(no subject)

Jan 11, 2014 18:31

Торкнуло меня на историю города своего. Лучше поздно, чем совсем никак. Возникло с вопроса, а че у нас в городе куча людей с немецкими фамилиями.
с инета:

Старинная Немецкая слобода находилась в Архангельске. Город Архангельск возник более 400 лет назад на правом берегу реки Северная Двина, почти у самого Белого моря. Он стал первым русским портом и на протяжении 130 лет был почти единственным «окном» России в Европу. В XVII веке более половины внешнеторгового оборота страны осуществлялось через Архангельский порт. В мае 1667 года Российское правительство принимает решение о строительстве Гостиных дворов в Архангельске. В июне того же года по указу царя Алексея Михайловича в Архангельск выезжают градостроители - Петр Гаврилович Марселис, «мастер немчин» Вилим Шарф и с ними пять каменщиков. Строительство двух отдельных комплексов - Русского и Немецкого гостиных дворов, строения каждого из которых образовывали каре с площадью посредине, началось в 1668 году. После пожара 1670 года было решено комплекс Гостиных дворов дополнить военными элементами, превратив пространство между Русским и Немецким гостиными дворами собственно в каменный «город-крепость». Были возведены городовые стены, башни на углах Гостиных дворов и проезжие городовые башни на двинском и моховом фасадах комплекса, по периметру вырыты рвы. В 1684 году грандиозное строительство было завершено. Такими Гостиные дворы увидел Петр I, приехав в Архангельск в 1693 году, и был восхищен. Те из иноземцев, кто плыл в Россию морем, прибывали именно сюда. А те из них, которые осели в Архангельске, образовали здесь уголок Европы - свою слободу, где жили не только немцы, но и англичане, голландцы, норвежцы. Всех, кто не говорил по-русски, здесь, как и в Москве, называли немцами, так и слобода стала именоваться Немецкой.

Немецкая слобода Архангельска простиралась от Гостиного двора почти на километр вниз по набережной реки. Город Архангельск привлекал иностранных купцов: здесь широко развернулось целлюлозно-бумажное производство. Здесь российские немцы Архангельска строили первые суда по образцу гамбургских и голландских. В XVIII веке, когда основная внешнеэкономическая деятельность была переведена в Петербург, Архангельский порт хиреет. Позже здесь немцами были основаны лесопильные заводы товарищества Сурков и Шергольд, сахарный завод В. Бранта, канатная фабрика Э. Клавтона. В Немецкой слободе проживали представители знатных немецких родов Бергольдов, Фонтейнесов, Пецев, Гернетов и многих других. В 1770-е годы Каменный «город» и Немецкий гостиный двор были разобраны. Руины Немецкого гостиного двора ещё видны на фотографиях начала XX века, но и они впоследствии были разрушены.

Жизнь на севере малопривлекательна и селились здесь предприимчивые люди. Религией их, в основном, был протестантизм; согласно протестантской этике основными симптомами избранности к спасению являются сила веры, продуктивность труда и деловой успех. Немецкая слобода оказалась энергичным островком в застойных водах русского Севера. Архангелиты строили здесь прядильные и канатные предприятия, возводили кузницы, мельницы, налаживали «поварни для топления сала морского зверя и кожаного сушения», вели торг в компаниях со своими соплеменниками. Так, Менсендейк торговал вместе с англичанином Артуром Кейли и Эдуардом Блигендоком, наш прапрадед Вильгельм Христианович Блюменрёдер (*архангельский купец 1-ой гильдии из саксонского города Ильменау) с датскими купцами А. Беккером и Карлом Лофтусом. Во второй половине XVIII века в городе поселились основатели династий, оставивших заметный след в жизни Архангельска. Среди них уроженцы Гамбурга пастор лютеранского прихода Иоганн Генрих Линдес и еше один наш прапрадед - «золотого художества мастер» Иоганн Андреевич Ротерс, портной Карл Люрс из Ганновера, саксонский хлебопек Август Августович Пец, Иоганн дес Фонтейнес из Амстердама и другие. В конце XVIII века в Архангельске жило 383 выходца из западноевропейских стран.

В 70-х годах 19 века в город на Северной Двине прибыли норвежцы Мартин Ульсен и его друг Карл Стампе, швейцарец Яков Лейцингер, прусский подданный А.Ю. Сурков, Франц Амбургер, Абрам Руссатье, Соломон Фанбрин и другие. С первых шагов деятельности иностранцы демонстрировали свое превосходство в умении вести конкретное коммерческое дело. Главное преимущество иноземцев перед русскими торговцами наряду со знанием иностранных языков состояло в том, что они полагались на возможности торгового флота своих коллег, оставшихся в Англии, Германии и других странах, а нередко покупали и строили на Севере свои собственные морские и речные суда. Они хорошо знали, какие товары пользуются спросом на их родине. Достаточно привести такие данные: в 1817 году в адрес Ф. Шольца пришло 85 кораблей с грузами из Западной Европы, фирма “В. Брандт и Кo” обработала в ту навигацию 88 кораблей, “Беккер и Амбургер” 43 судна, Фанбрин 62, Клефекер 54. Столько же судов с российскими товарами каждый из них направил за границу. Почти вся промышленность северного города вышла из торговли.    Первыми заводчиками чаще всего становились купцы, большинство из которых не прекращали своих торговых дел даже в случае удачной работы их промышленного заведения.
К началу ХХ века потомки “немцев” входили почти во все сферы общественной и экономической жизни Архангельска. В 1909 году в Архангельске было открыто отделение Петербургского международного коммерческого банка, директором которого был Ф. Ф. Ландман. Членами учетного комитета банка были также А. А. Люрс и Р. К. Пец. Банк сыграл значительную роль во внешней торговле.
Потомственный почетный гражданин Адольф Шольц являлся членом губернского комитета по делам присутствия и возглавлял архангельский комитет торговли и мануфактур; Эдуард дес Фонтейнес исполнял обязанности гражданского заседателя в приказе общественного призрения. В работе последней городской думы из общего состава 21 Гласных 9 являлись потомками иностранных предпринимателей. Среди них: Рудольф и Эдмунд Пецы, Георг Линдес, Эмиль Бройтигам, Вильгельм Гувелякен, Яков Лейцингер, Егор Шергольд, Эрнст Шмидт, Мартин Ульсен и другие архангелиты.

