Юрий Покровский
для Русской Стратегии
К началу эпохи императора Константина Великого немало греков, радикально изменив свой образ жизни, стали выдающимися христианскими богословами, проповедниками, епископами. Одни продолжали жить в крупных городах, другие устремлялись в пустыни египетские или в пещерные лабиринты Каппадокии. Переезд Константина означал победу Слова над властью меча. Античный мир становился достоянием прошлого. Нарождался принципиально новый мир - христианский, стержнем которого являлся ярко выраженный религиозно-этический идеал.
Но античный мир не мог исчезнуть бесследно. За века своего существования он заложил весьма устойчивую историко-культурную традицию противостояния Востока и Запада. Сущность этой традиции незамысловата. В то время как Восток слабеет, западная половина мира набирает силу и вступает в пору своего расцвета. И наоборот. Когда Запад входит в период своего упадка, восточная половина мира предстает во всем своем блеске и величии. К блеску и величию тяготеют обе половины мира, но одна реализует это тяготение посредством творческой деятельности и мистических озарений, а другая - преимущественно насилием и закреплением определенного социального порядка. Восток подчиняется власти содержания. Запад - диктатуре формы.
Византия задумывалась как царство Божие на земле, поэтому главное направление деятельности новой империи - обожение жизни. Отнюдь не случайно в строительстве христианского мира ключевую роль играют богословы: некоторые из них удостоятся чести именоваться Отцами Церкви. Богословские воззрения на сущность Христа и Святую Троицу, церковную организацию и государственное устроение, на природу человека и его связи с метафизическими сферами играют ключевую роль в Византии. Малая толика подобных воззрений становится канонической, а остальные признаются ложными или еретическими. Богословские споры кипят как в отдельных приходах и монастырях, так и на Вселенских соборах, определяя судьбу тысяч и тысяч людей. Ведь от носителей еретических воззрений в империи избавлялись, как от носителей чумы или другой неизлечимой заразы. А уход из бренного мира Божьих угодников, праведников, святых, блаженных сопровождался знамениями и прочими чудесами....
Читать дальше »