества - это нестабильность и разобщенность.
Предыстория
Сегодня пытаются сделать то же самое, что и сделали в апреле 2007 года. Первая ласточка уже пошла - позорный информационный стенд на военном кладбище, на котором было написано, что здесь захоронены воины, оккупировавшие Эстонию. Можно долго спорить о том, была ли Эстония оккупирована СССР, или же вошла в состав Союза добровольно. Де-юре оккупации не было. Де-факто - у всех свое. Кто-то утверждает, что Красную Армию встречали с цветами, кто-то, что плача на кухне. Большинство людей вообще не проверяют факты. Просто верят в то, что им внушают, или хотят верить в то, что ближе к телу.
Я вовсе не оговорился, или перепутал что-то, когда сказал, что тема «оккупации» была использована для переноса «Бронзового солдата». Без переквалификации воинов освободителей - в воинов-оккупантов, никто бы не решился на демонтаж памятника. Очень многим удалось внушить, что захоронены там вовсе не освободители Эстонии. На протяжении всех 90-х и начала 2000-х, обильно вещали о страшной оккупации Эстонии Советским Союзом. А что говорили о захороненных солдатах некоторые официальные лица, я думаю, все помнят.
В апреле 2007 года могли ли вы поверить в то, что памятник демонтируют ночью, и что его демонтируют вообще? Я думаю, что до последнего в это никто не верил. А теперь подумайте, кто даст вам гарантии, что в будущем, рядом с военным кладбищем не будет установлена остановка, и под этим предлогом памятник и все захоронения не перенесут куда-нибудь в Нарву?! Или вообще решат, что в Эстонии не должно быть военных захоронений оккупантам… Здравомыслящие эстонцы, конечно, поддержат русских, как и в 2007 году. Но их будет в разы меньше, чем тех, которым внушат, что русские - оккупанты, и все делается правильно.
Эффект таблички
Позорный стенд с военного кладбища уже сняли, разумеется, никто за него извиняться не будет, просто свалили все на подрядчиков, и решили, что в очередной раз им все сойдет с рук. Вообще, конечно, эта история разыграна как по нотам, добились нужного эффекта, и никто не обсуждает, что это за эффект, все обсуждают, кто виноват: Министерство Обороны или фирма, которая изготавливает и вешает таблички. Спросите, какого эффекта добились? А все очень просто, недавно прошла новость, что есть эстонцы, которые считают, что история с табличкой - провокация ФСБ РФ. Очень показательный момент, я считаю.
Большинству эстонцев в очередной раз внушили, что русские - оккупанты. А меньшинство вообще считает, что во всем виноваты российские спецслужбы, и что в Эстонии не просто оккупанты, но еще и агенты Кремля. Когда добиваются такого эффекта, можно делать все, что хочешь, например - демонтировать памятник и переносить захоронения. Думаете, те, кто считают, что русские - оккупанты и шпионы, будут сильно протестовать, или поддержат русских? Скорее будут аплодировать и переизберут товарищей на третий срок. Так сказать, спасителей от внешнего врага. Ведь система стара как мир: внушить населению, что есть очень опасный внешний враг; внушить населению, что у этого врага есть идеологи и агенты внутри страны; внушить населению, что делается все, чтобы сдерживать внешнего врага и не давать поднять голову внутренним. Успех на выборах гарантирован.
Проблема в том, что многие этого не понимают, и им вообще - не до этого. А ведь это вообще, ну никак, не соответствует национальным интересам Эстонии. Это все не способствует улучшению ситуации в стране, это не сближает людей. Такая политика не способствует притоку иностранного капитала, снижению уровня безработицы, и что самое главное - никакой интеграции с такой политикой не будет. Не трансформирует это все Эстонию в «Скандинавского тигра». И давайте не будем совсем уж наивными, мы прекрасно понимаем, кто повесил табличку на военном кладбище, и почему никто из политической элиты не осудил это.
Эстония - страна оккупантов?
Эстонская интеллигенция, которая ставит под сомнения политику правительства в отношении русскоязычного населения и спорных исторических моментов, сразу же ощущает на себе удары своры, которая обвиняет их, чуть ли не в предательстве. Вот только этой своре давно пора бы понять, что поддерживая позицию: русские - оккупанты, они дискредитируют сами себя.
Ведь тогда получается, что в стране 1/3 населения потомственные оккупанты. А если к потомственным оккупантам прибавить еще треть населения, то получится, что 2/3 населения - оккупанты и работники коммунистической партии ЭССР, то бишь пособники оккупантов. А все остальные, принявшие соглашательскую позицию - приспешники оккупантов. И получится, что в Эстонии одни оккупанты проживают. Как говорится - «Welcome to Estonia».