В документах Архангельского архива мы находим такую характеристику «Немецкой слободе» и ее жителям: «…из жителей «Немецкой слободы» вышли целые династии купцов, заводчиков и промышленников: Клафтоны, Пецы, Шмидты,Ротерсы, Десфонтейнесы, Люрсы, Шергольды, Гувелякены, Гернеты, Линдесы, Брандты… Постепенно иноземные купцы сумели занять в Архангельске ключевые позиции. «Немецкая слобода» выгодно отличалась от других районов. Здесь впервые появилось уличное освещение, водопровод электричество и телефон… это настоящие хозяева города и всего северного края». А народ архангельский распевал в это время такую частушку:
«…Линдес стряпает котлетки
дес Фонтейнес шьет жилетки
Клафтон улицы метет
Пец дровишки продает».

Даже в 1920-е годы советская власть пыталась использовать опыт привлечения иностранного капитала. В Архангельской губернии было создано три смешанных общества: Руссанглолес, Руссголландлес и Русснорвеглес. Бывшие владельцы лесозаводов в Архангельске и Онеге Ф. Прютц, семейство Вагеров и др. активно сотрудничали с Северолесом, помогая восстанавливать лесозаводы, обновлять станки, налаживать лесной экспорт. Однако, тяжелое состояние российской промышленности и политическая нестабильность, быстрое становление директивно-плановых методов руководства народным хозяйством, несовместимых с рыночной экономикой, делали Россию непривлекательным местом вложения иностранных капиталов. Поэтому все смешанные общества на Севере к 1930 году закрылись.
Вкратце, до Петра Первого все было отлично в Архангельске, порт работал, торговля шла полным ходом. Потом Петр основал Санкт-Петербург, и запретил существование морской международной торговли через поморье, то есть можно было вести товар лишь для потребления нужды чисто северного народа. Посему многие патриоты Архангельска Петра-то и не любят до сих пор. А в городе уже были семьи немцев, голландцев, норгов, которые собственно и поднимали город. До 1917 в городе ваще все супер было! И школы строили, и улицы мостили, и водопровод проложили. Благодаря немчикам у нас появился первый в России автобус городской, где шофер был в форме! Но потом пришла советская власть и ... всё. И конец немецкой слободе, и трамвайное движение убили, и город ПАЗиков стал.

старые фото Архангельска








1910 год. Деловые люди Архангельска. С кепкой в руках - Вильгельм Гувелякен. Слева от него - Вальтер Пец





В начале июля 1907 года по железной дороге в Архангельск был доставлен первый в России автобус немецкой фирмы НАГ, машина была расчитана на 16-25 пасажиров и весила около 6 тонн. Мощность двигателя составляла 24-26 лошадиных сил. Почему именно в Архангельск? Этот город в то время был одним из крупнейших портов России, вытягивался вдоль берегов Северной Двины на расстояние в несколько километров и дальние поездки на извозчиках были слишком накладны.

19 июля 1907 года газета "Архангельск" писала: "Автобусное движение открыто вчера. Пробежавший по Троицкому проспекту автомобиль был особенно шумно встречен жителями Кузнечихи ... с появлением на улицах города автобусов не только мальчишки, но ... и почётные отцы семейств ... буквально преследовали автомобиль, горя восторженым желанием скорее "прокатится" ... В первый же день автобус проломил деревянные мостки у аптеки Борольницкого, во дворе которой была устроена для него стоянка. После чего стоянки били предусмотрены только на булыжных площадках."

Вскоре появилось первое расписание по установленому маршруту. Маршрут шел через всё правобереже Архангельска, проезд на автобусе обходился в семь-восемь раз дешевле, чем на легковом извизчике. Второй автобус доставили в Архангельск тем же путём 17 сентября 1907 года и с 20 сентября он уже начал курсировать по маршруту. В праздничные дни автобусы ходили до поздней ночи и перевозили пассажиров уже за двойную оплату. 14 октября 1907 года во время пожара в гараже автобусы к сожалению граждан сгорели. Однако уже через неделю прибыли новые машины и маршруты возобновились. Лишь спустя четыре месяца после открытия движения в Архангельске, осознав крупную выгоду новшества коммерсанты Петербурга и Москвы закупили автобусы для этих городов. 11ноября 1907 года начались регулярные рейсы автобусов в Петербурге, а летом 1908 года - в Москве.





первый трамвай, 1916


2014, Архангельск, историческое

Previous post Next post
Up