12 явлений, изменивших лицо современной оппозиции

May 04, 2012 10:53

Оригинал взят у oleg_kozyrev в 12 явлений, изменивших лицо современной оппозиции
Мало кто будет отрицать, что современная российская оппозиция, гражданское общество изменились. Они мало похожи на старые добрые времена исключительно партийной политики, разбавленной гражданскими конгрессами. По моему субъективному мнению есть несколько явлений, событий, которые и стали мотором этих качественных преобразований в лучшую сторону. Все они отсортированы не по важности, а скорее по хронологии.

1. Другая Россия (речь не о лимоновской Другой России, а о ее предшественнице).
Первая попытка широкого политического объединения весьма разнородних политических сил: националисты, либералы, левые, правые. В рамках этого проекта, кстати, состоялись первые в современной истории страны праймериз, которые выиграл Гарри Каспаров. Позже была попытка создать широкое объединение в формате протопарламента. Да, многое не получилось. Но на мой взгляд именно дни Другой России и помогли появиться Болотной площади.

2. Марш несогласных. Стратегия 31.
Детище Другой России. Принципиально мирное понуждение власти соблюдать 31 статью Конституции. Граждане уведомляли власти о маршруте - и шли им. Впервые в путинские времена на улицы городов стали выходить тысячи людей. При этом, с риском попасть под дубинки ОМОНа.
Стратегия 31 - элегантное и гениальное продолжение Маршей несогласных, придуманное Эдуардом Лимоновым. Граждане знают время и место и знают свое право, гарантированное законом. И все. Со временем привело к необычно массовым для столицы акциям. Если бы не раскол в среде организаторов, часть из которых решила пойти навстречу властям в нарушении Конституции, может быть именно на Триумфальной и собралась бы первая Болотная. Часть тех, кто потом вышел на Болотную, впервые попробовала себя именно на акциях Стратегии 31.

3. Подписи за Бахмину.
Больше 100 000 подписей. Были разного рода сборы подписей до этого и были после этого. Но на мой взгляд именно то, как собирались подписи за Светлану Бахмину, и как впервые очень много людей за нее открыто вступилось - это сыграло свою роль в последующих гражданских кампаниях в Интернете. Важный момент это и техническое решение, которое было реализовано в этом сборе - показывалась динамика, была возможность вставить кнопку с меняющимся числом подписей на свой сайт или в свой блог. Это отчасти доказало, что иногда для правильного гражданского действия нужна и правильная технология.

4. Доклады "Лужков. Итоги", "Путин. Итоги"
Владимир Милов и Борис Немцов сделали вроде бы простую вещь - собрали аргументированную критику отдельных чиновников в краткий доклад. Но то, насколько качественными были тексты, насколько здорово они продвигали и распространяли доклады (и личным участием, и через Интернет, и тиражами, в том числе и изданными на пожертвования граждан) - все это сыграло роль в стремительном падении рейтинга Лужкова в Москве (а потом и в его отставке). С Путиным так же легко не получилось, но Немцов и Милов подали пример агрументированной и качественной критики политических оппонентов. Они дали в руки оппозиции не просто "он мне не нравится", а хорошо собранную доказательную базу с аргументами против.

5. РосПил, РосЯма
В заголовок можно было бы поставить и самого Навального. Впервые Алексею Навальному удалось доказать, что в блогах и соцсетях сидят ровно такие же граждане, что мы видим и на улицах. Беспрецедентная мобилизация активистов для создания массы запросов по резонансным уголовным делам. Впрочем, сами дела становились резонансными во многом благодаря постам Навального и последующим их распространением через соцсети волонтерами.
Сбор средств на РосПил. Никогда и никто в России до этого момента не собирал средства вот так, да еще и с абсолютной прозрачностью - внешний наблюдательный совет, отчеты, отчеты по зарплате. Открытый конкурс кандидатов на работу в РосПиле. Каждый элемент этого явления - новое для политики в России.
И опять же помогли технологии. Создание мобильных приложений сделало проекты более открытыми, а в случае РосЯмы - еще более работоспособными.

