Бородино

Sep 03, 2018 20:47

Что-то даже летом не хватало сил и организованности на ЖЖ, а теперь и подавно. Но это всё же надо записать.
Мы с Васькой съездили на реконструкцию в Бородино.

Вообще, в силу своей социофобии я стараюсь избегать мест большого скопления людей. Но мне не хватало какого-то активного завершения лета. Мы на денек приезжали с дачи глянуть на Времена и Эпохи и на точке, посвященной войне с Наполеоном, услышали очень воодушевляющий рассказ одного из реконструкторов про ежегодный праздник в Бородино. Я почитала отзывы в интернете и поняла, что на один день в такую даль чтобы побыть в толпе я, конечно, не поеду, а вот небольшой поход в те места на несколько дней вполне можно устроить. Мы решили ехать 30-го с тремя ночевками. Из соображений, что сначала никого нет, только лагеря реконструкторов, которые ставятся чуть не за неделю. А ближе к делу разберемся, случится приступ социофобии, уедем пораньше.
Информации в интернете, как лучше действовать, если хочешь ночевать в палатке, да еще несколько ночей, я не нашла. решила, что на месте сориентируемся. На всякий случай взяла газ и горелку, вдруг будет море палаток, а дров и деревьев не будет.
Но удивительным образом это оказался один из самых благоустроенных походов в моей жизни, даже душ была возможность принимать! Но всё по порядку.
30-го в первой половине дня мы вышли на станции Бородино из совершенно пустой электрички. В вагоне мы ехали просто одни. Но на платформе увидели мужчину с мальчиком лет девяти так же, как и мы навьюченных рюкзаками. Тут же выяснили, что Андрей с Ваней, как и мы, на реконструкцию, впервые, ночевать в палатке. Решили держаться вместе. По прекрасной дороге, которая так и просит велосипеда (велосипеды там вообще были бы совершенно не лишними) дошли до музея (всего километра 4 ходу). За музеем уже стоял огромный лагерь реконструкторов, на встречу попадались как пешие, так и конные французы и француженки в нарядах двухсотлетней давности. Но к ним с нашими палатками нельзя - у них аутентичный белый лагерь. Спросили в кассах музея, куда податься таким как мы, нам ничего толком объяснить не смогли. Но, оказывается Андрей еще из дома звонил в музей и ему дали телефон женщины, с которой нужно связаться, если сами не разберемся. Решили позвонить. К нам тут же вышла Анна, сказала, чтобы мы шли в кадетский лагерь, что на соседнем поле, а она сейчас позвонит главному и попросит его нас разместить.
Кадетский лагерь, судя по следам от палаток, летом был огромным и занимал всё поле, сейчас остался только один ряд палаток вдоль дороги, а большая часть поля совершенно свободна. Своим свободным краем поле упирается в лесополосу на берегу ручья. В ней нам и предложил разместиться начальник лагеря. Сказав при этом, что мы при желании можем использовать туалеты и душевые лагеря, в которых утром и вечером бывает горячая вода. Мы были первыми палаточниками, так что выбрали себе лучшую стоянку с оборудованным кострищем и огромным запасом дров, которого нам хватило на все четыре дня. Некоторую часть воды мы принесли с собой в бутылках, но и это было излишне, вода в ручье оказалась вполне пригодной для питья. Для пополнения запасов еды километрах в полутора от лагеря есть магазин пятерочка, так что и еду тащить было не обязательно (я, впрочем, много и не брала, а вот Андрей основательно запасся на все дни и рюкзак его был совершенно неподъёмный).
С погодой тоже очень повезло: все дни сухо, солнечно, тепло. Даже 30-го, когда прогноз обещал грозу и в Москве был дождь, у нас погрохотало и прошло мимо.
Так что дни до сражения мы налегке гуляли по Бородинским просторам, очень живописным и ухоженным, разглядывали лагеря и быт реконструкторов, изучали памятники, собирали грибы, вечерами сидели у костра. 1-го сентября посмотрели генеральную репетицию, но она оказалась скомканной и не очень впечатляющей, так что Андрею с Ваней пришлось остаться на 2-е (изначально они планировали ограничиться репетицией и ехать домой до основного притока народа).
Первого на поле появилось еще несколько палаток, но не слишком много, так что все смогли разместиться на достаточном расстоянии друг от друга.
Конечно, очень много народу приехало на сам день сражения без ночевки. Но музей справился: мусор убирали оперативно, туалеты работали исправно, парковки организовали подальше от плацтеатра, так что последнюю пару километров всем пришлось пройти пешком.
Мы уже хорошо изучили местность, так что несмотря на большие расстояния, ухитрились успеть и на французское и на русское построения, которые с разницей в полчаса прошли у весьма разнесенных памятников.

И на само сражение пришли заранее, успев предварительно собрать вещи. Представление начали вовремя и было оно гораздо зрелищнее и интереснее, чем репетиция.
В общем, удачно в этой поездке оказалось абсолютно все. Так что, возможно, еще будем ездить, там ведь не только Бородинского сражения реконструкция проходит, даже интересно сравнить. И места прекрасные. И с великами туда отлично. А еще в тех краях лошадиный хутор есть, с ежедневными конными прогулками (только вот в эту пору прогулок не было - все лошади ушли на реконструкцию).