Здесь
про Финикию Перед тем, как переходить к известным вам всем цивилизациям и обобщениям, я рассмотрю еще одну, не менее древнюю, чем уже рассмотренную нами.
Лежит она между Египтом и Междуречьем, на восточном - Левантийском - берегу Средиземного моря. Это узкая полоска земли, которую в истории часто называют "благодатным полумесяцем". Если мы посмотрим на карту, то увидим, что на всем побережье Средиземноморья цивилизации появились очень давно, а тот факт, что Шумер "соседствовал" с Египтом, говорит о том, что вся эта местность была заселена людьми. Другое дело, что государства у кого-то образовались, у кого-то нет. Узкая полоска земли между Африкой и Евразией содержит самые древние в мире города (Иерихон), однако государство тут никак не могло возникнуть.
Дело в том, что земледелие тут было одиночным. Оно не было завязано на крупные реки (если не считать таковой реку Иордан), соответственно, не требовало значительных усилий от массы людей. Т.е. не требовало создания государства.
Кроме того, логика развития древнего общества требует непрерывного расширения этого государства, а развиваться там было некуда. Большинство пригодных для жизни районов малы по площади и сильно изолированы друг от друга.
Возможно, это и послужило причиной того, что государство Финикия образовалась на этой земле не 8 тыс. лет назад, а всего лишь 4 и произошло это в связи с развитием ремесел, а не земледелия. А на это потребовалось очень много времени (чтобы ремесло не только развилось, но и послужило причиной образования государства). Зато Финикия к этому моменту стала уникальным местом в мире. Дело в том, что в ней слились культуры Египта, Сирии, Палестины, Шумера, Аккада, Анатолии и диких кочевых племен, вроде хурритов. Там рождался новый язык и новый способ записи слов (переход от иероглифического письма к слоговому и алфавитному). Греки, кстати, утверждали, что алфавит у них финикийский, а буквы - Кадмовые (по имени того самого Кадма, о котором многие из вас рассказывали на уроке про драконов Греции).
Возникла Финикия от двух эгейских народов, которые удрали с Крита после падения и минойской и захватившей ее микенской (или по-Гомеру, ахейской) цивилизации. Видимо, Крит испытал глобальный катаклизм (мы об этом уже говорили), после чего два народа - филистимляне и даниты - откололись от остальных, даже угрожали дельте Нила в течение 70 лет, но были отражены египтянами и откатились на северо-восток, где и осели в районе южной части Палестины (кстати, слово "Палестина" образовалось от слова "Филистия", которое ввели римляне после подавления восстания Бар-Кохбы в 132-135 гг. н.э., истребив евреев практически полностью, после чего этническое население страны изменилось). Филистимляне были воинственным народом и вечно с кем-нибудь воевали, то с египтянами, то с евреями, то еще с кем. В результате они так и не слились с местными еврейскими племенами, в отличие от своих напарников, данитов. Даниты отправились вглубь страны и вскоре стали союзниками евреев, да такими, что их стали считать за своих (они образовали колено Дана). После этого бывшие союзники стали страшными врагами, в частности, Самсон (да, тот который "разрывает пасть льву") - один из величайших героев Библии - на самом деле вовсе не израилев герой, а герой данитов в борьбе с филистимлянами.
Да, так вот Финикия стала государством филистимлян. Точнее, вообще-то называлась она иначе, а само слово "Финикия" образовалось от греческого "фойнике" - страна пурпура. Пурпур добывался из краски моллюсков, которые обитали у побережья. Добыча его стала одним из основных промыслов бывших островитян и первое, чем Финикия прославилась у соседей - это тканями с диковинным окрасом.
Другое название этой страны - Ханаан - на самом деле означало ровно то же самое, поскольку "хна" означала пурпур на языке хурритов. Это и было "настоящее" название Финикии. При этом крестьяне Ханаана называли себя "ханани", а остальные "ханаанеи", но в мире прижилось греческое название.
Однако я тороплюсь.
Древняя Палестина или Финикия охватывала территорию Палестины современной, плюс территорию Израиля, Южного Ливана, Северо-Западной Иордании (к востоку от реки Иордан).