6. Пожары.ру. Синие ведерки. Лиза Алерт
Пожары, конечно, стали первыми и самыми значимыми для гражданских инициатив. Блогеры смогли не просто собрать помощь для погорельцев. Они вдруг поняли, что МЧС вообще не справляется, организовали мониторинг пожаров, собирали добровольцев для тушения, помогали МЧСовцам пожарными рукавами, лопатами, ведрами - покупали это на свои средства. По сути граждане ПОМИМО своей работы смогли создать аналог МЧС. Добавив ко всему этому интерактивную карту мониторинга пожаров.
Почти по этому же пути пошли и Синие ведерки, став аналогом ГИБДД. Борьба с мигалками превратилась в эффективную борьбу с хамством и беспределом на дороге. Все это сопровождалось обильными видеодоказательствами, против которых сказать было нечего даже самым упертым гаишникам.
Лиза Алерт - невероятное, на глазах, с нуля, создание волонтерской службы по поиску пропавших детей, а потом и вообще пропавших. Лизе Алерт удалось вбить в головы и чиновникам (пока не всем), и СМИ (тоже пока не всем), что пропавший ребенок это ЧП, это важно, об этом есть смысл писать и говорить и вещать и бить во все колокола, чтобы искать и искать, пока пропавший не будет найден.
Сюда важно добавить и волонтерские социальные движения - Доктор Лиза здесь вообще Магеллан, бывший раньше многих на передовой. Можно сказать и о других инициативах, но главное здесь то, что граждане, во многом помимо своей основной работы, создали по сути дубли неработающих госструктур. И созданное гражданами на удивление оказалось более эффективным и работающим.

7. Химкинский лес
Чирикова - ее как и Навального тоже можно бы в заголовок явления. Никогда еще с такой страстью и силой не защищали в России лес. Причем хоть и важный для региона лес, но ведь не Байкал. А вот просто нашлись люди, которые его полюбили и не захотели отдавать вырубщикам.
Помимо эмоций в явлении Химкинского леса есть новизна, на которую важно обратить внимание.
Ненасильственный протест, но протест активный. Люди физически вставали между деревьями и техникой. Рискуя жизнями. Получая переломы от ЧОПа, от полиции, от бандитов и от нанятых футбольных фанатов. Да еще имея в Химках постоянные нападения и убийства журналистов, правозащитников. Позже этот метод - встать между тем, что должно жить и тем, что рушит живое - позже это проявилось и в Цаговском лесу, и на Козихинском, и в ряде других мест страны.
Защитники Химкинского леса действовали абсолютно по закону - обращались в суды, вызывали полицию, проверяли документы вырубщиков, составляли акты - использовали все законные пути. И это помогало им не дать вырубить дубовую рощу, понудить власти не вырубать все сплошняком.
Следующий необычный элемент - лагерь, а зимой даже вагончик в лесу. Постоянный мониторинг происходящего. Именно защитники Химкинского леса помогли создать лагерь в Цаговском лесу. Вырубщикам на руку суды и митинги - лес-то рубится. А защитники леса показали, что не будут давать вырубать лес ровно там на просеке - если нет документов.
Химкинский лес принес и еще нечто невиданное - экспертизу проекта строительства трассы. Экоактивисты аргументированно доказали, почему выбранный правительством вариант - худший из всех возможных. Представили 11 (!!!) альтернативных вариантов прокладки трассы.
Но и это не все. Защитники Химлеса вели борьбу и на международном уровне, заставив выйти из проекта строительства трассы международные банки. А позже экологи смогли провести расследование, показавшее всю цепочку оффшоров, задействованную на проекте Химтрассы и имеющую признаки коррупционной.
Невероятно, но все это началось всего лишь с двух далеких от политики людей, мужа и беременной жены, прогуливавшихся в лесу с ребенком и заметивших отметки для вырубки.

