В давние времена городом Балх правил Ибрахим бин Адхам, который очень любил власть и развлечения. Чтобы удержать его от нравственного падения и спасти для вечной жизни, известные арифы и суфии часто делали ему наставления. Однажды глубокой ночью Ибрахим услышал странный шум, доносящийся с крыши его дворца. Это мешало ему заснуть и вообще показалось очень странным, поэтому он крикнул:
- Эй, на крыше, что вы там делаете?
Ответ был неожиданным:
- Мы потеряли своего верблюда и теперь ищем его!
Ибрахим очень рассердился и закричал:
- Разве можно искать верблюда на крыше?
Но на этот раз он получил ответ, наполненный глубоким смыслом:
- О Ибрахим! Если ты так хорошо знаешь, что потерявшегося верблюда не ищут на крыше, то почему не знаешь, что среди твоих дворцов, богатств и мирских наслаждений нельзя найти «вечного счастья»?
Все предыдущие наставления мудрецов не оказывали такого воздействия на Ибрахима, какое произвел последний случай. Однако через некоторое время он забыл об этом и продолжал жить по-старому.
Так проходили дни. В один прекрасный день Ибрахим захотел вместе со свитой поохотиться на газелей. В один момент он заметно удалился от своей свиты и стал высматривать себе добычу, но вдруг услышал голос: «Проснись!» Ибрахим не придал этому особого значения, но голос повторился. Затем этот призыв стал раздаваться со всех сторон.
Голос будто говорил: «Эй, Ибрахим, проснись, пока тебя не разбудила смерть!»
Он очень испугался и растерялся. Но в этот момент перед ним появилась прекрасная газель, и им вновь овладел азарт охотника. Забыв о недавно услышанных голосах, он выдернул стрелу из колчана и зарядил лук. Прицелился. И только собрался отпустить тетиву, как газель посмотрела прямо в глаза Ибрахиму и сказала:
«Эй, Ибрахим! Неужели Милосердный Аллах сотворил тебя для того, чтобы ты охотился на меня?»
От этих слов Ибрахим бин Адхам задрожал всем телом. Он мгновенно спрыгнул с коня и, пав ниц, стал каяться. Он воззвал к Всевышнему Аллаху:
«О Милостивый и бесконечно Щедрый Аллах! Обрати Свой взор на мое состояние! Столько времени своей жизни я потратил впустую. О Аллах! Окажи мне милость, очисть мою душу и не оставь в ней ничего, кроме любви к Тебе!»
Теперь перед глазами Ибрахима открылся совсем другой мир, и он погрузился в созерцание божественной красоты. Именно эта красота вытеснила из его сердца все остальные стремления и желания. Таким образом, султанская одежда, которую он с гордостью носил, и правление Балхом потеряли для него свою ценность и даже вызывали отвращение.
В таком состоянии Ибрахим бин Адхам с глазами, полными слез, с сердцем, пылающим огнем покаяния, устремился в пустыню. Пройдя долгий путь, он повстречал пастуха. Приблизившись к нему, Ибрахим отдал ему свою одежду, а себе взял одежду пастуха. В этот момент он почувствовал огромное облегчение. А пастух, пораженный происходящим, подумал: «Видимо, наш падишах лишился разума…» Тогда как на самом деле Ибрахим не потерял разум, а наоборот, обрел его. Ибрахим вышел охотиться на газелей, но Всевышний Аллах пробудил его посредством одной из них…
Вывод
Когда встает вопрос о выборе между благами этого мира и ценностями иного мира, то выбор в пользу «вечного мира» делает человека «султаном вечности», удостоившимся бесконечных благ. Что касается тех, кто выбрал этот мир, то, хотя они внешне выглядят правителями этого мира, но в мире вечном они находятся в положении нищих попрошаек. Осознавший эту истину Ибрахим бин Адхам понял, что его спасение лежит через отказ от власти и, проявив верх самоотречения, стал султаном вечности. Произошедшие с ним события, которые стали предостережением ему, по сути, являются «ихляс» и «самимийат», скрытых в нем. То есть, его духовное состояние стало причиной облегчения пути к Всевышнему, помогло удостоиться божественных проявлений и совершить самоотречение, проявившееся в отказе от власти. И наконец, в одно мгновение достичь божественных даров. Как прекрасно поэт описал это состояние:
По воле Господа любое дело облегчается;
Он создаст причины, чтобы одарить раба.
Из книги Османа Нури Топбаша «Тасаввуф от имана к ихсану».