Это и есть Святая Земля Библии и родина иудаизма (заодно, можно сказать, христианства и ислама). Несмотря на то, что это маленький достаточно-таки участок суши, он включает пять географических зон, четыре из которых тянутся параллельно друг другу с севера на юг. Первая - это побережье Средиземного моря, далее идет гористая область, охватывающая Иудею, Самарию и Галилею, затем долина реки Иордан и Мертвое море, далее Заиорданское нагорье. На юг от Иудеи в сторону залива Акаба лежит пустыня Негев. Как видите, здесь действительно довольно сложно навести некую единую систему управления. История Финикии (под этим названием я буду считать эту вот, названную территорию) делится на два больших периода - с 3 до 1 тысячелетия до н.э. и до захвата Македонским.
Строго говоря, кто поселился тут первым, мы попросту не знаем, но можем предполагать. Поскольку здесь обнаружены стоянки древнего человека, возрастом более 20 тыс. лет, это означает, что еще до последнего оледенения тут были люди. Впрочем, с другой стороны, передвижения древних людей - хомо эректусов и хомо сапиенсов - шли через Гибралтарский пролив и через Аравийский полуостров, поэтому "по идее" тут должны быть решительно все стоянки, начиная с времен примерно 100 тысячелетия до н.э. Но, тем не менее, пока известно только про 20 тыс. лет. После последнего оледенения, 8.5-4.5 тыс. лет до н.э., здесь появились культурные растения и домашние животные. Самый старый город на планете, известный нам, тоже появился здесь - это были кирпичные жилые дома и каменная городская стена, возраст которых датируется 6850 г. до н.э. Город этот назывался Иерихон или во всяком случае стоял на его месте (помните "иерихонские трубы"?) Около 6000 г. до н.э. здесь уже была керамика, а чуть позже появляется медь. К 4500 г. до н.э. начинается зерновое земледелие и даже примитивная мелиорация. Здесь выращивают оливки и виноград, а заодно развивают ткачество, плетение, гончарное и кузнечное дело. Без всякого сомнения, то были великие народы, создавшие ремесла и зерноводство, однако по большому счету история этой земли началась с приходом на эту землю семитских племен с севера.
Одним словом, после этого списка потрясает одно. Почему не они первые изобрели письменность?
Уже в 2300 гг. до н.э. страна ведет активнейшую торговлю с Египтом. Центром этой торговли становится город Библ (правда, тогда он назывался Гебал). Торгуют тем, чего никогда не было в Египте - ливанскими кедрами. Дело дошло до того, что Египет захватил Гебал и основал там свою колонию (и впрямь, зачем лишние деньги платить?)
Впрочем, захват не мешал им иметь своего собственного правителя, который после заключил что-то типа союза с Египтом.
Без всякого сомнения, тут жили великие народы, создавшие ремесла и зерноводство, однако по большому счету для нас с вами история этой земли началась с приходом на нее семитских племен с севера, остальное же оказалось утрачено.
Впрочем, возможно, то были совсем не семиты, а "гремучая смесь" шумеров и их вечных противников эламцев. Можно предположить, что смешанный народ не приняли "ни те, ни эти", и они отправились искать себе новое место под солнцем. Так они и пришли на землю Палестины (и отсюда идея вечного гонения и преследования? Кто знает…)
История региона во многом восстанавливается благодаря «Ветхому завету» Библии, являющуюся базовой религией иудеев - иудаизма. Однако к этой книге надо подходить с известной осторожностью по нескольким причинам. Часть из них я изложила в лекции по драконам Ближнего Востока (см.) и суть заключается в существовании разных переводов книги и некоторых расхождениях в текстах. Другая часть причин заключается в том, что в течение двухсот лет, в VI-IV вв. до н.э. жрецы Яхве отредактировали текст Ветхого Завета в соответствии с собственными понятиями об истории. В частности, при этом они пытались убрать из книги связи с окружающими народами и определялось это желанием доказать в первую очередь обособленность и божественное происхождение народа, выбравшего иудаизм своей верой. Я не случайно избегаю прямого названия - иудеи или евреи, или еще как-нибудь, в силу того, что на самом деле любое из них потребует уточнений, которые появятся позже.
В добавок к этому, примерно в это время предыдущие религии были объявлены идолопоклонничеством и от их наследия следовало избавиться, что и было проделано с разной степенью тщательности.
Несмотря на подобную правку текста, можно попытаться отследить оригинальные источники. Помните, как начинается
«Ветхий Завет»?
