Елеть-Кереть-Белое Море. Часть 5. Белое море (окончание).

Dec 05, 2023 15:45

Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4

3.08.23
Утром Володя мрачен, ему удалось поймать интернет и посмотреть прогноз погоды. Теперь он уверен, что сегодня последний солнечный день, дальше сплошные дожди. Он при таком раскладе уже сегодня хотел бы дойти до конечной точки маршрута. Мне, конечно, такой вариант совсем не улыбается, мы ж сегодня должны проходить ББС, там бы я задержалась. Но я не спорю: идет третья неделя похода - самое время для конфликтов по мнению психологов, попробуем их избежать.
А ветер между тем еще сильнее, чем вчера, но делать нечего - нужно плыть. Володя решительно обходит Зеленый мыс, я трусливо на мыс не иду, переволакиваюсь в самом узком месте, очень уж на мысу колбасит (тут такие предосторожности были ещё излишни, можно было и пройти). Пересекаем Кислую губу, идем ближе к берегу, удаляться в море совсем не хочется, а пройти между берегом и островами не позволяют мели - сейчас пик отлива. Предлагаю подождать начала прилива, а пока пойти погулять по скалам Биофильтров - нет в мире лучшего места для прогулок! Но Володя на скалы не хочет - обувь не подходящая. Так что я иду одна. Родные места, прекрасные виды, старый добрый мамонт.

Глядя со скал и не скажешь, что почти шторм.
Я нагулялась, море немного поднялось и мы продолжили путь. Волны всё сильнее. Прилив только начался и Киндомысу ещё далеко до того, чтобы стать островом. Володя решительно идет в обход! Мне на него даже смотреть страшно. Я причаливаю в месте нашей с Васькой стоянки и начинаю разгружаться, чтобы переволочь лодку через мыс, а Володя болтается на волнах практически на месте. Самого решительного момента в его маневрах я не видела. Володя пытался отойти подальше от берега для поворота и почувствовал, что его начинает относить в сторону Великого. Пришлось приложить все усилия, чтобы побороть эту тенденцию. Говорит, что подумал: "Только бы Наташа за мной не пошла". Я, к счастью, не пошла, не уверена, что выгребла бы. Володя выгреб. И зарулил в Пробкину губу перевести дух. Море бушует всё сильнее. Мне, честно говоря, вообще не хочется больше никуда плыть, я бы остановилась прямо тут, но Володя уверен, что завтра погода будет ещё хуже. Остаётся надежда, что по беломорским стандартам ветер приутихнет к вечеру. Решили пообедать на ближайшей стоянке, подождать у моря погоды. Обедаем с видом на скалу, о которую ожесточенно бьются волны. Да, ещё одна засада - впереди перед биостанцией нас ждет Еремеевский порог. В прошлый раз мы с Васей проходили его на пике прилива и вообще не заметили, а вот в отлив могут быть проблемы. До пика прилива остается пара часов... Я прокручиваю в голове альтернативные планы: узнать на ББС. будет ли завтра-послезавтра корабль до Пояконды. Даже в таком варианте, до биостанции еще километра 4, и их нужно пройти, а в море не хочется. Володя предлагает фиксировать исторический факт:"Наташа не хочет грести!" В нашу бухточку заходит катамаран на моторе, идущий встречным курсом, как же его мотает. Катамаранщики говорят, что за скалой чуть потише, тут хуже всего. Да и зрительно кажется, что волны чуть уменьшились, надо стартовать, а то не успеем пройти порог до пика прилива. И мы стартуем. Пробиваемся за скалу, там море чуть тише. Чем дальше плывем, тем море спокойнее. Зато со стороны Пояконды надвигается гроза. Когда подходим к Еремеевскому, уже почти штиль, но сверкают молнии. Порог пройти успели, сразу за ним видна биостанция. Говорю Володе, что мне непременно нужно хоть полчаса на ББС, дальше готова грести хоть всю ночь. Но, ура, специалист по безопасности не хочет плыть в грозу и готов встать возле станции! Когда мы обходим мыс Креста, море уже гладкое, как зеркало, а туча совсем близко. Причаливаем за "Домиком легенд" (здесь когда-то стоял плот, на котором я регулярно спала) и встаем на самом берегу. Тут большое кострище с лавочками, Володя его быстро облагородил. Поставились, и туча как раз прошла мимо. Я собралась на станцию ( история о том, что связывает меня с этим местом тут, повторяться не буду), уж в этот раз я доберусь до досок!
В этот раз на биостанции кипит жизнь и явно идет строительство новых корпусов, но новое мне не так интересно, я спешу в Аквариалку в погоне за прошлым.

