Спецпоселения в Тотемском районе в 1930-е годы

Dec 05, 2019 17:05





Раскулачивание деревни в 30-е годы XX века - одна из самых драматических страниц нашей истории. Происходило оно по какому-то страшному сценарию, разработанному в кабинетах на Лубянке. В январе 1930 года вышло Постановление ЦК ВКП (б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Кулаков, особенно из числа наиболее богатых, было намечено выслать в отдаленные районы Северного края, в Сибирь, на Дальний Восток. Организаторы террористических актов против колхозного строительства изолировались и подвергались наказанию. Часть кулаков, менее зажиточная, переселялась в границах районов своего проживания, но за пределами колхозов. Пропаганда большевиков доказывала, что и те, и другие, и третьи - классовые враги.
      Число раскулаченных в стране точно не известно. По некоторым данным, оно составляет не менее 5 миллионов человек.
      В общепринятом смысле кулаком считался тот, кто использовал наемный труд, но часто в кулаки записывали тех, кто имел хороший дом или две коровы, две лошади, а иногда и просто был неугоден кому-то из власть имущих.
      Как правило, проводили раскулачивание уполномоченные райисполкомов и представители деревенской бедноты. Е. А. Соболева вспоминает: «Мою бабушку Надежду Зайцеву (она проживала в деревне Молоково Пятовского сельсовета Тотемского района) раскулачили, так как в деревне только у нее был опушен дом, да имела она две коровы. Никто тогда не слушал, что вторая-то корова принадлежала семье сына Андрея».
      По инструкции ЦИК СНК СССР от 4 февраля 1930 года при конфискации имущества кулакам оставляли лишь предметы домашнего обихода, некоторые орудия труда для ведения хозяйства да продовольствие для семьи, денег до 500 рублей.
      «На станции Добрынька Николаевской области всех погрузили в товарные вагоны, - вспоминает А. Ф. Юхник, - а вещи, кто что с собой взял, велели сложить в последний вагон. Все и сложили. Везли высланных на Север. На остановках подолгу стояли, из вагонов не выпускали даже в туалет. В дороге много умирало детей, стариков. Издевались, как хотели. Когда приехали на место, все вышли из вагонов и побежали в конец состава, чтобы забрать свои вещи. А последнего вагона не оказалось, где-то в пути отцепили. И остались люди на морозе кто в чем был! А февраль! Горе-то какое!»
      «В Вологодском крае было намечено поселить 75 тысяч человек из 25 округов южных и центральных районов страны. Уже в феврале 1930 года эшелоны с репрессированными стали прибывать в Вологду. Разместили людей в Спасо-Прилуцком монастыре, в церквях, к тому времени закрытых. Мужчин партиями по 500-1000 человек отправляли в районы постоянного проживания для работы на лесозаготовках, сплаве, строительстве бараков. Женщины, дети, старики еще некоторое время жили в Вологде»[2]. Многие умирали от голода, холода, болезней, тосковали по родине, не понимая, за что и почему их выселили с родной земли.
      Вспоминает Н. Коломоец (Котляр), высланная из Днепропетровской области: «В Вологде поселили в церкви. Там уже были сделаны четырехэтажные нары и находилось большое количество переселенцев. Мужчин вскоре забрали на лесоповал в Тотемский район, а женщины с детьми жили до конца апреля. Когда вселяли в нее, никто не хотел идти под алтарь, но под действием оружия заставили это сделать... Помнится, тогда много умирало маленьких детей, по 15-25 в день. Чем болели - не знаю. Полежат они два-три дня, и ... смерть»
      Трагична была судьба спецпереселенцев, оказавшихся по воле судьбы в Тотемском районе.... Читать дальше>>

раскулачивание, россия без большевизма, преступления большевизма

Previous post Next post
Up