А теперь как начинается
«Энума Элиш»? (Можно ссылки посмотреть, я не буду загромождать лекцию).
Казалось бы мало похожего? «Энума Элиш» говорит о том, что сначала был только хаос, затем Тиамат и Абзу - самые первые, соединились сами и смешали свои воды: соленые и пресные. Затем родились остальные боги и решили установить свой порядок, но их родители возмутились. Восстание младших богов под руководством Мардука привело к смерти Абзу, за которого стала мстить Тиамат. Однако Мардук ухитрился победить Тиамат, разрубить ее тело и сделать из них небо и землю. Кровь же Абзу смешалась с землей, и отсюда произошли люди.
В «Ветхом завете» Бог творит мир. Сначала небо и землю, тьма над бездною, Дух Божий носится над водой. Тогда появляется свет, отделяется свет от тьмы, потом отделяется твердь от воды, твердь снова делается небом, вода потом собирается в нужные места (моря), образуется суша (земля), ну, и т.д. (см.тексты).
Первое, что бросается в глаза в смысле удивительных совпадений, - это общая последовательность событий (ее когда-то выполнил американский археолог Джеймс Дж. Причард). Возникновение неба, небесных тел, отделение воды от земли, даже человека создали на шестой день в обоих случаях. А на седьмой день начался отдых Бога в Библии и шумерских богов в Энуме Элиш. В 6-й главе Библии употребляется фраза «сыны божии», совпадающая с такой же фразой про младших богов Энумы Элиш. 2-й стих 1 главы звучит так:
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух
Божий носился над водою.
Раскопки же финикийского города Угарита вблизи нынешнего Рас-Шамра (Сирия) дали клинописные таблички со сборником мифологий тех времен. И там был текст о том, что бог-демиург сидел на воде, как птица на яйцах, и высидел из хаоса жизнь. (Часть из вас приводила мне этот миф в своих работах). Считается, что библейская строчка, - отголосок угаритского мифа. В том же сборнике есть рассказ о том, как бог Ваал одержит победу над семиглавым драконом Левиафаном, который иначе называется Раав. Про Левиафана мы хорошо знаем, а вот о конфликте Яхве-Раав можно почитать в Книге Иова и Книге Исайи. Так миф о победе Энлиля стал мифом о победе Мардука (когда Месопотамия стала аккадской во времена царя Хаммурапи), а позже божеством стал Ашшур (когда главными в Междуречье стали ассирийцы). Причем, они так торопились сменить миф на свой вариант, что… местами пропустили имя Мардука, как это бывает с нерадивыми учениками, торопливо переписывающими чужой текст. Затем миф дошел до Палестины, после чего вошел в Библию и прокатился по всем христианским странам. Впрочем, если вы помните уроки драконологии, через хеттов и миф об Иллуянке, эта история и самостоятельно двигалась на запад и восток, без помощи Библии.
Кстати, и в истории про бога Энки(ду) рай описывается как сад, полный плодовых деревьев, где люди и животные живут в мире и согласии без страданий и болезней. Библейский рай расположен в Месопотамии, об этом прямо говорится при упоминании Евфрата и Тигра.
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом
разделялась на четыре реки.
11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13 Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
14 Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
В обоих мифах человека соблазняют. То Змей уговаривает Адама и Еву, то бог Эа становится злым советником людей. Причем, и там, и там, есть два древа - познания и жизни, вкусив от которого можно попросту стать богом и жить вечно. Кстати, возможность стать богом каждому - это тоже след политеизма (т.е. религии, где богов много).
Что у шумеров? У них есть Гильгамеш, который отправляется на райский остров, чтобы получить бессмертие. Один из богов принимает облик змея и, не желая допустить превращения, вырывает волшебное растение из рук Гильгамеша.
Среди найденных в Аккаде вещей есть и древняя печать, где стоит дерево со змеем и две фигуры по бокам: женщину и мужчину с рогами (вероятно, ибо печать плохо сохранилась).
Что же касается весьма оригинального сотворения Евы из ребра Адама, то в клинописных табличках Вавилона есть очень любопытный комментарий. В шумерском мифе у бога Энки болит ребро (ти). Для излечения позвали женщину Нинти, что может иметь два значения: «женщина, дающая жизнь» или «женщина от ребра». По всей видимости, древнееврейские толкователи не слишком хорошо были знакомы с шумеро-аккадскими диалектами (что не удивительно, все же прошло полторы тысячи лет). Нинти была заменена на Еву, а Ева означала «женщину, дающую жизнь», но, видимо, где-то сохранились обрывки и второго значения имени Нинти, что и осталось в истории.