Вы можете возразить, что, мол, не приспешники, просто выбора не было. Очень удобная позиция, надо сказать. Я что-то не припомню, чтобы до разрушительной для Союза горбачевской гласности, в советской Эстонии были какие-то массовые протесты против советской власти, и на Синимяэ вроде бы никто не собирался.
В ЭССР был очень достойный уровень жизни, ведь недаром Эстонию называли - лицом СССР. Получается, что тогда Эстония была куда больше похожа на «Скандинавского тигра», нежели сейчас. И получается, что все жили под властью оккупантов, были частью этой власти, и просто сочувствовали этой власти. Строились заводы, дороги, города. Повышался уровень рождаемости, не было безработицы, наркомании, и так далее…
Мне запомнился мой разговор с таксистом эстонцем, разговорились о советском времени, об «оккупации», и он сказал очень правильную, на мой взгляд, фразу: «Если они хотят сказать, что когда я платил за квартиру несколько копеек - я жил под оккупантами, а сейчас, когда у меня несколько кредитов висят, и я вынужден крутиться как белка в колесе - я живу при свободных патриотах, то я бы с удовольствием вернулся в «оккупационную Эстонию»».
Если мы разумные люди, все это понимаем, то давайте без крайностей и фанатизма на эту тему поговорим. Что делать? Как не допустить оскорбления нашей памяти и дискредитации Эстонии? Ведь мы все здесь живем, мы родились здесь, и мы считаем эту землю, за которую отдавали жизни наши предки, своим домом.
Общественный протест и законы
Во-первых, ни в коем случае нельзя допустить повторения событий «бронзовой ночи». И хорошо, что никаких беспорядков из-за ситуации с табличкой на военном кладбище не произошло. Очень важно понимать, что любые беспорядки будут на руку тем, кто хочет показать, что русские в Эстонии - враги. Зачем же давать им такой весомый повод для своей пропаганды?
Во-вторых, нужно поддерживать представителей эстонской интеллигенции и вообще здравомыслящих эстонцев, которые не боятся на эту тему высказываться. Поддерживать их так же, как падкие на пропаганду эстонцы поддерживают ассимилировавшихся русских, и даже сильнее. Чтобы они почувствовали, что мы не оставим их один на один против своры провокаторов, которые будут лить на них грязь.
Самое главное то, с чего я начал - деоккупация Эстонии. Деоккупация в плане общественного мышления, и тут без законов не обойтись. Даже если все общество осознает необходимость освобождения Эстонии от оккупационных предрассудков и пустых страхов, всегда найдутся провокаторы, которые будут эти чувства в людях возбуждать. И для этих провокаторов должны быть предусмотрены административные наказания.
Я бы предложил нашему уважаемому правительству внести на рассмотрение законопроект, в котором будут предусмотрены крупные штрафы за оскорбление кого-либо, как в устной, так и в письменной форме, словами: оккупант; оккупация; оккупанты. А так же предусмотреть административные наказания для тех, кто называет всю 50-ти летнюю советскую эпоху Эстонии - оккупационной. Я убежден, что это оскорбляет память десятков тысяч человек, как эстонцев, так и русских, которые жили в то время, и были достойными гражданами своего государства.
Если же у кого-то есть сомнения, то я предлагаю провести референдум, и задать жителям Эстонии вопрос: «Вы поддерживаете такую деоккупацию Эстонии?». Уверен, что десятки тысяч жителей Эстонии поддержат эту инициативу.
Важно понимать, что я не предлагаю давать оценку событиям 1940 года. Обсуждение этой темы вызовет новый виток споров, которые будут способствовать дезинтеграции нашего общества. Я, наоборот, хочу, чтобы таких споров не было. Чтобы память мертвых не оскорбляли, чтобы память живых не оскорбляли. Чтобы на тему «оккупации» нельзя было спекулировать, нельзя было вешать ярлыки, и вбивать между людьми клин. Как я показал выше, называть кого-либо в Эстонии оккупантом - идет во вред самой Эстонии, ибо, по этой логике, все, так или иначе, являются оккупантами, и русские и эстонцы. Это и оскорбление памяти людей и дискредитация страны.
Я приведу один лишь пример. Если бы такие законы были, то никто бы не стал вешать позорный стенд на военном кладбище. За такие действия было бы предусмотрено административное наказание, вплоть до снятия со своей должности ответственных за это людей. Но, таких законов нет, и тем, кто хотел в очередной раз оскорбить память людей, дискредитировать страну и общество, вбить клин между русскими и эстонцами, удалось это сделать абсолютно безнаказанно.
Если бы такие законы были приняты, и общественное мнение формировали бы не в ключе: оккупант - не оккупант. Процесс интеграции стал бы настоящим и стремительным, и от этого выиграли бы все. И именно это и соответствует национальным интересам Эстонской Республики.