В этот раз, никто меня не останавливает, дверь в корпус открыта. Разуваюсь, как тут принято, и сразу вижу доски: их много, они висят на лестнице.

Доски сильно выцвели и освещение тут не очень, так что трудно разобрать надписи. Фотографирую всё подряд, в надежде, что на фотографиях видно будет получше (кому искать себя на досках - в альбом, ссылка в конце поста). Время от времени проходящие спрашивают, ищу ли я знакомых. Отвечаю, что ищу себя. Вот нашла на юбилейной доске 88 года, похоже, она реставрированная, надписи отчетливые.

Женщина, примерно моя ровесница, спрашивает, когда я была в стройотряде. Выяснили, что она была примерно тогда же, но в другие месяцы, мы не пересекались, но нашли массу общих знакомых. Сейчас она сотрудник станции. Иду пить с ней кофе. Оставляю зарядиться телефон. Спрашиваю, до какого времени за ним можно зайти, да в любое время, тут всегда открыто. В этом волшебном месте по прежнему так...Пообщались и пошла гулять по станции.

обошла все старые места. Заглянула к директору.

Вернулась в наш лагерь, поужинали, Володя спать, а я опять бродить по станции и окресностям.

Вот такой бесконечный, насыщенный и совершенно прекрасный день.

4.08.23
Утром стараемся выйти пораньше, чтобы подплыть к Пояконде до дождя. Море не штормит, но раскачивается. Увы, до дождя не успели. Нависла гроза, и мы высадились на небольшой остров переждать. Растянули тент от моей палатки и пересидели под ним ливень. К Пояконде подошли по пику отлива. И тут оказалось просто царство мидий, да какие крупные! Набрала их, сколько смогла. Высадились на острове напротив деревни на перекус. У нас грандиозный план - попробовать по протоке пройти под железной дорогой и войти в пресноводное озеро Ругозеро, и закончить маршрут там. И от соли отмоемся и до станции от озера всего метров 300. Мы не знаем, возможен ли такой проход, не доводилось читать, чтобы кто-то так делал, но если возможен, то только в прилив, так что ждем, а пока обедаем и наслаждаемся целой сковородкой мидий.
Когда вода достаточно поднялась, пустились в нашу авантюру. Протоки, конечно, мелководные, каменистые, а течение в них встречное. Да еще всё заросло кустарником. Но мы таки прорвались, в основном волоча лодки, и без Володи я бы явно не справилась, усилий потребовалось много. Вот стартовать из Пояконды таким путем , наверно, вполне комфортно (особенно, если немного пропилить кустарник, что Володя отчасти сделал). Вошли в озеро, посмотрели место антистапеля и подход к станции. Меня сильно обеспокоило, что между нами и платформой стоит длиннющий товарняк. Но можно было надеяться, что за сутки он уйдет. Подходящего места для стоянки у станции нет, так что поплыли искать стоянку. И тут снова пошел дождь. Приглядели очень высокий скалистый берег. Выход затруднен, мест для платок практически нет, но хоть не болото, и хорошая обзорная площадка к кострищем сверху. Пока выгружались и ставились, дождь разошелся не на шутку, и конца ему не было видно, так что завалились спать без ужина.
5.08.23
Когда я проснулась, дождя не было. Володя уже искупался и разводил костер. Позавтракали и выглянуло солнце, так что мы бросились сушить вещи. По прогнозу в шесть вечера снова ливанет, нужно успеть просушиться и упаковаться. Но пока погода отличная, всё быстро сохнет.

Я искупалась и отмылась от соли по самому пеклу. Пообедали и начали складывать вещи. Успели упаковаться как раз до дождя. Володя соорудил микротент из плаща-пончо, под ним мы и переждали дождь, который был сильным, но недолгим. Как только дождь кончился, загрузили лодки и поплыли на антистапель к станции. Товарняк к счастью ушел, путь к платформе свободен, и мы были на ней уже часов в десять вечера. А поезд-то у нас только в пять утра. Володя планирует просто сидеть на вещах и ждать поезда. А я иду гулять по поселку и прощаться с Белым морем.

Вдоволь нагулялась, а до поезда ещё полно времени. Я не далеко упаковала палатку, так что ставлю ее прямо у путей и ложусь пару часов поспать, не комаров же кормить. Смешно, что когда я проснулась, между мной и платформой стоял товарняк. К счастью тяжелая лодка осталась на платформе, со мной только спальный комплект, с таким грузом обойти товарняк не проблема.
Вот и закончился этот прекрасный поход. Длинный, но мне ни капли не надоело. Уже опять хочу на Белое море.