Наконец, миф о потопе, рожденный Шумером, значительно старше, хотя и поразительно похож на Библейский, причем разница в очень характерных моментах: если у шумеров в легенде множество богов, то у евреев потоп насылает один Яхве.
И таких примеров можно привести множество, я не буду на этом останавливаться.
Только не надо думать, что Библия целиком заимствована из Месопотамии. Легенда о Каине и Авеле почти наверняка порождена самими древними евреями и несет отголосок вечной борьбы между скотоводами и земледельцами. Причем победа оказывается за скотоводами не зря, ведь в то время евреи были еще кочевниками и перемещались к своему будущему месту обитания. Кстати, интересно, что Каин убил Авеля, вопреки обычной истории человечества, где, как правило, скотоводы нападали на земледельцев. Возможно вследствие того, что пришельцев не слишком хорошо встретили?
Одним словом, можно уверенно утверждать, что народ, который поселился здесь и сохранил до нашего времени свои легенды, ушел из Месопотамии и унес с собой ее легенды. Те же, кто был до них, почти не оставили о себе следов.
Однако остановим на минутку хроноворот.
Торговля с Египтом способствовала укреплению связей и влиянию соседа на жителей Финикии. Финикия стала богатеть, пока на нее не напали семитские племена, которые остались тут навсегда, причем часть из них отправились в Палестину заниматься сельским хозяйством, а часть осела в городах. Библ начал производить ремесленные изделия, которых тут никогда не знали - керамику, золотые и серебряные фигурки и стекло. Технология безусловно была вывезена из Месопотамии, однако получила здесь дополнительное развитие. Местный песок лучше подходил для производства стекла, в результате Финикия вскоре прославилась как земля, где из стекла делали решительно все: посуду, украшения, зеркала… Товар активно экспортировался и разлетелся по миру. Он встречается от Британии до Египта решительно везде. Этому способствовала и экспансия бывших критян. И без того известные мореходы получили в свое распоряжение легендарный ливанский кедр, после чего соорудили финикийскую трирему - судно, которое могло ходить на веслах и под парусами. Финикийцы на тысячелетия стали хозяевами моря и смогли вести самую эффективную торговлю тех времен. Главным городом становится уже совсем не Библ, а Сидон, который становится центром производства стекла. Еще позже вперед вырвался Тир, где специализировались на производстве пурпура и тканей из него. Его производство было достаточно тяжелым, ведь для примерно 0.5 кг краски требовалось добыть десятки тысяч раковин ракушек-иглянок. Стоимость краски определялась равным весом золота. Но результат стоил того. Краска была яркой и не блекла с годами. Носить одежду, окрашенную в Тире, могли только великие вожди великих государств.
Неудивительно, что при таком размахе морской торговли, Финикия ухитрилась основать собственную колонию на северном берегу Африки, и произошло это в 825 г. до н.э. Город оказался занозой у всех стран Средиземноморья, ведь его корабли стерегли пролив между Тунисом и Сицилией, носились по всему Средиземному морю, выбирались в Атлантический океан и привозили оттуда диковинные товары. Колония стала самостоятельной и подчинила себе другие финикийские колонии в Испании и Африке, заодно захватили Корсику и Сардинию. С этих мест вывозили и дань, и рабов, которые работали в мастерских и на полях. В жертву богам приносились пришельцы, рабы, а иногда и собственные дети. К V в до н.э. число жителей в этом городе достигло 100 тыс. человек, что вынудило бывших граждан Тира строить многоэтажные дома, которые позже у них заимствовали римляне. (Кстати, сами жители Тира могли позаимствовать идею у египтян).
Вы все еще не знаете название города? Не может быть! Помните Римского сенатора Марка Порция Катона? Каждое свое выступление он заканчивал проклятием этому городу:
- Ceterum censeo Carthaginem…
Правильно. Это Карфаген. (Произнесем конец фразы - «delendam esse» - и напомним, что это означало следующее: «Кроме того, я думаю, что Карфаген должен прекратить существование»).