8. Антиселигер. Последняя осень
Первый масштабный форум гражданских активистов страны - Антиселигер - собрал свыше пяти тысяч участников за четыре дня. И это в лесу. Антиселигер, а затем и его дубль - Последняя осень - дали возможность гражданским активистам из разных городов познакомиться, рассказать о себе, представить свое видение решения проблем и свой опыт. Именно на Антиселигере спокойно были рядом и правые и левые. В общем, Болотная в своем начальном виде собралась именно там. На Антиселигере впервые была представлена идея Навального "голосуй за любую партию, кроме партии жуликов и воров".
Дебаты же Навального, Каспарова и Немцова на Последней осени  в каком-то смысле стали переломными, показавшими, что на смену былым взглядам на политику приходит нечто новое.

9. Наблюдатели на выборах
Кампания "против жуликов и воров" привела и к новому для политики - массовому походу ранее не вовлеченных в политику граждан в наблюдатели. Они с одной стороны хотели повлиять на то, чтобы выборы прошли честно, но с другой стороны хотели и сами убедиться, а так ли честны выборы, как говорит об этом Чуров. И убедились, что выборы фальсифицированы. Именно наблюдатели и стали, конечно, основой вышедших на площади городов в дни после выборов.
А в профессиональной политике старого формата произошел разрыв сознания. Оказалось, что профессиональные наблюдатели, которые цинично могут работать за деньги на кого угодно, проигрывают таким вот волонтерам и в качестве и по сути.

10. Болотная, Сахарова.
Конечно эти митинги изменили все. Они показали, что граждане могут диктовать политикам формат. Оказалось, что ни "страшные" националисты, ни "радикальные" левые - не доминанта в политике страны. Все решает свободолюбивый человек. Было необычно видеть, как площадь, впервые собравшаяся, по ходу событий училась. На Сахарова решила свистеть тем, кто ей не мил. Но на следующей же акции после марша к Болотной сама же площадь отказалась от свиста, осознав, что свист это не совсем уж хорошо. Площадь гасила и провокации и не давала организаторам уйти от повестки дня - голосуя за важное.
К сожалению в какой-то момент оргкомитет перестал слышать людей и начал выбирать для митингов не те места и не тот формат, за который голосовали люди. В результате, получив санкцию властей и санкционировав митинги с властями, не санкционировали (парадокс!) эти акции с гражданами.
И тут Болотная опять проявила свой характер, наказав не слушающих граждан организаторов сперва на Пушкинской - не придя туда, а потом поставив точку на Арбате.
Болотная никуда не делась. И еще выйдет на улицу в тот день, когда ее призовут это сделать те, кто отражает ее чаяния. Может быть это будет 6 мая, может 7 мая, может позже. Но будет обязательно и неизбежно.

11. Астрахань
Солидарность, которую проявили граждане с протестующей Астраханью - удивительна. По призыву Навального в город приехали люди из многих городов, и уж точно все переживали.
Ранее нечто подобное делала Чирикова, помогая преследуемым активистам в Туапсе, в истории с Челябинским бором. Да и другие партии и активисты обращали внимание на разные истории в регионах.
Просто Астрахань стала поворотной в качестве такого внимания. Региональные царьки теперь должны взвешивать, хотят ли они преследовать оппонентов. Или наткнутся на такое внимание и такой протест и поддержку уже всей страны, что мало не покажется.

12. Мама с детьми.
Кого же поставить во главу угла всех этих изменений? Я думаю главный герой - мама с детьми. Не молодежь, не традиционные политики, а вот именно мамы с детьми.
Они первые сталкивались с чиновничьими препонами, устраивая ребенка в школу или детсад, строчили обращения и просьбы в госорганы. И вот когда мама с детьми пришла защищать свой сквер, свой дом, свой лес, свой город, своего ребенка - тогда все и изменилось. Этих мам можно встретить и среди тех, кто жертвовал на РосПил, и среди тех, кто защищал Химкинский лес, и среди тех, кто был наблюдателем на выборах, и среди тех, кто боролся за доступную среду для инвалидов, и среди тех, кто защищал Козихинский, и среди тех, кто выходил на Болотную.
И если кто и вернет в Россию демократию и покончит с путинизмом, то это не мужик с суровым взглядом, а вот она - мама, у которой есть пара растущих детей.

Акции протеста

Previous post Next post
Up