Зло и равнодушие

Oct 19, 2019 20:59





Некоторые говорят: “Я христианин и поэтому должен быть радостным и спокойным”. Но это не христиане. Вам понятно? Это равнодушие, это радость мирская. Тот, в ком присутствуют эти мирские начала, - не духовный человек. Духовный человек - весь сплошная боль, то есть ему больно за то, что происходит, ему больно за людей. Но за эту боль ему воздается божественным утешением. Он чувствует боль, но чувствует в себе и божественное утешение, потому что Бог из рая бросает в его душу благословения, и человек радуется от божественной любви. Вот что такое радость, духовная радость - невыразимая и заливающая сердце …

«…Зло - это состояние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихся от Бога» (русский религиозный философ В.Н. Лосский (5:252)

§1. О трансформации отношения к греху и злу святитель Василий Великий говорит: «кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием».

Таким образом, злу не только можно, но и нужно сопротивляться различными способами (мыслью, словом, действием), в том числе и силой [1]. Иначе зло будет разрастаться и распространяться. Ведь «для торжества зла необходимо только одно условие - чтобы хорошие люди сидели сложа руки» (Эдмунд Бёрк). Аналогичная мысль высказана и другими авторами, в частности:

● древнегреческим философом Платоном (учеником Сократа и учителем Аристотеля) (427/428 - 347/348 до н.э.): «Наказанием за гражданскую пассивность является власть злодеев»;

● святым Максимом Исповедником (580-662): «Молчать об истине все то же, что отвергать ее»;

● в романе Л.Н. Толстого (1828-1910) «Война и мир»: «возьмемтесь рука с рукою те, которые любят добро, и пусть будет одно знамя - деятельная добродетель ... Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь так просто» (слова Пьера Безухова. См. Эпилог. Часть первая).

● ирландским литературным и общественным деятелем Джорджем Бернардом Шоу (1856-1950): «Самый большой грех по отношению к ближнему - не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»;

● русским писателем А. П. Чеховым (1860-1904) в повести «Скучная история»: «Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть»;

● Физиком-теоретиком, лауреатом Нобелевской премии Альбертом Эйнштейном (1879─1955): «Мир опасен не потому, что некоторые люди творят зло, но потому, что некоторые видят это и ничего не делают»;

● в эпиграфе к роману «Заговор равнодушных» польского и советского писателя, поэта и драматурга Бруно Ясенского (1901-1938): «Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство (Роберт Эберхардт. “Царь Питекантроп Последний”)»;

● в эпиграфе к роману «Инферно» американского писателя и журналиста Дэна

Брауна (1964): «Самое жаркое место в аду предназначено тем, кто в пору морального кризиса сохраняет нейтралитет»;

● священником Александром Ельчаниновым: «Равнодушие верующих - вещь гораздо более ужасная, чем тот факт, что существуют неверующие» (1).

О равнодушной безответственности и её последствиях хорошо написано на сайте «БИБЛИЯ - ЦЕНТР» при толковании описания причины смертного приговора Иисусу Христу. «Когда дело касается убийства (открытого или «законного»), часто приходится иметь дело не только с убийцами активными, но и с убийцами, так сказать, пассивными. С теми, кто не очень-то и хотел убивать, но … получилось так, что убил. Поучаствовал. Как бы невзначай... Читать дальше »

православие, аналитика

Previous post Next post
Up