Римляне называли краску, которые они производили (все тот же пурпур), да и их самих (а были они смуглые и красноватые) «пунами», откуда пошло название Пунические войны, которые вел Рим с Карфагеном не одно столетие.
Впрочем, не так все было просто. Примерно в 1-м тысячелетии до н.э. в Финикию врываются сразу два племени - с севера пришли амореи, а с юга хабиру (собственно, они и есть древнейшие евреи). Египет не смог помочь союзникам, поскольку у них самих были серьезные проблемы, вызванные государственным переворотом, который осуществил жрец Эхнатон. Правитель Библа Риб-Адди был убит, финикийцы сдались. Египет вроде бы спохватился и выгнал захватчиков, но уже было поздно. Страну атаковали то хетты, то ассирийцы, то «народы моря», вынужденные бежать из разрушенного Крита. Случайных купцов могли не только не встретить со всем гостеприимством, но и попытаться попросту продать в рабство.
Эта пестрая компания развивает ряд городов, торгует с Египтом, создает колонии где-то на юге Синайского полуострова и добывает медь, но как только рвется связь с богатым соседом, эти колонии тоже приходят в упадок. Хурриты, хоть и были более диким народом, но культурных ценностей не чуждались, поэтому прошло полтысячелетия, и регион снова стал стремительно возрождаться. Городские стены, храмы и дворцы становятся просто огромными, а в культуре появляются мотивы… ну, разумеется, северных стран. В керамике есть явное влияние Анатолии и Сирии, а контакты с Месопотамией просто огромны по всем культурным и торговым каналам. Можно, пожалуй, утверждать, что до прихода семитских племен, регион развивался по "законам" Египта и тяготел к нему, а после перехватил традиции и обычаи Шумера, Аккада, Элама и поздних Ассирии и Вавилона. Впрочем, через двести лет все это бесследно исчезает, как не было (влияние чуждой пока культуры прекратилось, и началась выработка своей). Часто телли - холмы, где жили люди, оказываются скотомогильниками. В течение следующего тысячелетия возобновлялись связи с Египтом, и началось строительство новых городов, или возрождение старых. Именно эти города и станут новыми городами-государствами в 1800-1650 гг. до н.э. Если посмотреть схемы строительства тех городов, то можно видеть, что основное, чему уделялось внимание - фортификация, т.е. укрепление крепостных стен. Скажем, до городской канализации Хараппы им настолько далеко, насколько харрапцам до идеи строительства крепостных стен ))). Аморреи постепенно наращивают свое влияние и в 16 в. до н.э. Финикия стала частью аморрейского государства, которое и само входило в состав Хеттского. Потом страну снова захватил Египет, которые вернул былую мощь, но вторая волна "морских народов" с Крита окончательно захватывает власть в 1200 г. до н.э. и в Финикии начинается второй этап развития (кстати, следом власть перейдет к Ассирии).
Кстати, «народы моря» положили конец Хеттской державе, разрушили Угарит и даже успешно атаковали Египет. Среди них филистимляне (пуласти), дануна (данайцы), турша (этруски), шардана (сардинцы), акайваша (греки-ахейцы). В общем, все те, кого мы будем встречать все следующее тысячелетие в Греции и Малой Азии. Остается добавить, что вообще-то можно отличить «морские народы» от коренного населения, ибо первые принадлежали индоевропейской семье, а коренные финикийцы, например, - к семитам.
Кроме разбойничьих набегов извне, Финикию ожидал внутренний демографический кризис. Увеличение численности населения плюс вечные атаки всех соседей подряд вынудили мореплавателей сниматься с места и основывать новые колонии. К 9 в. до н.э. Финикия насчитывала около 300 постоянных поселений за пределами страны. Карт-Хадашт (Карфаген) стал крупнейшим и известнейшим из них. Основала его царевна Элисса, о которой писал Вергилий в «Энеиде» (там это Дидона, возлюбленная Энея). Она попросила местного вождя о клочке земли - сколько можно занять бычьей шкурой. Вождь согласился, а хитрые ханаанеи, которые на века прославились, кстати, своим обманом и хитростью, разрезали шкуру на тонкие полоски и отхватили довольно большой кусок земли. Кстати, города Палермо, Утика (Тунис) или Кадис (Гадес) - тоже были основаны финикийцами в те времена. Они же заселили Корсику, Мальту и другие острова, где их потомки остались до сих пор.
