МНОГАЯ И БЛАГАЯ ЛЕТА! 19 февраля отмечает юбилей режиссёр С.Л. Зайцев

Feb 19, 2019 12:43





Кино длиною в жизнь

Д. Кузнецов

Интервью с кинорежиссёром Сергеем Зайцевым

Этот разговор был записан в начале 2006 года. Тогда ещё мы не были с Серёжей близкими друзьями, да и познакомились не так давно. И хотя уже общались "на ты", в тексте интервью я использовал официальный тон. Трудно поверить, но с тех пор минуло уже двенадцать лет. Как летит время...

Впервые о режиссёре Сергее Зайцеве я услышал в дни фестиваля славянского кино «Золотой Витязь», несколько лет назад проходившего в Калуге. Тогда его документальная лента «Погибли за Францию», посвящённая чинам Русского экспедиционного корпуса, сражавшегося в 1-ю мировую войну на французской земле, произвела большое впечатление и на зрителей, и на конкурсное жюри. Результатом этого стало вручение автору фильма высшей награды фестиваля в соответствующей номинации, затем появились другие награды, в том числе - премия Российской киноакадемии «Золотой Орёл» за лучший документальный фильм года.

Я очень жалел, что в то время не смог посмотреть работу Сергея. Такая возможность появилась лишь в ноябре 2005 года, когда удалось организовать его приезд в Калугу, творческий вечер в областном Краеведческом музее, конечно - с показом фильма.

Помню, было некоторое беспокойство: придут ли люди на документальное кино,
от которого все давно отвыкли? Люди пришли. Я тогда порадовался за калужан, не потерявших интерес к серьёзному искусству, и по-хорошему позавидовал герою вечера, сумевшему достичь определённых вершин в столь сложном жанре, как кинодокументалистика. Об этом и о многом другом мы долго потом говорили с Сергеем и в Калуге, и в Москве, в Доме Русского Зарубежья, где он организовал киноклуб и создаёт киностудию. С некоторым удивлением я узнал, что до своего прихода в кино, Сергей серьёзно учился музыке, что он ещё и композитор, автор песен…

- А как получилось, что музыка отошла на второй план?

- Я ещё ребенком придумывал всякие киношные истории, причём придумывал их «монтажно», соединяя в воображении как бы отснятые кадры. Потом, поскольку у меня имелись какие-то музыкальные способности, я поступил в музыкальную школу, а далее - в Училище имени Гнесиных, и с удовольствием играл в разных группах, сочинял музыку, тексты песен. Но к концу обучения, на четвёртом курсе, понял, что так или иначе, буду к кино подбираться.

Как-то мы, будущие выпускники, стояли в курилке с преподавательницей музыкальной литературы, - времена наступили демократические, педагоги позволяли себе покурить в компании студентов, - и она нас спрашивала, кто как думает после учёбы устраиваться… Кто-то хотел дальше учиться музыке, кто-то собирался играть в оркестре, в ансамбле работать, я же сказал, что хочу снимать кино. Она удивилась: «А что вы тогда здесь делаете»? Задумавшись, я понял, что действительно сам не знаю, зачем там нахожусь…

- То есть, годы, проведённые в стенах «Гнесинки», прошли впустую?

- Я бы так не сказал. Режиссёр, который музыкально образован, на мой взгляд, делает кино тоньше. А хорошая музыка - это 80% успеха в кино: главное, грамотно её в фильме расположить, или точнее - привить музыку

фильм

... Читать дальше »

сергей зайцев, современники, дмитрий кузнецов, даты, россия без большевизма, люди искусства

Previous post Next post
Up