Откровенное пиратство потребовало создания военных судов, и финикийский флот стал сильнейшим в мире. С его помощью похищение рабов происходило прямо в портах. Пока местные жители разглядывали диковинные ткани, их (жителей) захватывали и кидали в трюм. Кстати, история о дочери царя Аргоса Ио, которую полюбил и забрал Зевс, согласно Геродоту, одна из таких печальных историй. На самом деле ее похитили пираты. Дурная слава закрепилась за ханаанеями на пару тысячелетий, хотя, с другой стороны, даже после падения Тира и Сидона с ними соглашались торговать решительно все народы, что, видимо, говорит о том, что не все было столь плохо.
Но мы немножко забежали вперед…
Вернемся к Финикии. К 10 веку до н.э. первенство среди Финикийских городов окончательно перешло к Тиру. Правил им тогда Хирам и известен он тем, что отослал своих искусных мастеров для строительства первого храма в Иерусалиме. Заказчиком выступал иудейский царь Соломон, который к этому времени решил подружиться с Тиром. Финикийцы поставили на строительство кедр, медь, золото и мастеров, а в уплату взяли скот и зерно, которых им всегда не хватало. По договору они получали так же возможность торговать с легендарной страной Офир, которая находилась даже не очень понятно где. То ли в Африке, то ли в Южной Аравии. Утверждается, что первый же караван привез назад более тонны золота, вырученного за товары. Таким образом, Тир сильно выиграл от этого союза. Впрочем, и иудеи тоже. В частности, им удалось обогатиться редкими технологиями. Союз скрепился династическими браками. Среди жен Соломона были финикиянки, а Ахав женился на дочери тирского жреца Иезавели. Библия назвала ее "злобной Иезавелью" за жестокость и попытку привить иудеям своего бога Баала. В конце концов, ее выбросили из окна и затоптали лошадьми.
Кстати, интересно, что небезызвестные всем масоны появились в те времена. Для строительства Храма царя Соломона из тира был приглашен Хирам-Абиф, считавшийся далеким потомков Каина. Хирам был выдающимся зодчим, но секретами делиться отказывался. Его забили до смерти линейкой, циркулем и угольником трое его подмастерьев и над его телом дали клятву хранить секреты Мастера. Они назвали себя масонами ("каменщиками"), а в память о Хираме "сынами вдовы" (Хирам не имел отца, точнее не знал его). С тех пор ритуал убийства Хирама и поисков его тела воспроизводится в каждом посвящении в масоны.
Но еще интереснее, что исторические хроники говорят о том, что Хирам был вовсе не архитектором. Он был литейщиком и делал удивительные медные, золотые, серебряные, каменные и деревянные украшения Храма. Возможно, он даже был родственником царя Тира, которого тоже звали Хирам. Легенда же, вошедшая в масонство, очередное неверное отражение старых историй (средневековая Европа многое исказила до неузнаваемости).
В 7 веке до н.э. сотрудничеству Тира и Иерусалима был положен конец. Обе страны были захвачены ассирийцами (царя Ашшурнасирпала II помните? Который захватил всех вокруг и подвиги которого пытался воспать Ашшурбанапал, построивший библиотеку.) Несмотря на частые восстания, ассирийское владычество было довольно долгим, финикийцы платили дань медью, железом, кедром, золотом и слоновой костью. И, конечно, мастерами. Восстания привели только к тому, что полностью был уничтожен Сидон, а его камни сброшены в море. Но длилось это безобразие всего сто лет, поскольку уже к 610 г. до н.э. Ассирия сама была уничтожена. Но Финикии это мало помогло, поскольку ее осадил Навуходоносор II. Тир, правда, он не смог взять - город к тому времени успел основаться на островах. Купцы Тира получили льготы и привилегии, но время было упущено, на море уже господствовали совсем другие народы - греки и… да, и карфагеняне, которые совершенно не желали знать своих предков.
После прихода персов в 4 в. до н.э. жители Тира, Сидона и Арвада впервые за всю историю Финикии объединились и сделали Триполи своим центром (Триполи означало "трехградье"). Собственно, город был основан на месте одного из старых поселений, и там собирался некий финикийский совет из 300 человек. К этому моменту власть в стране принадлежала уже не царям, а "капиталистам", т.е. торговцам и банкирам. Они и выбирали себе формального государя. В Финикии снова стало хорошо, появились дороги и почтовые сообщения. Они даже отказались выставлять флот для похода на Карфаген, затеянного персидским царем. В 350-м г. до н.э. финикийцы подняли восстание и попытались добиться независимости, но попытка провалилась. Зато персы решили положить этому конец и Артаксеркс III через 7 лет стер с лица земли Сидон, уничтожив 40 тыс. жителей. Наконец, в 332 г. пришел Александр Македонский. Тир попытался противостоять ему, как и другим захватчикам, но не тут-то было! Александр засыпал проливы землей, осадил город, взял его и, несмотря на просьбы о пощаде, тоже стер с лица земли. 10 тыс. жителей погибло в битве за город, остальные были угнаны в рабство. Город, конечно, возродился позже в очередной раз, но былого величия уже не было никогда.
После распада империи Александра Великого Финикия раздиралась между египетскими Птолемеями и сирийскими Селевкидами. Победили сирицы. Тем временем греки наращивали свою мощь и греческий язык вытеснил ханаанейский даже в портах Ливана. Везде строились дворцы, храмы и ипподромы по образцу греческих и римских.
В 218 году императором стал юный сириец Гелиогабал (Марк Аврелий Антонин Бассиан). Он объявил в Риме(!) верховным божеством старого финикийского бога Баала, но через четыре года император был убит, храмы разрушены, а Баала забыли не только в Риме, но и в Леванте, который принял учение Христа. А еще лет через 250-300 регион оказался под властью ислама, после чего можно считать, что финикийская культура окончательно прекратила свое существование.
Почему же мы столько времени уделили Финикии?
Еще пара страниц напоследок.
Даже если забыть, что Финикия стала центром ремесел и торговли древнего мира на пару тысячелетий, это была первая страна, которая изобрела алфавит.
Думаете, это произошло из-за каких-то высоких соображений? Нет, всему "виной" торговля. Вначале торговцы меняли товары "на глаз". И на сколько договорятся. Потом в ход пошли слитки золота и серебра. Или меди. В 7 в. до н.э. в Лидии вошли в моду первые монеты. Финикийцы перехватили забавное новшество и стали чеканить свою монету. Они стали называться "сикли" или "шекели", которые позже позаимствовали евреи (и оставили название до сих пор). Торговля продолжала расти. Финикия стала торговать не только своими товарами, но и стала крупнейшим посредником. Они перепродавали медь с Кипра, серебро из Испании, олово с Британских островов, слоновую кость с Индии. Корабли Тира прошли по всему западному берегу Африки и Европы, дойдя с одной стороны до "застывшего моря", с другой до огненной "колесницы богов" (вероятно вулкана на острове Фернандо-По). Есть запись и о странном море, где царит вечный мрак, а водоросли не дают двигаться дальше. Что означает, что финикийцы побывали в Саргассовом море и видели Америку. Но это все домыслы. Навигационные карты финикийцы считали чуть ли не главными своими ценностями и они до нас не дошли.
Логичным продолжением столь бурной торговой деятельности стало открытие банков. Многие финикийцы стали давать деньги в кредит и менять "валюту" разных стран. Тир и Сидон стали не только центрами торговли и производства. Это были своего рода "Уолл стриты" тогдашнего мира. Это долго спасало города даже от персов, поскольку они сами были у них в долгах. Даже после захвата Египта (с помощью, кстати, финикийского флота), в 525 г. до н.э. персидский царь Камбиз объявил ханаанеев "царскими друзьями" и на радостях отдал несколько палестинских городов назад Финикии. Финикия снабжала деньгами Дария и Ксеркса, способствуя всяческому ослаблению своего основного противника на море - Греции. Кстати, именно поэтому Александр пошел сначала в Египет. По пути лежал Тир, и оставлять подобный порт и его верфи, работающие на персов, было бы чистым безумием, которого у царя тогда не наблюдалось. Персы обогатили Финикийцев знанием банковского дела, которое в Вавилоне было известно еще во 2-м тысячелетии до нашей эры. Банкиры Вавилона вначале были, естественно, просто ростовщиками, дававшими ссуды, а потом стали давать кредиты, вклады и проводили даже безналичные расчеты между городами (чек печатался на коже с использованием печатей разных "банков"). Финикийцы с радостью подхватили эту практику и внедрили ее не только у себя, но и решительно на всем Восточном Средиземноморье. Даже народные собрания греческих городов-государств часто были подкуплены финикийскими деньгами и кредитами "до основания".
Для упрощения валютных и кредитных операций пришлось вводить… алфавит. Название произошло от двух первых букв (как и азбука): алеф (бык) и бет (дом). Кстати, придумали его еще даже до внедрения системы банковского обслуживания по образцу Вавилона (на полтысячелетия до того). Алфавит оказался удобным и постепенно стал вытеснять другие системы, в том числе и слоговое, и уж конечно иероглифическое письмо. Правда, финикийцы не озаботились тем, чтобы в их алфавите (состоявшем, кстати, из 22 букв) появились гласные, поэтому и все соседи тоже их не имеют.
Переоценить значение алфавита невозможно. Родилась грамота. Финикийцы "продвинули" и материал для письма - папирус. Книга стала называться "библион" - так назывался папирус по-финикийски (ну, и город Библ был основным поставщиком). Отсюда пошла грамота большинства народов мира. От него произошли арамейская, арабская и еврейская письменности (кстати, все они не имеют гласных и направлены справа налево). В 11 в. до н.э. алфавит перехватили греки, причем, похоже, они его попросту украли и даже не заметили, что писать надо в другую сторону (смотрели с противоположной стороны). Так появилось "обычное" письмо слева направо. Плюс греки добавили гласные. От греков алфавит перехватили латиняне, славяне, грузины и армяне. Во все эти страны алфавит был занесен торговцами Библа и/или Сидона.
Финикийские дети учились не только торговле и ремеслам, но и астрономии, технологиям, ориентировке на местности, дипломатии и даже иностранным языкам и математике (а также чтению, письму и военному делу). Грек Страбон считал, что финикийцы обладали универсальными познаниями, нужными как купцу, так и кораблевладельцу. Правда до нас дошли только слухи о существовавших в Финикии школах. Письменных свидетельств этого народа почти не осталось (папирус - материал недолговечный и почти все, что мы знаем о Финикии из письменных источников, это работы греков и египетские записи о различных посланцах).
Последнее, о чем хочется сказать, это религия Финикии. Известно о ней очень мало. Ну, во-первых, жители Ханаана не желали произносить священных имен всуе, поэтому звучали Эл ("бог"), Баал ("господин"), Баалат ("госпожа"). Кстати, точно так же и евреи обычно имя Яхве не произносят, заменяя его именами вроде Саваоф или Адонай. Итак, о религии почти ничего не известно. Но кое-что сказать можно. В каждом городе были собственные пантеоны, где были главный бог, его жена, богиня плодородия, как правило, и их сын. В Тире триада была другой - Баал-Шамем (повелитель небес), Баал-Малаки (моря) и Баал-Цафон (повелитель войска). Первый (его еще звали Эл) мало интересовался жизнью простых людей и жертв не требовал. Баал-Малаки, наоборот, требовал востоянного внимания. Единственная богиня, известная всем городам Финикии, Астарта была богиней любви и за ее любовь соперничали все Баалы между собой. Кстати, города считали разных богов ее супругами, и это тоже вызывало некие трения. Жертвы богам приносились на вершинах гор или в храмах. Приносились жертвы из продуктов, скота и… да, людей. Младенцев закапывали под фундаментами, пленных отправляли на алтари, если случалась беда, то финикийцы считали, что надо принести в жертву самых дорогих людей. В такой роли часто выступали дети. Диодор Сицилийский пишет, что видел подобный ритуал, где ребенка вкладывали в руки медной статуи божества или царя (по-ханаанейски "молоха"), откуда он падал в огонь. Существует предание, что родители детей надевали веселые маски, чтобы боги не видели их слез во время таких жертвоприношений. Позже маски переняли римляне, где они и остались до сих пор. Венецианские карнавальные маски - прямые потомки тех древних масок финикийцев.
Вот и все…
Записывайте домашнее задание.
Найти упоминания о ценности ливанского кедра, сидонского стекла и тирского пурпура.
Какова была роль финикийского флота?
Какова роль финикийского алфавита для дальнейшего развития языков мира?
Вклад Финикии в развитие цивилизаций.
Все вопросы оцениваются от нуля до трех баллов.
Удачи! И до новых встреч!
Элена Элк